Найти в Дзене
Old school dude

Загадки битловской песни «Two of Us», открывающей альбом «Let It Be»

С тех пор как слушатели впервые поставили на проигрыватель вожделенно ожидаемый «битловский» винил «Let It Be», вокруг открывающей его песни «Two of Us» витала атмосфера недоумения. Представьте только: альбом, который был отложен «битлами» в сторону, предположительно став причиной их худших ссор, после чего Филу Спектору пришлось его реанимировать, выуживая треки из пресловутого хлама 140 часов аудио материала. И первое, что вы слышите, ...это как Джон Леннон выкрикивает какие-то бессмысленные студийные реплики, за которыми следует сочный кантри-роковый номер. И вроде бы нет никаких осуждений качества самой песни – «Two of Us», несомненно, красивая композиция с прекрасными лирическими образами и яркими вокальными работами Леннона и Маккартни. Пол и Джон на акустических гитарах с Джорджем Харрисоном, играющим басовую партию на низких струнах своего «Телекастера» под мерный бит барабанов Ринго, но это дружеское кулуарное подтрунивание…«Зачем же начинать альбом с этого?», – недоумевали

С тех пор как слушатели впервые поставили на проигрыватель вожделенно ожидаемый «битловский» винил «Let It Be», вокруг открывающей его песни «Two of Us» витала атмосфера недоумения. Представьте только: альбом, который был отложен «битлами» в сторону, предположительно став причиной их худших ссор, после чего Филу Спектору пришлось его реанимировать, выуживая треки из пресловутого хлама 140 часов аудио материала. И первое, что вы слышите, ...это как Джон Леннон выкрикивает какие-то бессмысленные студийные реплики, за которыми следует сочный кантри-роковый номер.

И вроде бы нет никаких осуждений качества самой песни – «Two of Us», несомненно, красивая композиция с прекрасными лирическими образами и яркими вокальными работами Леннона и Маккартни. Пол и Джон на акустических гитарах с Джорджем Харрисоном, играющим басовую партию на низких струнах своего «Телекастера» под мерный бит барабанов Ринго, но это дружеское кулуарное подтрунивание…«Зачем же начинать альбом с этого?», – недоумевали фанаты и критики. Подобной стартовой песни не было ни на одной предыдущей пластинке «Великолепной четвёрки».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

К концу 1968 года «Битлз» определённо оказались в тупике. После того, как работа над «Белым альбомом» привела к спорам и неудовлетворённостям, ребята решили, что лучше сделать шаг назад и создать что-то, что позволит им вернуться к своим корням, снова представ группой, которая могла когда-то часами играть в «The Cavern Club». Печально известный проект «Get Back» был, возможно, немного нелепой попыткой исправить ситуацию и дать Джону Леннону, Полу Маккартни, Джорджу Харрисону и Ринго Старру мотивационный пинок под зад, в котором они тогда нуждались.

К сожалению, все, кроме Пола, остались далеко не в восторге от всей этой затеи, которая по его замыслу должна была вернуть им первозданный рок-н-ролльный дух и «вдохнуть свежий воздух в старые меха». Конечно, не все сессии «Get Back» были наполнены межличностными конфликтами, но, безусловно, были некоторые трудные моменты. Давайте не будем забывать, что Джон Леннон в то время был зависим и от «герыча», и от Йоко Оно, а Харрисон всё больше разочаровывался во властном руководстве Пола. В качестве иллюстрации приведу выдержку из книги Яна Веннера «Леннон вспоминает»:

«В двух словах, Пол хотел снять – пришло время для ещё одного фильма о «Битлах» или чего-то в этом роде, и Пол хотел, чтобы мы отправились в турне или сделали что-то такое. Как обычно, мы с Джорджем говорили: «О, чёрт возьми, мы не хотим этого делать», и всё такое. Он всё организовал, и были все эти дискуссии о том, куда двигаться и всё такое разное. Я просто следовал за ними по пятам, и к тому времени у меня уже была Йоко. Мне вообще было на всё накласть. Я также всё время был под кайфом и т.п. И мне просто всё было по фиг...»

