44 года назад, 11 ноября 1979 года, улицы советских городов опустели.
На телеэкраны вышла первая серия детектива про Глеба Жеглова, Володю Шарапова и банду «Чёрная кошка».
В честь очередной годовщины предлагаю вспомнить несколько фактов со съемочной площадки фильма, который заслуженно входит в Золотой фонд советского кино.
1. Станислав Говорухин был не первым претендентом на место режиссера «Места встречи изменить нельзя».
До него снимать картину по роману «Эра милосердия» (следователя МУРа Аркадия Вайнера и журналиста Георгия Вайнера) собирался Алексей Баталов. На тот момент у него уже была успешная режиссерская работа – фильм-сказка по одноименной повести Юрия Олеши «Три толстяка».
Но Баталов был ещё и востребованным артист. Когда начался подготовительный период работы над телефильмом, ему предложили очередную интересную роль.
2. В киносценарии пришлось изменить образ главного героя. В книге начальник отдела по борьбе с бандитизмом – высокий плечистый красавец, которому всего 26 лет, а Высоцкий – совсем другой мужской типаж.
3. Первоначально телефильм был снят в 7-серийном формате. Но по требованию председателя «Гостелерадио» Сергея Лапина он был сокращен и перемонтирован в 5-серийный фильм.
Говорухин вырезал
- военные эпизоды, в которых Шарапов и Левченко геройски сражались на фронте
- момент с участием Александра Абдулова (водитель бандитов), в котором он утром перед операцией выходит к машине и мочится на переднее колесо своего грузовика
- все сцены лирических (и не только) отношений Шарапова и Синичкиной
- много раз переснимали и перемонтировали момент выхода из подвала бандитов
- полностью заменили финал картины: в романе Синичкина погибает, а в фильме Варя забирает малыша из детдома и ждет Шарапова у него в комнате.
4. Владимир Высоцкий очень хотел, чтобы в съемках приняла участие Марина Влади. Он предлагал её на роль Варвары Синичкиной. Но против француженки категорически возразил худсовет.
Дескать, у актрисы, играющей возлюбленную Шарапова, должна быть безупречная репутация, а Влади никак не тянула на «советскую гражданку».
Потом Высоцкий просил, чтобы Влади дали роль подруги Горбатого. Но и этой затее помешал один из замов министра культуры Петра Демичева. Говорят, что он позвонил заместителю министра иностранных дел, и Влади в тот момент отказали в визе - она не смогла приехать на пробы.
5. Зато в киноленте снимались сыновья Марины. Средний (Пьер Оссейн) сыграл немецкого офицера. Но эти кадры не вошли в телефильм.
А вот младшего сына (Владимира Бруйе) можно увидеть в картине в роли беспризорника, которого ловит Синичкина на первой встрече с Шараповым.
6. Один из самых сложных эпизодов фильма, погоню за Фоксом, Говорухин снимал целый месяц. И все это время он работал без Жеглова. Высоцкий в тот момент отдыхал на Таити вместе с Мариной Влади.
7. В одном из интервью Станислав Сергеевич говорил, что без Высоцкого фильм не стал бы настолько популярным у зрителей. Мол, актер сыграл героя, которого ждали - неправильного, жесткого, уверенного в своей правоте и в этом свободного:
«Мне зрители задавали часто вопрос: а может, и не стоил этот фильм года жизни Высоцкого, может, он как-то сократил его? Я думаю, что нет. Он сделал его бессмертным практически…»
А теперь предлагаю проверить, насколько хорошо вы помните «Место встречи изменить нельзя» без подсказок из интернета. За каждый правильный ответ – два балла.
Да и ещё. Вы помните ваши первые впечатления от просмотра этого фильма? По прошествии лет они изменились или нет?