Найти тему
Old school dude

Битловская "Люси в небесах с алмазами", история с продолжением и эпилогом

Оглавление

После выхода 26 мая 1967 года эпохального альбома "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band" он на 27 недель оккупировал первую строчку в британских чартах "Record Retailer" и на 15 недель в чарте "Billboard Top LP" в США. Всего же после релиза альбом продержался в топах хит-парадов 88 недель, а с учетом CD-издания 1987 года – 206 недель.

Этой работой The Beatles не только еще выше подняли планку в подходах к записи песен, но и установили новые каноны подачи рок-пластинки как единого композиционного полотна. Это касалось всех аспектов: начиная от продуманной концепции музыкальных треков и технических студийных эффектов и заканчивая оформлением обложки. Эта запись возвела, наконец, рок-альбом в статус подлинного произведения искусства, "нетленки на все времена" и настоящего достояния нашей цивилизации.

The Beatles 1967 год. Фото из открытых источников
The Beatles 1967 год. Фото из открытых источников

Критики хвалили эту работу за инновации в написании песен, производстве и графическом дизайне, за преодоление культурного разрыва между популярной музыкой и высоким искусством, а также за отражение интересов современной молодежи и контркультуры. Многие из них и по сей день называют "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band" в числе самых влиятельных рок-альбомов всех времен. С ними солидарна многочисленная армия обычных слушателей, полагающих, что это было наивысшее творческое достижение в истории поп и рок-музыки.

Его выпуск стал определяющим моментом в поп-культуре 60-х годов, способствовав полной культурной легитимации поп-музыки как некоего современного цивилизационного феномена. Одна их первых работ в стиле арт-рок, "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band", как никакое другое музыкальное произведение до этого, способствовала многочисленным "пробными камнями" молодежной культуры той эпохи, такими как мода, наркотики, мистицизм, а также утверждению чувства оптимизма и расширения возможностей человека в целом. Неудивительно, что поклонники и почитатели группы не только погрузились в трансцендентальное поглощение музыки альбома, но и стремились прочесть в отдельных песнях тайные зашифрованные сакральные послания.

Обложка "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band". Фото из открытых источников
Обложка "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band". Фото из открытых источников

И одним из источников таких посланий фанаты выбрали песню "Lucy in the Sky with Diamonds". Поскольку 1967 год стал вершиной влияния ЛСД на поп-музыку, слушатели выискивали в те времена прежде всего намеки на этот наркотик. И поди ж ты, как будто специально – уже не важно, кто первым на это обратил внимание, – первые буквы каждого из существительных в названии песни собирались в аббревиатуру "LSD", обычно используемую для обозначения галлюциногенного препарата диэтиламида лизергиновой кислоты.

Впечатление усиливалось сложной музыкальной структурой песни, калейдоскопически переходящей с размера 6/8 в куплете на 4/4 в припеве. Экзотически звучащее вступление, исполненное Полом Маккартни на электронном органе "Lowrey DSO Heritage Deluxe", не только погружало в атмосферу ярких поэтических образов песни, но и, подпитываясь в дальнейшем тамбурой Джорджа Харрисона и звуками гитары "Fender Stratocaster", подключенной к динамикам Лесли, давало эффект иллюзорности действительности.

Это сочетание индийской тамбуры и органа Лоури, звуки которого словно вобрали в себя сочетание клавесина, виброфона, гитары и музыкальной шкатулки, создавало одну из самых необычных звуковых комбинаций не только на альбоме, но и в целом в музыке. А электрогитара через динамики Лесли делала ее звучание похожим на саранги, индийский струнный смычковый инструмент лютневого типа. Джордж Харрисон рассказывал о записи в "Lucy in the Sky with Diamonds":

"Мне очень нравилась песня "Lucy In The Sky With Diamonds". Джон всегда умел найти изюминку в каждой своей песне. Особенно мне понравились те места, где мне удалось наложить записи индийских инструментов на обычную европейскую мелодию.
Был и другой момент: в индийской музыке вокалу аккомпанирует инструмент саранги, звучащий как человеческий голос, так что вокал и звук саранги должны идти более-менее в унисон. Я решил опробовать тот же прием в "Lucy", но поскольку не умел играть на саранги, то имитировал его звучание на гитаре. В середине песни слышна гитара, вторящая голосу Джона. Я старался играть в духе индийской классической музыки".

