Найти тему

"Люди и звери". Три разных фильма в шедевре Сергея Герасимова. Фильм второй - Запад как он есть.

Продолжение. Начало тут

Теперь переходим к дидактической части фильма, теме "мы и они". Начинается она уже на первом привале по дороге в Запорожье. Павлов привез с Запада "интересную штучку", которой нет в СССР - чай в пакетиках. Анна Андреевна и Таня удивляются этой "интересной штучке", на что Павлов замечает, что "там" можно купить много разных таких "штучек", если у тебя только есть деньги. Но счастье не в этих штучках. Таня иронично его подкалывает - а разве эти "штучки" плохо и в чем заключается счастье?

Тут авторы фильма несколько скомкали ответ Павлова. С одной стороны эти "штучки" вроде и хороши, и удобны в быту, но с другой надо разоблачить этот западный мир потребления и его бездуховность. Задача сложная. И пока Павлов отвечает, что человек будет счастлив, если у него есть чувство собственного достоинства. То есть у советских собственная гордость, на буржуев смотрим свысока. И вообще чай лучше заваривать в заварном чайнике. Но окончательное обличение еще впереди.

А теперь подробнее о главном герой фильма - Алексее Ивановиче Павлове. Сибиряк, учился в вузе в Ленинграде. Началась война, был призван в армию. В январе 1942 г. при попытке советскими войсками прорвать блокаду в районе ст. Мга был ранен и попал в плен. Прошел Майданек, Дахау, Бухенвальд. Был освобожден в 1945 г. американцами из Бухенвальда. Репатриироваться на Родину не стал, а вместе с четырьмя друзьями, такими же бывшими советскими военнопленными, прошедшими с ним Дахау и Бухенвальд, стал "перемещенным лицом", получил соответствующий документ, и уехал работать вначале на шахты в Судан, потом в Канаду и окончательно остановился в Аргентине. Там работал на гасиенде, принадлежащей русской эмигрантке Марии Николаевне Щербацкой.

Есть замечательная "Песня перемещенного лица", которую написал журналист, поэт, сценарист Евгений Агранович в 1954 г. для фильма "Ночной патруль". Исполнять ее должен был Марк Бернес, который играл вора-медвежатника по кличке "Огонек". После войны "Огонек" долго скитался по заграницам и, наконец, устроившись на иностранное судно, вернулся в Союз, прихватив при этом судовую кассу в валюте. Но песня эта в фильм не вошла. А прозвучала она через 12 лет в фильме "Ошибка резидента" в исполнении Михаила Ножкина. И авторство песни стали приписывать ему. Вот эта песня в исполнении автора, фронтовика, кавалера многих орденов и медалей Евгения Аграновича. Она идеально подходила для фильма Герасимова.

Немного следует рассказать о том кто же это были такие эти "перемещенные лица. Во время войны миллионы советских граждан оказались в Германии и странах ею оккупированных. Это были военнопленные и гражданские лица, угнанные на принудительные работы в Германию. К концу войны их было около 5 млн. человек. Уцелевших военнопленных из этого числа было 1.7 млн. человек, включая и тех, кто пошел на службу в немецкую армию и полицейские подразделения. А также в эти 5 млн. входили десятки тысяч отступивших с немцами пособников врага, члены их семей и другие беженцы.

Еще в ноябре 1944 г. Советское правительство высказало свое мнение о будущей судьбе советских граждан, оказавшихся в числе перемещенных лиц

Люди, враждебно настроенные к Советскому государству, пытаются обманом, провокацией и т. п. отравить сознание наших граждан и заставить их поверить чудовищной лжи, будто бы Советская Родина забыла их, отреклась от них и не считает их больше советскими гражданами. Эти люди запугивают наших соотечественников тем, что в случае возвращения их на Родину они будто бы подвергнутся репрессиям. Излишне опровергать такие нелепости. Советская страна помнит и заботится о своих гражданах, попавших в немецкое рабство. Они будут приняты дома, как сыны Родины. В советских кругах считают, что даже те из советских граждан, которые под германским насилием и террором совершили действия, противные интересам СССР, не будут привлечены к ответственности, если они станут честно выполнять свой долг по возвращении на Родину.

Репатриация советских граждан из союзнических зон оккупации, а это было около 3 млн. человек, была в основном добровольная. Принудительная репатриация в Советский Союз была применима только к тем лицам, которые подпадали под условия Ялтинского соглашения,

т. е. были гражданами СССР и фактически находились в его пределах к 1 сентября 1939 г. и которые: 1) были взяты в плен в германской форме, 2) принадлежали к советским вооруженным силам и к 22 июня 1941 г. или после этого срока не были надлежаще оттуда уволены и 3) на основании серьезных данных были признаны сотрудниками неприятеля в смысле добровольного оказания ему помощи и содействия.