Да, прежде всего они намеревались снять положенный по контракту фильм-хронику из жизни The Beatles, где можно было бы лицезреть сочинение новых песен, весь процесс работы от самых первых и до последних репетиций и как венец всего – живой концерт группы. А вот альбом должен был стать лишь саундтреком к нему.

Недавний документальный сериал «The Beatles: Get Back» немало сделал для того, чтобы искупить репутацию «Let It Be» среди битломанов. Он продемонстрировал, что члены группы не «вгрызались» постоянно друг другу в глотку, и большинство сессий оказались продуктивными, весёлыми и полными энтузиазма, особенно когда все переехали в штаб-квартиру «Apple» и пригласили клавишника Билли Престона. Хотя недомолвки и разногласия всё же существовали, «Битлз» не были в тот период тем изнуренным противоречиями квартетом, каким они представлялись ранее.

О трудовой этике «битлов» многое говорит тот факт, что, несмотря на известное напряжение и закономерную выхолощенность, им всё же удалось записать ошеломляющее количество материала. Здесь оказалось и немало оригинальных песен, напрямую отсылающих к тому раннему совместному периоду, когда они только пришли к своему собственному стилю. Я имею в виду прежде всего Леннона и Маккартни. В качестве вдохновляющих образцов для них тогда служили в первую очередь записи американских музыкальных героев: Литтла Ричарда, Бадди Холли, Карла Перкинса, Смоки Робинсона, Артура Александера и Элвиса Пресли.

Одними из влияний на The Beatles в годы их становления, что хорошо задокументировано в многочисленных интервью, были и The Everly Brothers. Вокальные гармонии этого успешного дуэта можно тонко уловить в ранних произведениях Леннона и Маккартни, но их стилистика не использовалась в такой степени, в какой это было до сессий «Get Back». Только в январе 1969 года, во время их репетиций к тому, что позже стало фильмом «Let It Be» и их последним альбомом, появилась песня под названием «Two Of Us».

Её игривая акустическая аранжировка выполнена как раз в духе этого дуэта. Пол и Джон с восхищением включили элементы The Everly Brothers в ткань песни, на репетициях было видно, что вокалисты всё время используют один микрофон на двоих, называют друг друга «Фил» и «Дон» (так звали братьев Эверли – прим.), а иногда даже переходят к импровизированным версиям старой классики The Everly Brothers. В результате получилась не просто стилизация, а подлинная дань уважения одному из их самых ранних образцов для подражания.

В книге, сопровождающей юбилейное издание «Let It Be», Пол делится:

«Вы смотрите на карьеру любого человека, и в начале всегда был кто-то влиятельный. Я был Элвисом, я был Литтл Ричардом. Джордж был Карлом Перкинсом, Джон был Джином Винсентом и Чаком Берри. У всех нас были свои альтер-эго, и у каждого из нас их было по нескольку. И мы были Братьями Эверли».

Не смотря на то, что эта композиция была приписана авторству Леннона и Маккартни, это был всецело плод труда Пола. Первоначально песня называлась «On Our Way Home». В то время как Маккартни утверждал, что он написал её для своей жены Линды, поклонники предпочитали верить, что песня была о его дружбе с Ленноном. Джон и Пол играли эту композицию на акустических гитарах, и складывалось впечатление, что «Two Of Us» посвящалась их молодости в Ливерпуле, когда они всё время проводили вместе, гуляли, развлекались, а потом шли домой, чтобы написать ещё несколько песен. «У нас с тобой есть воспоминания длиннее, чем дорога, которая тянется впереди». Что это, как не сожаления о заканчивающемся сотрудничестве?

Конечно, битломаны тотчас заключали, что «Two Of Us» может быть истолковано как послание самим «Битлз», не зря ведь именно с неё и начинался сам альбом. В то время, когда группа испытывала разногласия, и её участники хотели отправиться в разные музыкальные направления, это был такой же призыв вернуться к истокам, как и «Get Back». Текст песни предполагает, что Маккартни напоминает своим товарищам по группе о той радости, которую они испытывали в те благословенные дни, когда впервые начали играть совместно музыку, и что их творческий союз был сильнее любых ссор, которые у них могли возникнуть.