Это был апофеоз психоделии. Слушатель погружался в музыкальную атмосферу музыки, обволакивающей мифическую поэтику текста, в результате чего создавалось ощущение, что материальный мир полностью трансформировался в нечто необычайно яркое и многоцветное, словно воссоздавая сюрреалистический опыт транса. Не мудрено, что такой эффект от прослушивания песни кому-то проще было объяснить воздействием галлюциногенов.

Лирика Леннона в "Lucy in the Sky with Diamonds" была образна и живописна и сама по себе отвечала всем битническим поэтическим канонам:

Представь себя в лодке на реке,
С мандариновыми деревьями и мармеладными небесами.
Кто-то тебя окликает, ты медленно отвечаешь.
Девушка с калейдоскопическими глазами.
Целлофановые цветы желтого и зеленого цвета,
Венчают ваши головы.
Поищи девушку с солнцем в глазах, –
И она исчезнет.

Люси в небесах с алмазами.

Следуйте за ней вниз к мосту у фонтана,
Где народ на лошадках-качалках поедает пирожки с зефиром.
Все улыбаются, когда ты проходишь мимо цветов,
Которые растут так невероятно высоко.
На берегу появляются такси из сложенных газет,
Которые поджидают, чтобы увезти вас.
Забирайся на заднее сиденье, витая в облаках, –
И ты исчезнешь.

Люси в небесах с алмазами.

Представь себя в поезде на станции,
С пластилиновыми носильщиками в зазеркальных галстуках.
Вдруг кто - то стоит у турникета, –
Девушка с калейдоскопическими глазами.

Люси в небесах с алмазами.

Помимо необычных впечатлений от прослушивания всего альбома дровишек в костер конспирологов неожиданно подкинул Пол Маккартни, давший интервью телерепортеру из "ITN" спустя всего три с половиной недели после выхода альбома:

"19 июня 1967 года в интервью с "ITN" меня спросили о наркотиках. Это было на следующий день после моего дня рождения – просто замечательно. Помню, как появились двое ребят с "ITN", а потом и сам журналист: "Правда ли, что вы употребляли наркотики?" Они стояли у двери моего дома, я не мог вышвырнуть их, и я думал: "Мне придется либо соврать, либо рассказать им всю правду". Я принял правильное решение: "Черт с ними! Скажу им правду!"
Я предупредил репортера заранее: "Вы знаете, что будет дальше: меня обвинят в том, что я рассказываю налево и направо о том, что употребляю наркотики. Но на самом деле об этом расскажете вы". Я сказал: "Ладно, вы узнаете правду. Но если вы беспокоитесь о том, что эта новость может как-то повлиять на молодежь, не пускайте этот репортаж в эфир. Я скажу вам всю правду, но, если вы предадите ее огласке, я снимаю с себя всякую ответственность. Мне бы не хотелось говорить об этом, но, раз уж вы спрашиваете, – да, я принимал ЛСД".
К тому времени я принял кислоту уже четыре раза – и так и сказал. По-моему, я поступил разумно, но этот репортаж стал сенсацией. К тому времени мы все начали принимать ЛСД, и как раз тогда они задали мне этот вопрос. Если бы его задали любому из наших друзей, то получили бы тот же ответ. Просто до моего дома было ближе, чем до всех остальных, – я жил совсем рядом со студией "ITN".
Остальные решили, что я рассказал про ЛСД умышленно. Но на самом деле на меня направили камеру, и мне пришлось быстро решать, говорить правду или нет".