Однако, позже США поменяли свою точку зрения и заявили, что никто не может быть против своей воли возвращен в свою страну. Из почти 5 млн. человек на Западе осталось около 450 тыс. советских граждан.

Таким образом, Павлов и трое его друзей по плену, как советские военнослужащие, не уволенные из армии, в обязательном порядке должны были репатриироваться на Родину. Но они не стали это делать. В фильме причины того, почему Павлов остался на Западе авторами фильма конкретно не объясняются. Это сейчас можно было бы "оправдать" поступок Павлова, что он боялся попасть из немецкого концлагеря в советский, поскольку одним из главных "козырей" т.н. "либеральной" пропаганды является утверждение, что миллионы советских военнопленных эшелонами перегонялись из гитлеровских концлагерей в сталинские, и прямиком на Колыму. Но тогда просто представить было невозможно, чтобы распространять такую наглую ложь.

Но с другой стороны прямо сказать, что Павлов допустил слабость, доверился американской пропаганде, и потому не вернулся на Родину, значит снизить положительный образ главного героя. Поэтому Павлов, пытаясь объяснить, почему он сразу не вернулся на Родину и почти 15 лет скитался по заграницам, поясняет, что боялся, что на Родине его будут упрекать в том, в чем нет его вины. А может ему и самому было стыдно. Как одному из бывших военнопленных офицеров, который после выхода фильма написал Николаю Еременко письмо

В 45–м я прошел гос. проверку по I категории, получил документы, деньги и мог убираться из лагеря на все четыре стороны. Потеряв семью, не чувствуя за собой никакой вины и в то же время в тайниках души своей позорясь и казнясь за плен, я выписал литер в город Фергану и, не сообщив ничего о себе в Ленинград своим родным, уехал в Среднюю Азию. В 47–м году, примирив себя со своей совестью, я приехал в Ленинград к матери.

Но вернемся в Аргентину, где Павлов, и его друзья по плену Клячко и Савватеев работают на рубке сахарного тростника в поместье мадам Шербацкой-Хартман. Молоденькая девушка из семьи белоэмигрантов подцепила пожилого немца и после его смерти стала владелицей обширной гасиенды. Щербацкую играет Татьяна Гаврилова, тогдашняя студентка Герасимова и Макаровой во ВГИКе.

-2

Ее привлекла русская речь друзей и, подойдя к ним, она спросила: "Вы власовцы". "Нет, не власовцы",- ответил Клячко. На что хозяйка заметила: "А что, разве власовцы это плохо? Ну ладно пусть не власовцы". То есть мадам не может поверить, что обычные советские люди, ни предатели, ни власовцы, отказались вернуться на Родину.

С плантации хозяйка забирает Павлова в свой дом служить ей камердинером. При этом непрочь заняться с красивым соотечественником и любовью. Вроде бы и неплохо пристроился. И крыша над головой, и работа, а его друзья Клячко и Савватеев, уехавшие в ФРГ, советуют ему жить "со своей марфутой" и не дергаться.

Но тут на сцену для поддержки образа мающегося без Родины Павлова выходит сам Сергей Аполлинарьевич Герасимов в образе троюродного дяди хозяйки, приживала при ней, тоже белоэмигранта, князя Львова-Щербацкого. Это один из ключевых героев фильма, хотя и не занимающий там много места. Но каков Герасимов, какое разнообразие лицедейства. Старый, нищий, бездомный старик, когда-то бывший "богат как Крез", потерявший смысл в жизни, но понявший, что без Родины человек ничто.

-3
Великий народ. Великий язык. А мы с вами - эмигрантишки паршивые. Это все происходит незаметно. Сегодня представитель великой нации, а завтра - шлак. Мираж. Шелуха истории. Я по себе знаю. Уезжайте домой. Уезжайте поскорее, пока вас не затянуло это проклятое болото. Ну что вам тут. тут же все ничтожно, мелко, глупо, старо, подло. И грешить толком не умеют. Грешат без души как обезьяны.

И еще один очень важный разговор происходит у Павлова. Уже в ФРГ, куда он переехал из Аргентины, со своими друзьями Клячко и Савватеевым. Их играют Михаил Глузский и Вадим Захарченко. Друзья сидят в одном из гамбургских дансингов, пьют за встречу и обсуждают намерение Павлова вернуться на Родину.