Мы едем домой.
Лучше поверь в это!
Гудбай!

Ещё они углядели здесь отсылку к деловым проблемам The Beatles с их корпорацией «Apple» в строке «Мы с тобой гонимся за бумагой, без надежды на путь домой». Звучит так, будто Маккартни озвучивал Леннону их предстоящие контрактные столкновения. Может подспудно какие-то тревоги за судьбу группу и нашли отражение в тексте, только здесь присутствуют в основном личные моменты.

Эта песня про Пола и Линду. Лирика отражает облегчение, испытываемое Маккартни от того, что он смог оставить все свои проблемы позади и наслаждаться простыми эпизодами встреч с Линдой. Пол восхищался тем лёгким отношением к жизни, которого придерживалась его новая подруга. Она стала для него надежным тылом в мире жёстких графиков записей и публичных тусовок. С ней он смог забыть про то, что он – один из «Битлз», и быть самим собой. Как рассказывал сам Маккартни:

«Песня великолепна. Это идеальное воспоминание о времени, которое я проводил с Линдой. И в этом, по сути, заключается истинное значение названия – Мы с тобой».

Как рассказывает Пол в своей книге «Много лет спустя»:

«Когда мы впервые встретились, было поздно вечером после сеанса или что-то в этом роде, я пытался расслабиться, и поэтому мы отправлялись кататься по лондонским ночным чистым улицам в два часа ночи или что-то в этом роде, и она говорила: «Попробуй потеряться». А я отвечал: «Это противоречит каждой клеточке моего тела. Как водитель, единственное, что ты никогда не пытаешься сделать, – это заблудиться!» Она сказала: «Попробуй это, я бы попробовала». Я отвечал: «Ради тебя я попробую».
Так что я сворачивал с маленьких улочек вокруг Баттерси и спускался по маленьким закоулкам – «Эй, это здорово», – но довольно скоро ты видишь большую вывеску «Вест-Энд». Вывески повсюду. На самом деле в Лондоне очень трудно заблудиться. Мы обычно оказывались в замечательнейших местах, в которых я никогда раньше не был. Мы никогда не терялись. Так что такая свобода была частью нашей натуры».

Пол написал эту песню в один из сентябрьских дней 1968 года вскоре после их встречи в Лондоне, когда Линда познакомила Пола с искусством расслабляться по-настоящему. Она вывозила его за город, причём, не планируя заранее, куда они отправятся, и в итоге они оказывались совершенно одни в незнакомых местах. Для «Битла», которому постоянно говорили, что он должен делать, говорить и куда ехать, это было воплощением полной свободы. Как вспоминала Линда:

«Пол написал «Two Of Us» в один из таких выходных. Это о нас. Мы просто заехали куда-то в лес и припарковали машину. Я пошла прогуляться, а Пол сел в машину и начал писать. Он также упоминает открытки, потому что раньше мы посылали друг другу много открыток».
Линда Истман и Пол Маккартни. Фото из открытых источников
Линда Истман и Пол Маккартни. Фото из открытых источников
«В детстве я любила заблудиться. Я как бы говорила своему отцу: «Давай исчезнем». Но, похоже, ты никогда не сможешь по-настоящему заблудиться. Всё в конечном счёте вело бы обратно в Нью-Йорк или туда, где мы остановились. Потом, когда я переехала в Англию, чтобы быть с Полом, мы сажали Марту (овчарка Пола – прим.) на заднее сиденье машины и уезжали из Лондона. Как только мы выезжали на открытую дорогу, я говорила: «Давай заблудимся», – и мы продолжали ехать, не обращая внимания ни на какие знаки. Отсюда и строчка в песне: "Мы с тобой едем в никуда"».

