Найти в Дзене
КиноБуква

«Неопалимая купина» - современный российский сериал, который ничуть не хуже советских фильмов о Великой Отечественной Войне

Оглавление

Я думала смотреть по серии вечерком, не спеша. Очнулась в 2.30 ночи со слезами на глазах и колотящимся сердцем. Восемь эпизодов на одном дыхании. Необычайно сильный и проникновенный сериал. О российском современном кино с меткой «военное» принято говорить либо плохо, либо никак. Ломаю стереотипы – это ХОРОШО. Не просто хорошо, а очень хорошо.

Пожалуй, похожие впечатление и послевкусие были после «Курсантов». Тоже не то, чтобы сильно известный мини-сериал 2004 года, который я часто рекомендую. Оба проекта объединяет то, что они военные, но не о войне. И если «Курсанты» это ДО войны, то «Неопалимая купина» – ПОСЛЕ.

Интересно, что премьера состоялась не так давно, пару лет назад, хотя, как я поняла, съемки велись ещё в 2014 году! Главной героине по сюжету 23 года. Это легко подсчитать, ведь в 1945-ом, вернувшись войны и вставая на учет, она четко называет год рождения – 1922-ой. Клавдии Коршуновой тогда было 30 лет, исполнителю одной из ведущих ролей Даниилу Страхову – 38, что тоже много больше, чем требуется. К концу съемок Коршуновой уже 35 и, разумеется, видно, что это не 23-летняя девочка, но выглядит она все равно чудесно, а Страхов и вовсе словно законсервировался.

Также есть путаница с названием. Везде в поисковиках сериал можно найти как «Неопалимая купина». Но. На афише – «Неоконченный бой». Понимай, как хочешь. Ведь снято по мотивам двух повестей Бориса Васильева - «Неопалимая купина» и «Неоконченный бой». Оба названия в самую точку. Война закончилась, но бой продолжается. Как жить в условиях мира? А уж про купину и вовсе очень тонко и глубоко.

«Неопалимая купина - горящий, но не сгорающий куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх. 3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю».

Поэтому будем считать, что название двойное:

🎬Неопалимая купина - Неоконченный бой (2019)

Кто читал Васильева, может возмутиться, что не так всё было и многое присочинили. Но режиссер и не скрывает, что сериал – по мотивам:

«Произведение не столько о войне, сколько о том, как война меняет, уродует человека. Причем, героическую женщину. Неслучайно Васильев взял такое название. «Неопалимая купина» — ветхозаветный образ, это горящий, но чудом не сгорающий куст терновника. Сразу скажу, что мы не снимали дословное изложение рассказа Бориса Васильева. У нас есть оригинальный сценарий, в основе которого литературный первоисточник. Поэтому есть и новые персонажи, новые линии отношений и новые эпизоды».
Дмитрий Тюрин

Что по сюжету:

Старший лейтенант разведки Антонина Федоровна Иваньшина (Клавдия Коршунова) в последний день войны, уже после объявления Победы, продолжает операцию – ведь ранее был приказ обезвредить власовца, расстрелявшего мирных жителей, который никто не отменял. Тоня идет в последний бой, но какой ценой!

После госпиталя она возвращается с фронта. Юная девочка, которая прошла через ад и привыкла к смертям и лишениям. Тоня пытается найти свое место в мирной жизни. Но мирная жизнь не так уж доброжелательна к героям войны.

В сериале очень интересное композиционное решение – в начале каждой серии несколько минут черно-белой хроники, воспоминания Антонины о военных буднях. Вот взрыв и чья-то оторванная кисть валяется в грязи, вот мальчишка отказывается отходить от трупа матери. А в конце – несколько минут документального интервью реальных женщин-фронтовичек. И эти кадры только усиливают эффект увиденного в серии. Воспоминания показывают, через что пришлось пройти Тоне и как она стала разведчицей, а женщины-ветераны говорят в том числе и о том, что очень многие уходили на фронт со школьной скамьи. Вся их взрослая жизнь – война. Они больше ничего не умеют. Их университеты – поля сражений, окопы и землянки. И как жить дальше тем, кто вернулся, не понятно.

Про отношение к женщинам на войне говорить, я думаю, не нужно. Точнее, к женщинам, вернувшимся с войны. Их оскорбляют как мужчины, так и женщины, тыловики. Понятно, для чего поперлась на фронт. Подстилка, которая заработала погоны одним местом. Страшно видеть глаза Тони, когда кто-то кидает подобные обвинения. Они ранят глубже, чем пули. И если в бою осколком зацепило, и рана на теле осталась, то от несправедливых, пренебрежительных этих слов шрам на сердце, который не заживет никогда.