Джон Леннон подтвердил, что эти слова Пола явились триггером появления намеков на скрытую пропаганду группой ЛСД:

"Он всегда удачно выбирал время для своих заявлений, верно? Шумиха вокруг The Beatles и ЛСД поднялась после того, как британское телевидение взяло интервью у Пола и задало ему вопрос: "Вы когда-нибудь употребляли ЛСД?" Пол ответил утвердительно, а потом репортеры спросили: "И вы не чувствуете никакой ответственности, объявляя об этом?" Пол сказал: "Чувствую. Не пускайте эту запись в эфир". Но конечно, они показали все интервью.
Эти же люди твердили: "Пол Маккартни и The Beatles пропагандируют наркотики". Но мы этого не делали. Как они посмели утверждать, что мы пропагандируем ЛСД, ведь они искажают сказанное нами!".

Эти слова Пола действительно словно сорвали стоп-кран некогда табуированной темы. Ринго Старр вспоминал:

"Мы никому не рассказывали про ЛСД, кроме людей, которые знали нас, а Пол решил сообщить об этом всем. Он часто делал такие заявления. Реакция публики была противоречивой. Беда заключалась в том, что у прессы появился повод обвинить нас всех. Лично я считаю, что это не их дело, но, раз уж Пол во всем признался (и его слова отнесли ко всем нам), остальным троим пришлось принимать ответные меры, что мы и сделали со всей любовью, потому что любили друг друга. Но я лично предпочел бы обойтись без этой шумихи.
Нам стали задавать вопросы вроде: "Считаете ли вы, что в употреблении наркотиков нет ничего плохого, ведь вам подражают?".

Джордж Харрисон тоже отметил те события:

"Всему виной газеты. Они стали смаковать этот скандал. Я думал, Пол промолчит. Лучше бы он ничего не говорил, потому что шум поднялся нешуточный. Нас давно пытались на чем-нибудь подловить. Наверное, до кого-то докатились слухи, вот Пола и решили расспросить о наркотиках.
Все это было так странно: полтора года мы уговаривали его принять ЛСД, а потом в один прекрасный день он рассказал об этом телевизионщикам".
The Beatles в 1967 году. Фото из открытых источников
The Beatles в 1967 году. Фото из открытых источников

Но что касается песни "Lucy in the Sky with Diamonds", Леннон дистанционировался от намеков на скрытую пропаганду ЛСД и рассказал об истинном вдохновении песни:

"Я слышал, как Мел Тормс рассказывал о шоу Леннона-Маккартни и говорил, что в песне "Lucy In The Sky With Diamonds" речь идет о ЛСД. Это неправда, но мне никто не верит. Клянусь Богом, клянусь Мао и кем угодно: я понятия не имел, что из первых букв названия складывается ЛСД.
Это правда: мой сын принес домой рисунок с летящей по небу девушкой и показал мне. Я спросил: "Что это?" А он ответил: "Это Люси в небе с алмазами". И я подумал: "Как красиво!" Я сразу написал об этом песню.
А потом мы записали эту песню, выпустили альбом, и только тут кто-то заметил первые буквы – ЛСД. Такое мне и в голову не приходило, но с тех пор я стал проверять все песни, смотреть, как пишутся сокращенно их названия. Ни в одной из них я больше ничего не заметил. ЛСД тут совершенно ни при чем.
Образы в песне взяты из "Алисы в Стране Чудес". В лодке сидит Алиса. Она покупает яйцо и превращает его в Шалтая-Болтая. Женщина в лавке превращается в овцу, и в следующую минуту они куда-то уплывают в лодке… Мне представилось именно это.
А еще там есть образ женщины, которая когда-нибудь явится, чтобы спасти меня, – девушка с калейдоскопическими глазами, спускающаяся с неба. Оказалось, что это была Йоко, хотя я еще тогда не встретил Йоко. Так что, может быть, это должна быть Йоко в небе с бриллиантами. Это вовсе не кислотная песня".

Позже Джулиан Леннон вспоминал:

"Я не знаю, почему я назвал это так или почему он выделялся среди всех моих других рисунков, но я, очевидно, испытывал привязанность к Люси в том возрасте. Я показывал папе все, что я построил или нарисовал. в школе, и эта идея подтолкнула его".
Джон Леннон с сыном Джулианом. Фото из открытых источников
Джон Леннон с сыном Джулианом. Фото из открытых источников

Ринго Старр подтверждает слова Леннона:

"Все, что наговорили по поводу песни "Lucy In The Sky With Diamonds", – полная чепуха. Я был у Джона, когда его сын Джулиан пришел к нему со своим рисунком. Это был вполне обычный детский рисунок. Джон спросил: "Что это?" И Джулиан ответил: "Люси в небе с алмазами". Эти слова сразу запомнились Джону".