Маккартни подтверждает воспоминания своей жены, заявляя: «Одной из замечательных черт Линды было то, что, пока я вёл машину и думал: «О боже, кажется, я заблудился», она просто говорила: «Отлично!» Ей нравилось теряться. И она совершенно справедливо указывала мне, что где-нибудь всегда будет указатель с надписью «Лондон», так что мы просто будем следовать ему».

«Однажды мы отправились за город и нашли небольшой лесок, который выглядел так, как будто это могло бы быть хорошим местом для прогулки. Я припарковал машину. Есть фотография, на которой я сижу в «Астон Мартине» с открытой водительской дверью и вытянутыми ногами. У меня моя гитара. Это я пишу Two Of Us».

Фотография, о которой упоминает Маккартни, сделана Линдой недалеко от Кобхэма, где автострада М25 огибает Лондон. Они в тот раз заехали в сельскую местность, где нашли боковую дорогу и поехали по ней, стараясь забраться как можно дальше. Пол с дневной щетиной, одетый в белую рубашку с открытым воротом и пальто в ёлочку за 10 фунтов из комиссионного магазина, наполовину сидящий на водительском сиденье своей машины, бренчит на своей акустической гитаре и на самом деле пишет песню «Two Of Us».

Пол Маккартни сочиняет «Two Of Us». Фото из открытых источников
Пол Маккартни сочиняет «Two Of Us». Фото из открытых источников

В своей книге «The LYRICS» Пол добавляет: «Нам просто нравилось сидеть на природе. И эта песня была об этом: ничего не делать, пытаться затеряться. Это моя любимая песня, потому что она напоминает мне о том периоде, когда мы были вместе с Линдой, и о том удивительно свободном отношении, которое у нас было. У меня была с собой гитара, и я написал её в дороге, а потом, возможно, дописал некоторые куплеты позже дома, но на этой фотографии я её и пишу».

Мы с тобой в дождевиках,
Стоим в одиночестве на солнце.
Мы с тобой гоняемся за бумагой,
Без надежды на путь домой.
Мы на пути домой, мы на пути домой,
Мы едем домой.

Текст песни «Two Of Us» рисует яркую картину влюбленной пары, проводящей день вместе и наслаждающейся обществом друг друга. Песня начинается строчкой «Мы с тобой едем в никуда, тратя чью-то с трудом заработанную зарплату», которая говорит о том, что пара живет настоящим моментом и не беспокоится о своём финансовом будущем. Они довольны тем, что находятся вместе и наслаждаются обществом друг друга, даже если у них нет на примете конкретного места назначения. Пол позже прокомментировал этот момент:

«Я не знаю, откуда это взялось и что это значит. Мне не обязательно нужен смысл. Я не стремлюсь к смыслу всё время. Иногда это просто кажется правильным. Иногда что-то просто хорошо поётся. Возьмём, к примеру, «тратить чью-то с трудом заработанную зарплату». Это не может быть «тратить чью-то еженедельную зарплату». Вы бы сами себя запутали этими словами».

Образ жизни «Битла», с постоянными требованиями и обязательствами, был очень ограниченным. Не смотря на то, что гастрольные заботы группы закончились в 1966 году, дисциплина в студии звукозаписи продолжала его приучать к планированию. Менеджеры, продюсеры и корпорация постоянно диктовали, что ему делать и когда, не оставляя толику времени для того, чтобы просто повалять дурака. Поэтому Пол действительно наслаждался новой степенью свободы.

Все изменилось в конце сентября 1968 года, когда Маккартни пригласил Линду Истман прилететь в Лондон и пожить у него в его доме в Сент-Джонс-Вуде. Именно в то время «Битлз» заканчивали запись «Белого альбома», и Пол с Линдой уезжали куда глаза глядят без какой-либо цели.