«Я думала, что я умру на войне».

Тоня – центральный персонаж, связывающий между собой всех остальных. И через свою судьбу она словно рассказывает/показывает судьбы других людей, которых также искалечила война. И если физически кого-то и не зацепило, то морально – точно всех.

Вот первая любовь – очаровательный, интеллигентный офицер-артиллерист и человек тонкой душевной организации Валентин. Валька (Даниил Страхов), который ценит музыку Рахманинова, классическую литературу и цитирует Библию.

Вот безнадежно влюбленный в Тоню сосед по военному общежитию Витька (Андрей Шибаршин), вот бесшабашный водитель грузовика Федя (Артем Быстров), к которому Тоня кидается, чтобы заглушить боль, и его старушка-мать в деревеньке, вот непутевая и эгоистичная 17-летняя беременная Зинка (Арина Шинкина), вот младший лейтенант, который ослушался приказа и остался инвалидом (Вячеслав Чепурченко), полицейский Клим , который хотел быть другом, да не сдюжил (Олег Васильков), наивная московская девочка-модистка Лара (Лиза Арзамасова), молоденькая кондукторша в поисках простого женского счастья (Софья Лебедева), контуженный фронтовик с пулей, застрявшей в голове Николай Трошин (Алексей Кравченко), вот дети Трошина, вот их дом. Ну как дом – бомжи, и те живут в лучших условиях. Вот школа с учителями, которые ведут себя так, словно боги педагогики и моральных устоев.

А еще спекулянтша Нюрка (Валентина Мазунина) – вот уж удивила, так удивила. Думала, ее максимум – Валька из Перми в «Реальных пацанах». Или коллега Антонины по кубовой Люба (Хельга Филиппова) – просто шок от преображения актрисы и воплощения образа мужеподобной, угловатой, странной женщины. Браво. Кастинг – бесподобный.

«Рожать – это не долг, это физиология. Долг – умирать, когда не хочется».

Кадр из мини-сериала «Неопалимая купина», 2019 год, режиссер Дмитрий Тюрин
Кадр из мини-сериала «Неопалимая купина», 2019 год, режиссер Дмитрий Тюрин

Это одновременно тяжелый и очень светлый фильм. Потому что он светлом человеке. Да, от некоторых эпизодов ком в горле. Я намеренно не пересказываю сюжет, но, например, сцена в больнице с ребенком – в голове не укладывается…. Визуально очень все красиво, операторская работа прекрасная. От одинокого горящего дерева в поле и темного женского силуэта на фоне светящегося дверным фонарем временного пристанища до вида сверху на Тоню и камни, которые вовсе не камни, а кусочки того, что когда-то, до бомбежек, было чьими-то домами.

Для тех, кто всегда ищет, к чему прицепиться в кино на военную тему, даю зацепку. Даже две. Это не какой-то там существенный минус, повлиявший на мое восприятие, но у кого в руках уже заготовлены тухлые помидоры, тому понравится:

  • У Антонины очень современная, стильная и модная стрижка. И крашеные волосы. И если в начале это не так бросается в глаза, но потом становится заметно.
  • Персонаж военнопленного – быть в плену, мягко говоря, было не почетно. Поэтому странно, что персонаж едва ли не бравирует данным фактом, рассказывая, что ТАМ даже собаки живут лучше, чем у нас люди. Наверняка были такие наглые и бесстрашные, но у меня возник небольшой когнитивный диссонанс.

На этом все. Никаких придирок. Тоня без макияжа, с грязными ногтями, с оттопыренными погонами, без гражданской одежды, как, впрочем, и большинство тех, кто вернулся с войны. Прошел год, а она до сих пор ходит в гимнастерке, а из новых вещей – только юбка и платье, полученные в подарок. Квартирно-общежитский антураж превосходный, атмосфера самая что ни есть проникновенная.

«Неопалимая купина», «Неоконченный бой», кому как нравится – история, о которой я долго не могла написать. Не получалось собрать мысли в кучу. Впечатление – удар. Резкий, оглушающий. И финал, после которого можно только молчать.

Если задуматься, то в каждом герое сериала, как и в реальном герое войны, есть такой же осколок, как у Трошина в голове. И никое время это не лечит, оно едва ли притупляет боль. И только.

Кто смотрел, какие у вас эмоции?