Найти в Дзене

Приплыли. Музей Актуального Реализма представляет выставку НОЕВ КОВЧЕГ

Часть 1.

«Ноев ковчег» простился с вольными водами созидательного художественного плавания и … пристал к тольяттинским берегам, чтобы в Музее Актуального Реализма подытожить достижения и открытия V Всероссийского форума Молодежных творческих мастерских «АРТ мастерская ХХI». Форум организован Творческим союзом художников России и Поволжским отделением Российской академии художеств при финансовой поддержке Министерства культуры РФ.

Н.Литосова. Ноев ковчег. 2023, холст, акрил, масло
Н.Литосова. Ноев ковчег. 2023, холст, акрил, масло

Это профессиональное плавание «на вырост», ведь путешествие молодых живописцев, скульпторов, графиков, фотографов и поклонников цифрового искусства к зрителю проходит под «капитанским» взором признанных мастеров… Потому что в свое время руководитель проекта Константин Васильевич Худяков , президент Творческого союза художников России, вице-президент РАХ, придумал и реализовал успешную и плодотворную формулу сотрудничества опыта и молодости в искусстве - молодежные творческие мастерские.

Часть экспозиции "Ноев ковчег" в Музее Актуального Реализма
Часть экспозиции "Ноев ковчег" в Музее Актуального Реализма

Семь таких мастерских под руководством Александра Грекова (Пермь), Олега Калайтанова (Ставрополь), Ольги Красуцкой, Сергея Оссовского и Олега Леонова (Москва), Михаила Гаврюшова (Саратов) и Дениса Мишина (Уфа) в этом году разрабатывали общую для всех участников форму тему – «Ноев ковчег». И хотя этот библейский ковчег так и остается одной из загадок для человечества, молодые художники вовсе не пытались иллюстрировать библейские сюжеты.

Часть экспозиции "Ноев ковчег" в Музее Актуального Реализма
Часть экспозиции "Ноев ковчег" в Музее Актуального Реализма

Они писали, лепили, фотографировали свой сегодняшний мир, собственное понимание ставшей еще более актуальной темы спасения, выживания, сохранения человечности и человеческих ценностей. Высказывались искренне и очень по-разному. Иногда всерьез, порою со стебом. Часто с улыбкой.

Я.Тараканова. Луи Виттон Акбар. 2023, печать на пластике
Я.Тараканова. Луи Виттон Акбар. 2023, печать на пластике
Марина Студникова. На свет. 2023, дерево, мдф, смешанная техника и Анна Селина. После большого потопа. 2023, холст, акрил
Марина Студникова. На свет. 2023, дерево, мдф, смешанная техника и Анна Селина. После большого потопа. 2023, холст, акрил

И потому итоговая выставка-2023 предъявила зрителю уникальные, эмоциональные, спорные или легко принимаемые сюжеты на вечную тему, подаренную когда-то историей о Всемирном потопе . Сюжет этот встречается у всех народов, на разных континентах, в разных культурах и дает новые творческие импульсы и в наши непростые времена.

Тимур Уразметов. Круиз "Бетониум". 2023, цифровая графика, печать на холсте
Тимур Уразметов. Круиз "Бетониум". 2023, цифровая графика, печать на холсте
Сергей Васильев. Войди ты и все семейство твое в ковчег. 2023, холст, акрил
Сергей Васильев. Войди ты и все семейство твое в ковчег. 2023, холст, акрил
Анна Канфер. Проблеск пустоты. 2023, холст, масло
Анна Канфер. Проблеск пустоты. 2023, холст, масло

Преодолеть импульсивную панику от знакомства со «слишком древним» для нынешних тридцатилетних арт-заданием смогли, как водится, умелые и смелые. По словам Константина Васильевича Худякова, «апокалипсис в данном случае может рассматриваться не просто как … угроза физического уничтожения человека, а как тотальный кризис моральных, духовных, общечеловеческих ценностей.

Анастасия Гарпинченко. Тьма. 2023, холст, масло
Анастасия Гарпинченко. Тьма. 2023, холст, масло

Это идея глобального выбора для каждого: какие именно ценности сегодняшнего дня нам необходимо сохранить для будущего всего человечества».

Мария Кавко. Заплаты. 2023, холст, масло
Мария Кавко. Заплаты. 2023, холст, масло

Руководитель Пермской мастерской Александр Греков задает себе и молодым художникам вопрос: "Какая связь между библейским мифом и крахом нынешней экономической модели?" И сам же на него отвечает: "Все просто: для катастрофы человечеству больше не нужен Бог, его гнев, его карающий меч. Оно само справится с самообнулением… Художники пишут работы с мыслью о том, кто мы, где мы, что происходит, что необходимо сохранить при реализации худших сценариев."

Мария Кавко. Трон.2023, холст, масло; Елизавета Казакова. Балласт. 2023, холст, масло
Мария Кавко. Трон.2023, холст, масло; Елизавета Казакова. Балласт. 2023, холст, масло

Автор текста: Марта Тонова (Тольятти)

Фото: М.Гаврюшов, А.Яновский

Продолжение следует