Следующая строфа песни как раз и описывает беззаботное отношение пары: «Мы с тобой в воскресенье едем за рулем, а не возвращаемся домой». Опять же, основное внимание уделяется путешествию, а не пункту назначения, и пара наслаждается обществом друг друга без какого-либо давления или ожиданий. Пол продолжает:

«За фразой «Мы возвращаемся домой» скрывается не столько буквальный смысл возвращения в Лондон, сколько попытка установить контакт с людьми, которыми мы когда-то были... А еще есть строка «Мы с тобой жжём спички». Я помню, был момент, гораздо раньше, когда мы зажигали спички просто так, ради забавы. Мы с братом (Майклом) в детстве были поджигателями, и мой папа боялся, что мы сожжем дом дотла, поэтому он заставил нас потратить целую коробку спичек, пока нам это окончательно не надоело».

Мы с тобой жжём спички,
Подняв перемычки на пути домой.

Строка «С нашей любовью мы могли бы спасти мир» говорит о том, что их любовь достаточно сильна, чтобы преодолеть любые трудности, которые встают на их пути.

Припев является классическим примером стиля сочинительства Маккартни, поскольку он хорошо запоминающийся. Строка "Мы с тобой в дождевиках, стоим в одиночестве на солнце» прекрасный пример его способности сочетать контрастные лики для создания запоминающегося образа. Вторая строка «Мы с тобой гоняемся за бумагой, без надежды на путь домой» предполагает, что они живут простой жизнью, без грандиозных амбиций или желаний.

Мы вдвоём шлём открытки,
Письма пишем на стене.

В книге Пол комментирует:

«Всякий раз, когда мы с Линдой уезжали, мы покупали много открыток и отправляли их всем нашим друзьям. Джон также был отличным отправителем открыток, так что вы могли бы получить от него что-нибудь замечательное».

Заключительный куплет, пожалуй, самый пронзительный, поскольку Маккартни поёт: «У нас с тобой воспоминания длиннее, чем дорога, которая простирается впереди». Эта строка говорит о том, что их любовь сохранится даже после того, как они уйдут, и что у них будет целая жизнь воспоминаний, которыми они будут дорожить.

Поэтому-то «Two Of Us» часто интерпретируется как лирическая песня, и это правильно. Она свидетельствует о непреходящей силы любви и тому, как она может приносить счастье и удовлетворенность даже в самых обыденных ситуациях. Пара в песне не гонится за славой или богатством, они довольны тем, что находятся вместе и просто наслаждаются обществом друг друга. Это послание, которое выходит за рамки времени и сегодня так же актуально, как и тогда, когда песня была впервые выпущена.

Интересно, что, несмотря на то, что Пол был её единственным автором, его партнерство по сочинительству с Джоном всё ещё имело для него значение. Это видно на нижней части оригинального текста к этой песне, где он подписал «A Quarrymen Original», что было отсылкой к первой группе Джона, к которой Пол присоединился в 1957 году, – The Quarrymen.

Рукопись «Two Of Us». Фото из открытых источников
Рукопись «Two Of Us». Фото из открытых источников

Над песней работали, переиначивая и пробуя разные вариации, в совокупности 13 дней. Первый раз, когда Пол представил её остальным членам группы, был 2 января 1969 года. Это было начало съёмок репетиций на киностудии «Twickenham Film Studios». Пол презентовал «Two Of Us», играя на акустической гитаре. Все прослушали девять версий песни, начиная и останавливаясь по ходу дела, чтобы Пол показал им изменения аккордов.

«Это как бы переходит в вальс, но вы поймете идею», говорит он о фрагментах песни. Джон и Джордж последовали за ним на электрогитарах, а Ринго осторожно пробовал ритм за барабанами. Пол всё время пел соло, Джордж периодически добавлял несколько вокальных гармоний и небольшие партии соло-гитары по мере того, как он всё больше и больше знакомился с материалом. Джон в конце концов тоже присоединился к вокалу. К этому времени у Пола уже были написаны все тексты песни, и он даже предложил местами трехчастные гармонии, но позже от этого отказались.

Ближе к концу репетиций Пол переключается на бас-гитару, поскольку смена аккордов всё больше укореняется в сознании Джона и Джорджа, Ринго к этому моменту также улавливает характерные изменения во времени и определяется с ровным битом на 4/4. Как бы то ни было, к концу дневной репетиции «Битлз» начали хорошо разбираться в структуре этой новой композиции Маккартни.

