Первая любовь – нежное, трепетное чувство, которое подчас окрашено грустью и разочарованием от расставания.
Первая любовь - благодатная почва для написания поэтических произведений, которые передают душевные метания молодых людей:
«Я видел женский лик, он хладен был как лед,
И очи — этот взор в груди моей живёт;
Как совесть душу он хранит от преступлений;
Он след единственный младенческих видений.
И деву чудную любил я, как любить
Не мог еще с тех пор, не стану, может быть.»
(М.Ю. Лермонтов)
В прозаических произведениях повествование на данную тематику, как правило, ведется от лица женщины и очень мало произведений, где главное действующее лицо – мужчина.
Одна из любимых книг Тины Канделаки, которая сегодня отмечает день рождения, «Первая любовь» И.С. Тургенева как раз описывает первую влюбленность молодого человека.
Данное произведение Тургенева получило массу отрицательных отзывов, которые были связаны с использованием в основе сюжета автобиографических событий из семьи писателя. Но сам Иван Сергеевич следующим образом отвечал своим критикам: «Описано действительное происшествие без малейшей прикраски,… я изобразил своего отца. Меня многие за это осуждали, а в особенности осуждали за то, что я этого никогда не скрывал. Но я полагаю, что дурного в этом ничего нет. Скрывать мне нечего» (1)
На первый взгляд, сюжет повести банален до безобразия – Владимир Петрович, молодой человек шестнадцати лет, безответно влюбляется в Зинаиду Александровну Засекину, княжну из разорившегося рода, которая старше его и просто позволяет себя любить. Ну и как же обойтись без любовного треугольника – княжна Засекина, в свою очередь, влюбляется в Петра Васильевича, отца главного героя.
Но это только на первый взгляд. Произведение «Первая любовь» основано, как сказали бы сейчас, на реальных событиях, но жизнь, дама с фантазией, и выстраивает сюжетную линию лучше любого писателя.
Для лучшего понимания произведения стоит разобраться в личности героев.
Зинаида Александровна на первых страницах повести предстает перед читателем как капризная, расчетливая, эгоистическая особа, которая крутит мужчинами, а иногда даже издевается над ними. Но это всего лишь маска, которую она вынуждена носить. Княжна Засекина девушка двадцати одного года, без приданного, но с пожилой матерью и штатом пожилой прислуги, которых нужно содержать. Поэтому Зинаиде Александровне приходится быть практичной, используя свой титул и симпатичную внешность для того, чтобы удачно выйти замуж.
Петр Васильевич, отец Владимира, но что самое печальное, он номинальный отец. Его никогда не прельщала семейная жизнь, он редко общался с сыном, предпочитая легкие интрижки и жизнь в свое удовольствие. Даже брак с матерью главного героя Петр Васильевич заключил исходя из своей выгоды – материальной выгоды. И был настолько низок, что оправдывал свои постоянные интрижки возрастом супруги. Она была старше его на 10 лет.
Неудивительно, что молодая соседка привлекла внимание отца-ловеласа, а обеспеченный, на первый взгляд, сосед заинтересовал княжну. Но как я писала выше, жизнь любит вносит свои корректировки. И Зинаида Александровна, и Петр Васильевич преследовали свои эгоистичные цели, но попали в сладкую ловушку под названием «Любовь». Два прагматичных человека впервые в жизни влюбились, пропали и, к сожалению, первой жертвой запретной любви стал Владимир Петрович.
Первая любовь редко бывает счастливой. Но если в юном возрасте любовные страдания это источник вдохновения и прививка от будущих глупостей, то в зрелом возрасте она может привести к трагедии, разрушив не только жизнь влюбленных, но и их близких.
Вот и эта поздняя влюбленность не принесла счастья княжне Засекиной и Петру Васильевичу. Зинаиде Александровне пришлось устранять последствия незаконной связи и выходить замуж по расчету. Но жизнь ее была и не счастливой, и не долгой. Петр Васильевич не только окончательно испортил отношения с женой, но и, что самое главное, еще сильнее отдалил от себя сына. Он не смог пережить разлуку с Зинаидой и скончался. В последнем письме Петр Васильевич хотел предостеречь Владимира от ошибок: «Сын мой, — писал он мне, — бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы...»
Да, его совет сыну был нерациональным, основанный на болезненных эмоциях. Но на пороге смерти Петр Васильевич хотел исполнить свой отцовский долг и предупредить сына, как ему казалось, об опасности.