Они его не одобряют. Они уже представители другой идеологии - " где тепло, где сытно кормят, там и Родина". Особенно великолепен в этой сцене Клячко - Глузский. Ведь перед нами ни предатель, ни изменник Родины. Солдат, проливавший кровь за нее, попавший в плен, и там достойно себя проявивший, не пошедший в лагерные полицаи, несколько попыток к побегу. Но вот пришлось приспосабливаться к новой жизни. И он приспособился.

-4
Мы для них для всех - отрезанный ломоть, хоть и проливали кровь за Родину. Они там чистенькие, а мы здесь грязненькие. По ихнему выходит, что они только люди, а все остальное зола. А я вот гляжу и вижу, что все люди и все человеки. И каждому своя рубаха ближе к телу. Так пусть уж моя рубаха будет моя. Видать таким уж человека природа-мать уродила, и не человеку переделывать его на иной Псалтырь. Видать, парень, ты еще не дозрел, поживешь тут, пообщаешься с умными людьми, глядишь у тебя глаза и откроются. Все будет нормально. И работа будет, и деньги будут.

Целая философия и очень даже более актуальная сегодня, чем тогда. Вот, к примеру, известная своими прыжками с шестом Елена Исинбаева,

-5

распиаренная в свое время в нашей стране, почти как главная спортсменка, майор российской армии. И как-то незаметно перебралась в Испанию, и перестала сильно отсвечивать. Но тут СВО и приходится отвечать за то, что ты военный майор и из России. А жить то хочется в Испании, и зарплату получать, как член комиссии спортсменов МОК. Ведь кредит висит в 600 тыс. евро за покупку виллы в Испании. И вообще она теперь "человек мира". Ну кто в нее кинет камень?

В России, как и в любой другой стране в Европе, каждый спортсмен принадлежит к тому или иному клубу. До 2018 года я выступала за ЦСКА и была удостоена высоких наград и званий за выдающиеся спортивные достижения. Те звания, о которых сегодня говорят, носят номинальный характер, так как я не состою и никогда не состояла на службе в Вооруженных силах РФ. Так же, как никогда не была депутатом Госдумы или членом какой-либо партии.
Я человек мира, всегда была и им останусь! Живу там, где работаю, ем то, что люблю, общаюсь с теми, кого ценю и уважаю. Я всегда верила и буду верить в лучшие стороны каждого человека, даже тех людей, которые готовы бросить камень в меня сегодня лишь потому, что кто-то что-то где-то сказал, написал или распространил фото 10-летней давности, не имеющие никакой связи с настоящей реальностью. Сегодня я с радостью могу сообщить, что уже в сентябре 2023 года возобновляю свою международную деятельность в МОК, так как в отношении меня у МОК нет никаких сомнений и не под какие статьи и санкции я не попадаю.

Вот только у Клячко, несмотря на всю его философию, душа то все равно болит, хоть и задавил он в себе тоску по Родине вот этой "общечеловеческой" философией. И когда Павлов отвечает ему, что побрезгует занять у него денег, чтобы добраться до Родины, он, будучи уже сильно пьяным, приходит в бешенство и вместе с Савватеевым жестоко его избивает. Трезвым он, конечно, драться бы не стал. Но тут все внутреннее ожесточение на жизнь и на самого себя у него вырывается наружу и выливается в безобразную драку.

Попутно в фильме показываются образчики западной "сладкой жизни". Орущая, доходящая до животного состояния толпа на кетч-поединках. Переполненные многочисленные дансинги, где пьют и едят в три горла. Сбившись в животную массу толкутся на танцполе, и даже девицы, сексуально прижавшись, висят друг на друге. В общем полный угар и разложение.

А кроме того Павлову приходится служить шофером в семействе владельца гамбургской верфи. Развозить его двух великовозрастных сыновей-балбесов, которые любят поиздеваться над русским. Этот коммунист, победитель теперь прислуживает побежденным.

И после избиения, потеряв последних близких ему людей в этом чужом мире, Павлов пытается кончить жизнь самоубийством.

-6

Но из петли его достает простая немецкая женщина,

-7

приводит в свой дом, где у нее трое маленьких детей и нет мужа, скорее всего бывший солдат вермахта, уже умер, и возвращает Павлова к жизни. "Главное - принять решение",- учит она его. И Павлов окончательно решает возвращаться на Родину. Так что и там есть люди.

А на Родине случилось так, что он помог одному колючему "ежику" осознать себя человеком. А "ежик" помог ему. Но об этом в четвертой части.