Следующий день, 3 января 1969 года, в целом был не таким продуктивным, но они всё же один раз прокрутили «Two Of Us», чтобы вновь ознакомиться с прогрессом, достигнутым накануне. Джон добавил: «Прекрасная мелодия». Затем Пол рассказал: «Глин (Джонс) говорил, что нужно сделать это на двух акустиках», это была идея, от которой они воздерживались на протяжении всех своих репетиций в студии. Однако после выходных они снова встретились в «Твикенхэме» на своей сессии 6 января, на которой группа снова интенсивно поработала над песней, сыграв её с тем ритмичным чувством, которое они в конечном итоге использовали в песне «Get Back», хотя та песня ещё пока не была написана. Группа провела двадцать репетиций «Two Of Us», которая на данный момент была аранжирована как прямолинейный электрогитарный рок, что можно увидеть в начале фильма «Let It Be».

Именно во время репетиций этой песни между Джорджем и Полом вспыхнула ссора, гитаристу сказали, что его сложные гитарные риффы нужно упростить, и этот обмен репликами был включен в фильм «Let It Be»:

Пол: «Я пытаюсь помочь тебе, но мне всегда кажется, что я тебя раздражаю... Я не пытаюсь тебя достать. Что я на самом деле пытаюсь просто сказать, так это: «Послушайте, ребята, может, нам стоит попробовать это?»...Это что-то вроде: «Должны ли мы играть на гитаре всю «Hey Jude»? Ну, я не думаю, что нам стоит».

Джордж: «Да, хорошо, что ж, я не возражаю. Я сыграю всё, что ты захочешь, чтобы я сыграл. Или я вообще не буду играть, если ты не хочешь, чтобы я играл. Теперь, что бы это ни было, я сделаю всё, что доставит тебе удовольствие, я это сделаю!»

Другой диалог в это время включает в себя слова Джорджа: «Мы можем играть только до тех пор, пока не найдем нужный фрагмент, или мы можем остановиться и сказать, что это не то».

На что Пол ответил: «Это то, чем мы занимались весь день, и именно поэтому у нас ничего не получается... Я думаю, мы действительно тратим впустую чертовски много времени».

Пол Маккартни играет «Two of Us». Фото из открытых источников
Пол Маккартни играет «Two of Us». Фото из открытых источников

«Two Of Us» снова была кратко затронута во время их репетиции 8 января, в то время как на сессии 9 января было отрепетировано восемь версий песни, которая по-прежнему аранжирована как рок-песня с электрогитарами. На следующий день, 10 января, также было проведено шесть прогонов, в которые были внесены коррективы. «Мы просто должны что-то сделать с этой средней восьмеркой», пожаловался Пол, что побудило Джорджа предложить «попробовать перетасовать её».

Заключительная репетиция песни в тот день была расценена Джорджем как «лучшая на данный момент», хотя вскоре после этого, во время их обеденного перерыва, Джордж решил уйти из The Beatles. Значительный интерес представляет репетиционная сессия 21 января 1969 года, которая ознаменовала первый день возвращения Харрисона. По его настоянию они сменили место проведения оставшихся январских репетиций, переехав в свой новый подвал «Apple Studios» на Сэвил-Роу, Лондон.

Хотя «Two Of Us» в этот день не репетировалась, был примечательный фрагмент диалога Леннона. Перед тем, как они исполнили одну из своих 21-ой версий песни Джона «Dig A Pony», он заявил голосом диктора Би-би-си: «Я тащусь от «Пигмея» Чарльза Хоутри и Диф-Эйдс.. .Фаза первая,в которой Дорис получает овсяные хлопья».

Чарльз Хоутри был британским актером, а «Диф Эйдс» (Deaf-Aids) это сленговое обозначение слуховых аппаратов, группа часто использовала этот термин, когда говорила о своих колонках. Дорис может быть отсылкой к певице и актрисе Дорис Дэй, имя которой упоминается в песне «Dig It». В итоге этот диалог был включен в альбом «Let It Be» в качестве вступления к «Two Of Us», предположительно по предложению Леннона.

