Помните ли вы, какие электрички ездили по Москве в 2011 году? Небось, уже забыли, как страшный сон. А, нет! Не забыли. Особенно, если регулярно катаетесь по таким направлениям как Ярославское, Павелецкое, Казанское, и, внезапно, по новоиспечённому четвёртому Диаметру. И если на первых трёх с тех времён ничего не поменялось... Как ездили морально устаревшие электрички, так и ездят, просто более новые, построенные по старым добрым советским чертежам... То от МЦД-4, столь помпезно открытого в аккурат перед мэрскими выборами ожидаешь чего-нибудь опрятного, чистого, свежего.
Однако ж дудки с маслом! Поезда-то здесь, может быть, и новые, зато руководители, вместе с их подходами к обслуживанию - старые, со всеми вытекающими: поезда моются по праздникам, и даже новёхонькие ЭП2ДМ на фото выше выглядят не слишком презентабельно. А чего тогда было раскошеливаться, если можно было просто продолжить эксплуатировать старые ЭР2Р, если нет особенной разницы? Вот, полюбуйтесь! В них даже все стеклопакеты выглядят так, что скоро у них внутри появится новая цивилизация - прямо как в старые добрые "Эрочные времена"!
А что вы хотели? Ну зима жеж ведь, вот поезда и пачкаются каждый день... Да и вообще - Россия большая, за всем не уследишь, так что не надо критиковать родненькие российские железные дороги. В некоторых регионах вообще электрички не ходят, а вот вы в своей Москве совсем зажрались - чистые составы вам подавай, ишь чего захотели! Не жили хорошо - нечего и начинать! И это ведь новые поезда, а компанию им на четвёртом диаметре составляют ЭД4М 2010-х годов выпуска, которые Московская моторвагонная дирекция даже не собирается модернизировать и приводить их удобство к уровню хотя бы более новых поездов ЭП2Д.
Большое туалетное помещение, приспособленное для инвалидов? Места для пассажиров с детской коляской? Для велосипедов? Смешно. И убирать даже из головных вагонов под это дело пару-тройку диванов мы, конечно же, не будем. А зачем, всё равно скоро сюда ЦППК придёт, вот они пускай и разбираются.
Специальные места у них не предусмотрены. Ну так предусмотрите! В конце концов, Россия - большая и богатая страна, а ОАО "РЖД" - крупная и совсем не бедная компания. Разве при желании мы не сможем модернизировать наши ЭД4М по примеру одной из бывших стран СССР, где старые электрички научились осовременивать так, что от новых не отличишь?
Ну, ладно, всё это лирическое отступление о наболевшем, давайте же, наконец, полюбуемся электричками Павелецкого направления, которые я сфотографировал солнечным апрельским днём в 2011 году, совершив прогулку от Донбасской трамвайной эстакады до платформы Верхние Котлы. Тут вам, например, клыкастый электропоезд ЭМ2, который на самом деле является модернизированной советской Эркой, подробнее историю этих аппаратов я рассказывал ранее, ссылка в конце статьи. И заметьте: поезд хоть и старый, зато выглядит приятно: и зелёный и чистый. Красота!
Следом за ним - ЭМ2-004 - ещё одна модернизированная ЭР2, которой сохранили оригинальную рижскую кабину, поменяв только заводское обозначение... Зачем было переименовывать поезд? Рациональное объяснение отсутствует. Видимо, для пускания пыли в глаза человеку, который должен был выделить "изготовителю" "новых" электричек кругленькую сумму.
А электрички всё льются, словно из рога изобилия! Две старых Рижанки, одна из которых - в новом обличии, встречаются под автомобильным путепроводом. И тут надо отдать должное: благодаря модернизации электричка ЭР2-883, построенная в 1970 году, проездила аж до 2017-го... Почти полвека! В то время как ЭР2-1322 1983 года - всего 29 лет.
Приглядитесь: видите у головного вагона гладкую крышу? Это как раз и есть признак самых ранних электричек ЭР2, в то время как более поздние машины получили на крыше ребро жёсткости...
Как, например, поезд ЭМ2-015, сделанный из ЭР2-1098 1976 года постройки.
А вот и Аэроэкспресс! Новый на тот момент ЭД4М-0316, целиком красный, да ещё и здоровенный, целых 11 вагонов! Сейчас на этом маршруте курсируют специально придуманные для нужд Аэроэкспресса поезда с хитрым названием ЭД4МКМ-АЭРО, которые, к тому же, сократились до 8 вагонов, а ЭД4М-0316 в 2012 году перекочевал на Ярославское направление, где работал в роли регионального экспресса "РЭКС", а в 2022 году занял место среди обычных пригородных электричек.