Пол Маккартни тоже засвидетельствовал эту историю:

"Я заехал домой к Джону и увидел у него школьный рисунок Джулиана с подписью: "Люси в небе с алмазами". Мы ушли в кабинет и написали эту песню, со всякими психоделическими штучками...

Мы сделали все это как идею "Алисы в Стране чудес", находясь в лодке на реке ... Время от времени все это обрывалось, и вы видели Люси в небе с алмазами по всему небу. Эта Люси была Богом, Большой Фигурой, Белым Кроликом... Помню, как я выдумал "целлофановые цветы" и "газетные такси", а Джон ответил "калейдоскопическими глазами" и "зеркальными галстуками". Мы даже не заметили, что из букв в названии песни складывается аббревиатура ЛСД, пока нам на это не указали – но нам таки не поверили.

Когда вы пишете песню и имеете в виду одно, и кто-то подходит и говорит о ней что-то, о чем вы не думали – вы же не можете этого отрицать. Как и в "Lucy in the Sky with Diamonds", люди подходили и хитро говорили: "Верно, я понял. ЛСД?", – и это было тогда, когда газеты говорили о ЛСД, но мы никогда об этом не думали".

Рисунок Джулиана Леннона "Люси в небе с алмазами", из личной коллекции гитариста Pink Floyd Дэвида Гилмора
Рисунок Джулиана Леннона "Люси в небе с алмазами", из личной коллекции гитариста Pink Floyd Дэвида Гилмора

Так что эта наполненная психоделическими текстами и ошибочно трактуемая как послание о ЛСД песня появилась на свет все же благодаря сыну Леннона. Четырехлетний Джулиан показал папе свой детсадовский пастельный рисунок, который он назвал "Люси в небе с алмазами"; на нем была изображена его детсадовская одногруппница Люси О'Доннелл. Она вместе с Джулианом Ленноном посещала частный детский сад в Уэйбридже "Heath House". Ребята были близкими друзьями. В ту пору, когда юный Леннон нарисовал ее в небе с алмазами она выглядела так:

Люси О'Доннелл. Фото из открытых источников
Люси О'Доннелл. Фото из открытых источников

Сперва Люси даже не подозревала, что ее увековечили в песне The Beatles, до тех пор, пока ей в 1976 году не исполнилось 13 лет. Когда же в школе после этого она пыталась хвалиться, то дети ей не верили, парировав, что это просто песня про ЛСД. По иронии судьбы, Люси О'Доннелл даже не была поклонницей The Beatles, которых она когда-то невольно сподвигла на создание песни:

"Я не имею отношения к песне, к песням такого типа. В подростковом возрасте я совершила ошибку, сказав паре друзей в школе, что я была той самой Люси из песни, и они сказали: "Нет, это не ты, наши родители сказали, что это песня о ЛСД". В то время я не знала, что такое ЛСД, поэтому просто промолчала в ответ".

В 2007 году Люси Водден, которая на тот момент уже была замужем, в интервью "BBC" призналась, что она и есть та самая Люси, о которой поется в песне:

"Я помню, что Джулиан и я рисовали, сидя за двухсторонним мольбертом, и брызгались краской, что приводило весь класс в ужас… В день, когда Джулиан нарисовал тот памятный рисунок, отец сам приехал забирать его вместе с водителем".

Джулиан Леннон потерял связь со своей бывшей одногруппницей после развода родителей, но восстановил контакты с Люси Водден в 2009 году. Он узнал, что его детская подружка, та самая Люси О'Доннелл, которая была теперь замужем за Россом Водденом и жила в Сурбитоне, графство Суррей, страдает от заболевания иммунной системы – у ней обнаружили волчанку. Леннон послал Люси цветы и открытку, после отправлял СМС, чтобы поддержать и ободрить ее.

Узнав, что Люси увлекается садоводством и находит утешение в ухаживании за растениями, Леннон решил пойти дальше отправил ей подарочные ваучеры в садовый центр. "Я смог немного ей помочь", – сказал он тогда, – "я был так расстроен, услышав, что случилось". Люси Водден, которой удалось увидеться с Джулианом Ленноном на одном из его концертов, заметила, что ей было приятно получить знаки внимания от Джулиана:

"Было очень мило с его стороны".
Люси Воден (О'Доннелл). Фото из открытых источников
Люси Воден (О'Доннелл). Фото из открытых источников

В 2008 году Люси Водден (О'Доннелл) в Великобритании была избрана "Женщиной года" , а также была названа основателем "Lovedean Granola" компании, появившейся в 2005 году, основным направлением которой является производство гранолы высшего сорта. Гранола – это смесь размолотого овса с добавками коричневого сахара, изюма, кокосов и орехов. В том же году Люси была назначена финансовым директором "Lovedean Granola". Вскоре именно эта компания была признана самой крупной на рынке Великобритании в своем сегменте.

Идея создания "Lovedean Granola" появилась у Люси во время отдыха в Альпах вместе с семьей. Поскольку завтрак считается главным временем для приема пищи, очень скоро Водден оценила все вкусовые качества и пользу гранолы, которую она получала каждое утро в пансионате в горах. На тот момент в Великобритании гранола не была распространенным продуктом и не пользовалась популярностью, поэтому, вернувшись домой, Люси принялась готовить эту смесь самостоятельно. Теперь каждое утро в семье Люси начиналось со здоровой пищи.

Lovedean Granola. Фото из открытых источников
Lovedean Granola. Фото из открытых источников

Прошло совсем немного времени, и друзья Водден тоже заинтересовались "Лавдин гранолой от Люси", как они ее называли в честь бывшего дома О'Доннелл, где эта смесь была впервые приготовлена. Советы и отзывы друзей вдохновили Люси, и вскоре ее предпринимательский дух дал о себе знать: увлечение переросло в успешный бизнес, принесший Люси немало наград.

Еще до создания компании "Lovedean Granola" Люси пробовала себя и в другом бизнесе, в котором ей так же успешно удавалось вести дела. В конце 90-х Водден заметила, как стал расти интерес и спрос на шарфы из пашмины – шерстяной ткани высочайшего качества. На этом Люси и построила бизнес: она занялась импортом и продажей этих роскошных изделий.

К сожалению, волчанка, которую врачи у нее обнаружили, стала причиной смерти Люси Водден. Она боролась с болезнью в ​​течение пяти лет в лондонской больнице "Фонда Святого Томаса", прежде чем скончалась в возрасте 46 лет. Женщина, когда-то невольно вдохновившая Джона Леннона на написание песни "Lucy In The Sky With Diamonds", закончила свой земной путь 22 сентября 2009 в больнице города Кингс Линн в графстве Нолфок. Ее муж и отец, писатель Майкл О'Доннелл, находились рядом с Люси до ее последнего вздоха. Джулиан Леннон и его мать Синтия были шокированы и опечалены ее смертью.

Теперь, когда Люси уже точно на небесах, остается надеяться, что там и вправду вокруг нее алмазы.

Люси Водден (О'Доннелл). Фото из открытых источников
Люси Водден (О'Доннелл). Фото из открытых источников

В свое время "Lucy In The Sky With Diamonds" была одной из самых быстрых записей, сделанных The Beatles для альбома "Sgt Pepper". Возможно потому, что накануне 28 февраля 1967 года они провели восьмичасовую сессию, просто репетируя эту песню.

На следующий день, 1 марта, в студии было сделано семь дублей. Были записаны только ритм-треки: фортепиано, акустическая гитара, орган, барабаны и маракасы. Леннон, чтобы вести запись, пропел без микрофона, в седьмом дубле Харрисон сыграл на индийском тамбуре.

