Найти тему

Кулачный боец I века до н.э. и Фидель Кастро — на одно лицо

В Национальном музее Рима (Палаццо Массимо) хранится шедевр эпохи эллинизма — скульптура из бронзы, изображающая сидящего кулачного борца. Увидев ее, невозможно пройти с мимо. Она приковывает взгляд своей поразительной реалистичностью. Так и кажется, что этот мужчина только что сел отдохнуть в перерыве кулачного боя, и через некоторое время опять бросится в схватку. Но пока он расслаблен, спокойно дышит и приходит в себя после боя.

Лицо этого бойца выглядит как скульптурный портрет Фиделя Кастро, лидера кубинских коммунистов. Сравните сами, перелистнув галерею.

Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и события и еще Это просто поэзия

Трудно не заметить это сходство. Не только один типаж, буквально идентичные черты! Что несомненно указывает на генетическую связь кубинца с этим древним бойцом, запечатленным в I веке до н.э. каким-то гениальным скульптором. Произведение было найдено еще в 1885 году на склоне Квиринальского холма Риме. Тогда там шли строительные работы, и рабочие наткнулись на два шедевра пластики — "Кулачного бойца" и "Эллинистического царя". В музее они сейчас тоже хранятся рядом, в одном зале.

Атлетичное тело мужчины передано со всеми подробностями, указывающими, что перед нами именно кулачный боец. А как гениально вылеплена мускулатура! Без сомнения, скульптору позировал реальный боец (уверен, что предок компаньеро Фиделя).

"Кулачный боец". Античная скульптура эллинистического периода, I в. до н.э. Бронза.
"Кулачный боец". Античная скульптура эллинистического периода, I в. до н.э. Бронза.

Лицо древнего боксера отражает род его деятельности — перебитый нос, подбитый правый глаз, распухшие от ударов губы, травмированное ухо. Нелегко же ему пришлось... Возможно, в предыдущем бою он проиграл, отсюда его несколько недовольное выражение лица. Он как будто повернул голову, чтобы огрызнуться на кого-то. Возможно, зрители освистывают его, или тренер ругает. Боец обнажен, но руки его защищены специальными ремнями, их делали из мягкой кожи. До появления боксерских перчаток подобная экипировка была привычной. На руках и плечах тоже видны ссадины, говорящие о том, куда попадал его противник.

Но кто автор этого шедевра? Хотя на ремне левой руки есть почти не читаемая надпись «Аполлоний, сын Нестора из Афин», как бы говорящая об этом, исследователи считают ее более поздней добавкой. Произведения Аполлония известны (в частности, Бельведерский торс). Хотя есть сходство в манере, но пластика скульптур отличается. Так что, вопрос об авторе открытый.

Читайте еще на моем канале:

"Охотники за искусством": как советские коллекционеры спасали "декадентское" искусство

Музей эмоций: интересная попытка поиграть чувствами людей