Потребовалось время до 23 января 1969 года, чтобы The Beatles снова вернулись к репетициям «Two Of Us» на Сэвил-Роу. Хотя в этот день присутствовал недавно приглашённый клавишник Билли Престон, The Beatles исполнили две версии песни без его участия.

Именно на следующей сессии 24 января, они окончательно выбрали акустическую гитарную аранжировку «Two Of Us» в том виде, в каком мы её знаем, и это событие засвидетельствовано в одной из серий «Get Back» Питера Джексона. Джон, а затем и Пол оба переключаются на акустические гитары. Пол заявляет: «Я бы не хотел играть на басу в этой песне, потому что это так глупо, так как я написал её на гитаре, и это немного похоже на Peggy Sue». Джордж добавляет, что «это затянуто, когда нет баса», на что Пол отвечает: «Мне очень нравятся те песни, где нет баса». Пока Пол это говорит, Джордж начинает сочинять мелодию для бас-гитары на своем «Rosewood Telecaster».

Джон Леннон и Пол Маккартни во время записи альбома «Let It Be». Фото из открытых источников
Джон Леннон и Пол Маккартни во время записи альбома «Let It Be». Фото из открытых источников

В этот день они исполнили песню 21 раз, после чего Джордж заявляет: «Это звучит прекрасно, после всех страданий, через которые мы прошли... Поставьте это на би-сайд Get Back». Джон отвечает: «Выпустите это только в Италии... Давайте просто выпустим разные синглы для каждой страны». В этот день официально были записаны только три дубля, и первый появился на сборнике 1996 года «Anthology 3».

Незадолго до того, как был спет третий куплет, Пол восклицает Джону: «Возьми это, Фил», намекая на аранжировку в стиле The Everly Brothers, которую они выбрали для песни. Во второй полной версии песни, включённой в различные юбилейные издания альбома «Let It Be», Джон время от времени поёт с американским акцентом в голосе. «В этом фильме я был Филом Диланом», пошутил он позже.

На следующий день, 25 января The Beatles начинают репетировать «Two Of Us» в новой аранжировке «а-ля Everly», которую они выбрали днём ранее. Джон поёт нижнюю мелодическую строку на протяжении всей песни, в то время как Пол поёт верхнюю гармонию, и всё это достигает кульминации в пятнадцатом такте на заключительном слове «home», которое произносится во время инструментального перерыва. Ринго заполняет паузу в пятнадцатом и шестнадцатом тактах простыми ударами восьмой ноты на малом барабане, которые постепенно увеличиваются в громкости, что служит переходом к следующему бриджу.

Очевидно, к этому времени они хорошо отрепетировали песню, будучи уверенными в своих официально записанных дублях предыдущего дня, поэтому выпускали пар, немного дурачась. Вернулось прежнее товарищество Джона и Пола, чего им не хватало на протяжении всего процесса работы над «Белым альбомом».

На сессии 26 января The Beatles один раз затронули тему «Two Of Us», а затем ещё пять раз на сессии 28 января. Ещё три прогона песни состоялись 29 января, в тот день, когда они решили исполнить то, что станет их последним живым выступлением на крыше здания «Apple» на следующий день. Одна шутливая версия, которую можно увидеть в сериале Питера Джексона, была знаменательна пением Пола и Джона с улыбкой сквозь стиснутые зубы. Интересно, что с этого дня песня окончательно утратила своё рабочее название «On Our Way Home», став, наконец-то «Two Of Us».

31 января 1969 года, на следующий день после своего знаменитого концерта на крыше, The Beatles работали над совершенствованием трёх песен, которые на нём не прозвучали. Выступления этого дня были отмечены на кассетах как «Apple Studio Performance». «Two Of Us» была экранизирована и записана семь раз. Марк Льюисон в своей книге «The Beatles Recording Sessions» указывает, что «Take 12» был выбран для альбома «Let It Be».

