На одном хорошем канале на днях вышла статья, где автор удивляется излишней, по её мнению, самостоятельности детей в советском кино. А в заключении делает вывод:
Советское кино следовало определённой идеологии. и вот, благодаря, ей, создавался некий художественный мир, в котором все было так, как полагается нормам этой идеологии.
То есть, получается, автор не верит: создавался, дескать, только образ, а в реальности всё было «как-то иначе», надо полагать. Что же, не соглашусь, хотя я прожил в СССР всего-навсего первые 11 с половиной лет своей жизни. И частенько некоторые из «старичков»-читателей, меня укоряют за то, что я жизни в СССР толком не знал, а рассуждаю что-то.
А тут люди «за голову хватаются», увидев совершенно безобидные (на мой взгляд) эпизоды из советских фильмов и отказываются верить в то, что это было в реальной советской жизни. Так вот, нет, это не образ, это как раз нормальная советская жизнь.
Вот, например, пионеры из «Бронзовой птицы» (хотя в книге они уже комсомольцы) одни в своём лагере - тут вообще надо сделать скидку на суровые 20-е годы. Но молодого автора (полагаю, ему меньше 30-ти лет) удивляет то, что в советских фильмах дети до 10 лет довольно много гуляют по двору одни. Что тут поделать - сейчас (излишки прогулок) такое и впрямь сложно представить.
Хм... но если я скажу, что для меня десятилетнего (в 1990 году, достаточно поздний период, к слову) было совершенно нормальным забирать четырехлетнюю сестру из детского сада? Как и для всех моих сверстников - они тоже ходили за своими младшими.
Будучи ребёнком из интеллигентной семьи советских служащих (и отец, и мать, были членами партии к тому же) я, между тем, в возрасте 9 лет самостоятельно разводил кроликов (постигая азы животноводства в журнале «Приусадебное хозяйство»), отец мне только клетки помогал делать и он же, потом этих кроликов «колол» (как у нас выражаются), вот к последнему у меня душа не лежала как-то.
И в те же 9 лет я самостоятельно ходил встречать нашу корову и овец из общего стада, надо сказать, это вообще было «традиционно детское занятие». Если на то пошло - корова и сама прекрасно знает дорогу домой, более того, были вредные молодые коровки, которые норовили сбежать из стада домой ещё днём. Вот загнать домой овец - это подчас бывало проблемой.
С другой стороны, некоторые «утрированные» эпизоды в советских фильмах имелись. Меня, например, озадачивало, что Костю Иночкина, выпнули из пионерлагеря и отправили восвояси одного, балластом с пустыми бидонами. Кстати, в сборнике «Единица с обманом», в повести «Самая лучшая палатка» имеется «обратный» случай - там персонаж по имени Генка Быструшкин (он же Мусюкин), наоборот, добирался до пионерлагеря самостоятельно.
Тоже, знаете ли, занятная с современной точки зрения история - родители у этого Генки спокойно отбыли на курорт, а сына, одного с чемоданом, отправили к автобусу, который должен был везти школьников в пионерский лагерь. Автобус отменили и Генка поехал своим ходом.
И надо сказать, мы всё же не были бесстрашными балбесами, как главный герой фильма 1983 года «Витя Глушаков - друг апачей». Мы любили бегать по заброшенным стройкам и картофельным складам, но впускать домой мутных алкашей... нет уж, увольте, голова на плечах имелась даже у самых безбашенных из нас. За незапертую дверь (когда дома никого не оставалась) могло сильно влететь. И вот здесь важный момент: самостоятельность давала лишь толику свободы, но куда больше ответственности.
Так что условности и допущения в советских детских, «не сказочных» фильмах, совсем не большие. Многое в нашей жизни так и было.