Разве вы не знали, что многие граждане Российской империи не имели фамилий? У всех жителей нашей страны они появились только в советскую эпоху, да и то в 30-е годы, когда была объявлена всеобщая паспортизация городского населения.
Тем не менее, посчитали, что в деревне паспорт не нужен. Кому его предъявлять крестьянину, корове что ли? Там и так каждый друг друга знает. Если кому-то требовался документ, удостоверяющий личность, то сельсовет выдавал ему справку с печатью.
Действительно, в первые годы советской власти, на окраинах нашей необъятной страны, и в глухих деревнях, крестьяне не имели фамилий и, соответственно, документов, удостоверяющих личность. Различали их, добавив к имени либо имя отца, либо матери. Проще было с теми, кто имел какое-нибудь прозвище.
Откуда появились фамилии у крестьян
Когда начали создаваться колхозы и понадобился учет, фамилии в документах записывали таким образом. Так, Перт, сын Григория, становился по Григорьевым, а Николай по прозвищу Хромой получал фамилию Хромов. Ну и все деревенские кузнецы становились Кузнецовыми.
Еще в марте 1918 года Ленин издал декрет «О праве граждан изменять свои фамилии и прозвища». После революции многие пожелали поменять свои имена и фамилии. Чаще всего по причине того, что они были неблагозвучные. Кому, к примеру, хотелось быть Дураковым или Гнилозубовым? Но были и те, которые не хотели носить имена и фамилии духовного или дворянского происхождения. Наркомат внутренних дел никому в этом не отказывал и за перемену фамилии взимал приличную пошлину.
Новый паспорт – новая фамилия
Моду на них ввели пролетарские вожди, бравшие себе звучные псевдонимы. Вспомним, тех же Ленина, Сталина, Троцкого, Каменева, Кирова, Молотова и прочих.
После революции появились желающие взять себе фамилию, отвечающую веяниям новой эпохи. Так появились Атеистовы, Комиссаровы, Самолетовы, Правдины, Октябрьские, Коммунаровы. Часто подобные фамилии давали в детских домах сиротам, которых после Гражданской войны развелось немало.
Как возникли фамилии в среднеазиатских республиках, входивших в состав СССР
Там с этим делом было довольно просто. Жителям давали русифицированные фамилии от их имен. Так Ибрагим становился Ибрагимовым, Гаджи – Гаджиевым, а Мамед – Мамедовым.
А вот в некоторых прибалтийских республиках русские фамилии переиначивали на свой национальный лад. В Латвии, к примеру Иванов, до сих пор звучит и записывается как Ивановс.
Отдельный вопрос об обмене еврейских фамилий
Когда в период гонений лиц еврейской национальности им стало трудно реализовать свои способности, они начали менять свои имена на привычные в советском обществе. Мойша стал называться Михаилом, а Барух – Борисом.
То же происходило и с фамилиями. Наиболее активно этот процесс пошел в середины 50-х годов. Вместо Ароновых, Вайсфельдов, Егудиных и Зайдманов появились Соловьевы, Галкины, Гусевы и даже Русины. Детей, рожденных в смешанных браках, приписывали по национальности к тому родителю, который не был евреем. Да и фамилию в паспорте давали его же.
Тем не менее, когда в конце 60-х лицам еврейской национальности в СССР разрешили выезд в Израиль, то все они нашли подтверждение своим еврейским корням.