Где-то в начале марта 1969 года Джон и Пол созвали в студии «EMI» встречу с инженером Глином Джонсом. Её цель состояла в том, чтобы делегировать Джонсу работу по составлению следующего альбома. Легенда гласит, что двое главных «Битлз» указали на большую стопку восьмидорожечных кассет с «десятью январскими днями», которые они записали на Сэвил-Роу, и сказали Глину: «Помнишь, у тебя была идея записать альбом? Вот записи, иди и сделай это».

Воодушевлённый Джонс забронировал время в лондонской «Olympic Sound Studios» и начал готовить стереомиксы версий песен, обнаруженных на этих кассетах. Всё еще идентифицируя песню как «On Our Way Home», Джонс работал над совершенствованием микса 10 и 11 марта 1969 года, опираясь на понравившийся ему дубль от 24 января. «Two Of Us» была включена им в качестве третьей песни на второй стороне альбома. Однако, его старания оказались напрасными, лишь Харрисон одобрил эту версию лонг-плея. Из-за творческих разногласий Маккартни и Леннона первоначальная версия альбома «Let It Be» так и не была реализована. Вся работа была заброшена уже в конце марта 1969, когда возникла идея записать альбом «Abbey Road».

А в феврале 1970 года Харрисон с Ленноном зазвали Фила Спектора всё же сделать из горы аудио бобин полноценный альбом. Его совместный с инженерами Питером Боуном и Роджером Феррисом ремикс «Two Of Us», вошедший в «Let It Be», был сделан 25 марта 1970 года из дубля от 31 января. Спектор добавил к началу тот самый странный монолог Джона Леннона.

Ворчаний по поводу классической редакции пластинки хватало, и уже в нашем веке, 17 ноября 2003 года, был выпущен альбом «Let It Be...Naked», предложенный Полом Маккартни, чтобы представить материал таким образом, как его изначально задумывали, без наложений «Стены звука» и оркестровок. Здесь был использован тот же дубль «Two Of Us» от 31 января, который и был на оригинальном альбоме «Let It Be», но с небольшим цифровым исправлением ошибки гитары, допущенной Ленноном.

А вот в апреле 1969-го поскольку ситуация с релизом «Let It Be» («Get Back») подвисала в воздухе, Пол Маккартни решил по-другому продвинуть своё песенное детище. Лейбл «Apple Records», набиравший обороты, по рекомендации Харрисона в феврале подписал нью-йоркское трио по имени Mortimer. Пол представил им для записи их первого сингла песню «Two Of Us». Чтобы ребята познакомились с композицией, он договорился с инженерами Питером Мью и Крисом Блэром подготовить 25 апреля 1969 года мономикс битловской записи «Two Of Us».

Из этого микса был нарезан ацетатный диск, который Пол подарил группе, и они в мае под присмотром продюсера Питера Эшера записали эту песню под названием «On Our Way Home» для выпуска синглом в конце июня. Однако, из-за прихода Аллена Кляйна в «Apple Records» и произведённых им массовых сокращений, призванных спасти компанию от потери денег, этот релиз так тогда и не состоялся. И лишь в 2017 году этот сингл с песней увидел таки свет.

Были и другие каверы. Так, в 1979 году группа Boney M включила версию песни в стилистике регги в свой альбом «Oceans of Fantasy».

Словенская группа Laibach записала индастриал-рок-версию «Two Of Us» для своего альбома «Let It Be» 1988 года.

Сделали свой кавер, вошедший в мини-альбом «Satellite» 2007 года, и американские альтернативщики из Бостона – Guster.

Песня всё ещё довольно актуальна, ведь Пол Маккартни написал пятьдесят пять лет назад о том, что «воспоминания длиннее, чем дорога, которая тянется впереди», как будто он знал, что эти хорошие времена не должны длиться долго.

☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!

❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.

➤Другие материалы подобного рода:

"Let It Be" и другое. Фил Спектор и The Beatles, история взаимоотношений
Old school dude14 февраля 2021

#музыка #битлз #beatles #история #песни