Среди западных классиков современной киномузыки самым близким для нашего зрителя и слушателя, пожалуй, можно назвать Эннио Морриконе. Не потому, что под его душераздирающую мелодию погибал «Профессионал» обожаемого в Союзе Жана-Поля Бельмондо. И не потому, что композитору ошибочно (видимо, из уважения) приписывают авторство популярной в наших широтах мелодии «Одинокий пастух». И даже не потому, что он неоднократно приезжал в Москву и Санкт-Петербург и считал недостижимым ориентиром музыку Стравинского и других русских гениев-классиков. То есть по этому всему тоже, конечно. Но не только. Дело в том, что Морриконе написал саундтреки для двух отечественных картин.
В 1969 году СССР, Италия и Великобритания снимали ленту «Красная палатка» - драму о полёте группы полярников во главе с генералом Умберто Нобиле к Северному Полюсу. Экспедиция провалилась: дирижабль «Италия» разбился, а вылетевший им на помощь Руаль Амундсен пропал без вести. Уцелевшие участники похода ждали помощи на льдине в красной палатке. Их спас советский ледокол «Красин».
Наши звёзды экрана — Эдуард Марцевич, Никита Михалков, Донатас Банионис, Юрий Соломин — снимались с мировыми знаменитостями — Питером Финчем, Шоном Коннери, Клаудией Кардинале. Режиссёром выступил Михаил Калатозов.
Над музыкальным оформлением фильма работали сразу два мэтра: Александр Зацепин и Эннио Морриконе. Калатозов доверился Зацепину, но продюсер Франко Кристальди позвал уже известного во всём мире Морриконе. Так появилось два саундтрека: в советской версии картины звучат мелодии Александра Сергеевича, в западной — сочинения итальянского композитора.
35 лет спустя Морриконе снова соприкоснулся с нашим кинематографом. Режиссёр Владимир Хотиненко долго искал подходящую музыку для фильма «72 метра» и в итоге отправил письмо итальянскому композитору, в котором написал всего несколько слов: «В вашей музыке есть красота и надежда. А это именно то, что нужно моему фильму и моей стране». Короткий искренний текст тронул маэстро, и он назначил Хотиненко встречу. Морриконе был готов работать при одном условии: записывать саундтрек будет его собственный оркестр в Риме. Режиссёр и продюсеры, конечно, согласились.
«Сначала я написал письмо Морриконе, затем мы встретились. В качестве референса я подложил под снятый материал его музыку из «Малены», где была мощная тема, почти с запахом моря. <…> Мы обсудили фильм [«72 метра»] и заложенные в нём темы, и уже на следующий день он приступил к работе. Мы ни разу не конфликтовали в процессе. Я приезжал, и он играл какие-то эскизы, подпевая за некоторые инструменты. Встреча с Морриконе — это волшебный момент в моей жизни», — вспоминает Владимир Иванович.
Фото: соцсети, кадры из фильмов, постеры