А вы тоже в детстве думали, что если существует электричка ЭР2 с номером 3025, то это значит, что, по меньшей мере, 3025 составов было построено? Честно признаюсь - я считал именно так, не догадываясь о таком понятии как "дополнительно построенные вагоны". Представьте теперь моё удивление, когда в далёком 2003 году я увидел фотографию поезда с головой аж 8018... Зачем дополнительным вагонам такие номера? Понятия не имею.
А ЭР2-1344 - вполне себе полноценный состав, одна из последних построенных электричек ЭР2 1984 года выпуска, проработавшая ровно 30 лет. Номер самой последней ЭР2, я напоминаю - 1348.
ЭМ2-012 промчался в сторону Подмосковья, этот поезд был построен... Ха-ха, построен. Сделан из ЭР2-1084 1976 года выпуска... И это на моём фото поезд покрашен в скучные советско-зелёные цвета, а если вы найдёте его фотографии сразу после капитального ремонта - со стула упадёте! Так что тренд на уродование красивых поездов появился далеко не вчера и далеко не с приходом корпоративных красно-серых цветов.
Ещё один клыкастый ЭМ2 проехал в сторону Москвы
Спустя примерно час я дошёл до платформы Верхние Котлы, где Павелецкое направление делает левый поворот в сторону Москвы. В этом не слишком живописном месте был пойман зелёненький поезд ЭР2-1323, который спустя два месяца был списан, не проработав и 30 лет...
Следом за ним - ЭМ2-028, сделанный из кругломордой электрички ЭР2-1016 1974 года выпуска... Брр, ну и рожа. Я никогда не понимал: что мешало Московскому локомотиворемонтному заводу провести модернизацию, сохранив поездам оригинальные кабины?
И наконец, ЭД4М-0316... Что? Опять 0316? Вот это я засиделся на перегоне, уже даже целый Аэроэкспресс успел доехать до аэропорта Домодедово и теперь возвращается обратно. Пора и честь знать! Тем более, дома ждут мамины котлетки с пюрешкой, да и курсовая работа по электрическим машинам сама себя не рассчитает.
Вот только сфотографирую напоследок этот зелёный пассажирский поезд, в который каким-то чудом затесались тогда ещё редкие красно-серые вагоны. Ох уж эти вездесущие ЧС2К! Куда ни плюнь - везде эти сине-белые сараи... Были. А сейчас попробуй отыщи во всей Россиюшке хоть одного такого покемона.
А что же сейчас творится на будущем пятом Диаметре? Сейчас расскажу. Но сначала напоминаю про телеграм-канал "Всё, что движется": подпишитесь на него, чтобы все публикации Дзена по теме транспорта были под рукой.
Итак, в 2013 году на Павелецком направлении начали появляться новые электрички ЭД4М с "кософарой" мордой, которые, кроме этой самой морды, ничем принципиально не отличаются от уступивших им место Эрок - те же коллекторные двигатели с реостатным управлением, та же тамбурная компоновка без мест для колясок, для велосипедов; без удобного туалета... И, естественно, корпоративная окраска РЖД.
Впрочем, депо Домодедово, которое и обслуживает электрички "Павеляги", умудрилось испоганить даже корпоративную окраску, намалевав на кософарых электричках огромную неуместную оранжевую полосу, дизайн которой позаимствован с обычных ЭД4М. Маляры! Зам по ремонту! Приёмщик! Начальник депо! Вы видели, что у вас получилось? Вы считаете, это нормально?
Таким образом, по состоянию на 2023 год обитатели Павелецкого хода - всё те же постсоветские электрички, которые устарели уже тогда, когда на заводе были нарисованы их сборочные чертежи. А ещё благодаря окраске и уровню обслуживания выглядят они менее приятно, чем бегавшее здесь до них старьё Рижского завода.
Даже экспрессы до аэропорта Домодедово приуныли.
Вам покажется это странным, но я считаю Павелецкое направление одним из самых уютных в Подмосковье. Пока "диаметры" превращаются в озаборенные зоны отчуждения с турникетами у каждого столба, где ездят, пускай современные, но довольно бездушные поезда, которые являются копиями друг друга, "Павеляга" остаётся своего рода островком нашей молодости с её "теми самыми" электричками, "теми самыми" железными столбами, "теми самыми" платформами из старых железобетонных плит... Одним словом, если вы хотите вспомнить, какими железные дороги Москвы были в 2000-е годы, то вам определённо сюда.
Интересно, сколько читателей разделяют мою точку зрения?
Рассказ про Электропоезд Московский:
Электрички "на другом конце" МЦД-5: