В ноябре 1717 года родился драматург и поэт Александр Петрович Сумароков – один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века и, пожалуй, первый русский профессиональный литератор.
Он происходил из знатной дворянской семьи. Считается, что фамилия Сумароковых происходит от нецерковного мужского имени Суморок, этимологическое значение которого «сумерки», «мрачный». Однако есть еще любопытная версия, что фамилия составная – из слов «сума» и «рок». То есть «Сумароков» – это «сумка судеб».
Александр Петрович окончил престижный Сухопутный шляхетный кадетский корпус. Уже в период обучения в корпусе, в 1732-1740 годах, он стал участником театральной жизни тогдашнего Петербурга, которая была сосредоточена в основном при дворе. Забегая немного вперед, скажу: первый русский профессиональный театр – «Русский для представления трагедий и комедий публичный театр» будет учрежден императрицей Елизаветой Петровной в августе 1756 года. А его первым директором станет Сумароков...
Но вернемся в юность драматурга. Кадеты создали при корпусе самодеятельную драматическую труппу, разыгрывавшую по праздникам спектакли. Слухи об их успешных представлениях дошли до двора. И в 1750 году труппа кадетского корпуса представила на придворной сцене первую трагедию Сумарокова «Хорев».
Ее центральный персонаж – легендарный князь Кий, основатель Киева. Он поверил наговорам злодея-боярина Сталверха и обвинил главного героя Хорева в измене, а его подругу Оснѐльду в пособничестве ему. Влюбленные гибнут, будучи безвинно оклеветаны. Идейный пафос трагедии сводится к предостережению монархов против слепого следования советам злодеев и льстецов, стоящих возле трона...
Потом на придворной сцене был поставлен «Гамлет» в переводе Сумарокова.
Тут надо сказать, что в те времена Шекспир был хорошо известен в Европе, но отношение к нему было неоднозначным, поскольку его пьесы противоречили нормам тогдашнего классического театра. Вольтер, властитель умов и законодатель эстетических норм, писал о Шекспире: «Читая его, кажется, будто это сочинение есть плод воображения дикого пьяницы. Но среди этих грубых неправильностей, делающих даже и теперь английскую драматическую литературу столь нелепой и первобытной, в «Гамлете» встречаются, вследствие еще большей странности, самые возвышенные черты, достойные самых великих гениев».
В том же стиле выразился и Сумароков: «Шекспир, аглинский трагик и комик, в котором и очень худова и чрезвычайно хорошева очень много».
И вот что интересно: первый «Гамлет» в России – это перевод с французского издания, в котором трагедия Шекспира подверглась многочисленным переделкам. А потом ее еще раз переделал Сумароков – уже для русского зрителя.
По Сумарокову финал пьесы — иллюстрация «правильного» классического спектакля: мятежный принц свергает Клавдия, женится на вполне здоровой Офелии и становится датским королем.
Но все же Александр Петрович сохранил знаменитый монолог Гамлета «Быть или не быть?». Он начинался у Сумарокова так: «Что делать мне теперь? Не знаю что зачать?». И по воспоминаниям, этот монолог очень взволновал зрителей.
А оригинальных трагедий Сумароковым было создано девять. И, по существу, на протяжении 2-й половины XVIII-го века они составляли основу национального трагедийного репертуара и были чрезвычайно популярны. В них легко отыскать несовершенства, но... Тут не надо забывать очевидного: при Сумарокове лишь закладывались основы великой русской драматургии, у которой все еще было впереди — и «Недоросль», и «Горе от ума», и «Ревизор», и «Гроза», и «Чайка»!..
Сюжеты большинства трагедий Сумарокова основываются на древнейшей легендарной русской истории: "Хорев", "Синав и Трувор", "Ярополк и Димиза", "Мстислав", "Вышеслав". Однако, в основном, национальная тематика в трагедиях – это лишь сюжетная канва. Главная же тема произведений – нравственная ответственность монархов в выполнении долга перед народом...
В том же переводе «Гамлета» Сумароков вкладывает в уста Гертруды следующий монолог:
Не сим есть праведных наполнен ум царей:
Царь мудрый есть пример всей области своей.