2 марта Джон Леннон записал ведущий вокал при гармоничной поддержке Пола Маккартни, затем были наложены бас- гитара Маккартни и соло-гитара Джорджа Харрисона. На этом они закончили. Тогда посчитали, что все получилось как надо, но спустя годы Джон Леннон выказывал неудовлетворение итоговым вариантом:

"Вчера вечером я услышал "Lucy In The Sky With Diamonds". Это ужасно, понимаете, трек просто ужасен. Я имею в виду, что это отличная песня, но это неважный трек, потому что он был сделан неправильно. Понимаете, что я имею в виду?"

Музыкальные критики с воодушевлением приняли как сам альбом, так и отдельно "Lucy In The Sky With Diamonds", называя ее как "одну из выдающихся композиций "Sgt. Pepper" и одну из классических песен психоделии в целом":

"На свете есть только несколько других песен, которые столь же успешно пробуждают мир грез как в звуковой структуре, так и в текстах".

Когда в начале 90-х Джордж Мартин готовил для "Apple Records" проект "Антология", в который входили ауттейки, демки, раритеты и альтернативные версии известных песен The Beatles, на дисках "Anthology 2" разместили альтернативный микс "Lucy In The Sky With Diamonds". Он включал в себя композицию ритм-трека из шестого дубля, тамбуры из седьмого дубля и наложенного припева. "Anthology 2" была выпущена в 1996 году.

Самое прискорбное в этой истории то, что слово "Люси" с тех пор стало жаргонным термином обозначения ЛСД.

И все же песне "Lucy In The Sky With Diamonds" удалось покрасоваться на первых местах в хит-парадах. В 1974 году Джон Леннон и Элтон Джон записали новую версию песни с вокалом Элтона Джона и гитарным сопровождением и бэк-вокалом Джона Леннона, который выступал под псевдонимом Доктор Уинстон О'Буги.

На другой стороне сингла была представлена другая композиция Джона Леннона – "One Day (At a Time)" из четвертого альбома Леннона 1973 года "Mind Games". Здесь автор также отметился бэк-вокалом и гитарной партией.

В Великобритании этот сингл добрался до десятого места, пребывая целых 10 недель в чартах, а в январе 1975 года эта перепевка возглавила американский список "Billboard Hot 100", одновременно пребывая на вершине аналогичного чарта в Канаде.

Сингл Элтона Джона "Lucy In The Sky With Diamonds". Фото из открытых источников
Сингл Элтона Джона "Lucy In The Sky With Diamonds". Фото из открытых источников

Наконец, в 2009 году Джулиан Леннон с Джеймсом Скоттом Куком и Тоддом Мигером выпустили песню "Lucy", которая является квази-продолжением "Lucy In The Sky With Diamonds" группы The Beatles. Гитара как и в битловской песне звучала подобно саранги. На обложке CD был изображен оригинальный рисунок четырехлетнего Джулиана, который теперь принадлежит Дэвиду Гилмору из Pink Floyd. Леннон и Кук 16 декабря 2009 презентовали песню на "CBS" в американском телешоу "The Early Show".

В интервью Джулиан Леннон поведал:

"В свое время мой оригинальный рисунок, изображающий Люси, потерялся. Я понятия не имею, как и когда он был найден или кто мог его забрать, но теперь он был повторно обретен, и Дэвид Гилмор из Pink Floyd любезно разрешил нам использовать его копию для обложки песни Lucy".
Обложка CD "Lucy" Джулиана Леннона. Фото из открытых источников
Обложка CD "Lucy" Джулиана Леннона. Фото из открытых источников

После того, как Люси Водден (О'Доннелл) не стало, Джулиан Леннон направил часть выручки от продажи песни и выпуска CD двум благотворительным организациям по борьбе с волчанкой: "St. Thomas Lupus Trust" в Великобритании и "Lupus Foundation of America" в США.

Когда она смеется
Со своими подружками,
Вы знаете, это и есть настоящая любовь,
Настоящая любовь, которая так невинна.
Когда она улыбается
Своим подружкам,
Этой улыбкой, которую никогда не забыть.
Мы все еще любим тебя, Люси,
Ты же знаешь, что я тоже...

☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк! Будет еще много интересного!

➤Другие статьи "Битловского цикла":

Разное о "Битлз" | Old school dude | Дзен