Он правду паче всех подвластных наблюдает
И все свои на ней уставы созидает,
То помня завсегда, что краток смертных век,
Что он в величестве такой же человек…
Для того времени это было чрезвычайно смело. А в «Синаве и Труворе» Сумароков и вовсе пытается поучать императрицу Елизавету Петровну:
От скверных льстивых уст ты уши отвращай
И в утеснении невинных защищай,
Храни незлобие, людей чти в чести твердых,
От трона удаляй людей немилосердных
И огради ево людьми таких сердец,
Какие показал, имея, твой отец...
А мудрая Елизавета Петровна слушала всё это со сцены, рукоплескала и хвалила.
Сумароков занимался не только творчеством. С 1756 года, после учреждения государственного театра, как уже говорилось, драматург стал его первым директором и фактическим руководителем всей постановочной части спектаклей. Он, в частности, участвовал в организации спектаклей ярославской труппы великого актера Федора Григорьевича Волкова.
Однако летом 1761 года в результате разногласий с руководством придворного ведомства, в ведении которого находился театр, Сумароков вынужден был уйти в отставку с поста директора...
Драматург переселяется в Москву. Там он пишет итоговое произведение в жанре трагедии – пьесу «Димитрий Самозванец». Это единственное сочинение Сумарокова, сюжет которого основан на подлинных исторических событиях. В работе над трагедий он использовал древнерусские летописи и исторические произведения.
Причем, не надо думать, что трагедия Сумарокова – лишь «преданья старины глубокой». Она имела и всем понятный намек на события современные. Все хорошо помнили, как царствующая тогда императрица Екатерина IIвзошла на престол, отстранив от власти своего супруга Петра III. Поэтому не удивительно, что петербургская публика валом валила на «Димитрия Самозванца».
А еще эту трагедию можно назвать одним из первых «прорывов» элементов «историзма» в русской драматургии. «Димитрий Самозванец» – предтеча трагедии Пушкина «Борис Годунов», в которой великий поэт уделил большое внимание именно воссозданию «духа эпохи»...
Не менее важными были заслуги Сумарокова и в создании русской комедии.
Он стоял у истоков этого жанра в России, написав комедии «Опекун», «Лихоимец», «Ядовитый», «Рогоносец по воображению», «Вздорщица» и другие. Его комедии пользовались у публики популярностью, а сам Сумароков, образно говоря, подготовил почву для появления шедевров Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль».
А еще Сумароков был плодовитым стихотворцем. Впрочем, ввиду распространения в России романтизма и изменения языковых и культурных предпочтений, сочинения Сумарокова быстро устарели, и в XIX веке они почти не переиздавалось. Однако его огромная роль в становлении русского языка и литературы несомненна.
По воспоминаниям современников, Сумароков был тяжёлым в общении и малоприятным человеком. Он был невысокого роста, с рыжими волосами, лицо со следами оспы. Когда волновался, его черты искажал нервный тик. В речах он был остроумен и мог удачно шутить.
Сумароков безалаберно относился к хозяйству и доходам. Обретя высокий чин действительного статского советника и будучи кавалером ордена Святой Анны, он получал большое жалованье. Его произведения печатались за казенный счет. По наследству он получил большое имение. Однако слыл расточителем, все доходы пускал по ветру и почти никогда не имел за душой лишнего рубля.
Другой поэт, а по совместительству министр юстиции, Иван Иванович Дмитриев вспоминал: под конец своей жизни Сумароков жил в Москве, в Кудрине, на нынешней площади. И уже был предан пьянству без всякой осторожности. Нередко он отправлялся пешком в кабак через Кудринскую площадь, в белом шлафроке, а по камзолу, через плечо, аннинская лента. Он женат был на какой-то своей кухарке и почти ни с кем не был уже знаком...
В мае 1777 года скончалась вторая жена поэта, из простонародья, с которой он не состоял в официальном браке. Чтобы не лишать прав на наследство прижитых с нею детей, Сумароков срочно обвенчался с племянницей покойной жены. А после этого продал с аукциона свой дом и библиотеку. Вырученные деньги он оставил детям...
И вскоре, в октябре, того же 1777 года, всеми забытый, Александр Петрович Сумароков скончался в уже не принадлежавшем ему доме.
Гроб с его телом несли на руках на кладбище Донского монастыря актеры Московского вольного театра...
На могиле Сумарокова был поставлен скромный деревянный крест, который исчез уже в начале XIX века. Существующий памятник установлен лишь в 1951 году на месте, где приблизительно находилась могила драматурга.