Сергей Герасимов и Тамара Макарова - самая звездная пара советского кино. Главный кинороманист и главная аристократка отечественного кинематографа. Были, конечно, и другие знаменитые кинопары - Орлова и Александров. Пырьев и Ладынина. Ромм и Кузьмина. Но Герасимов и Макарова самый звездный кинодуэт в прямом смысле этого слова. На двоих шесть орденов Ленина и каждый имел по Золотой Звезде Героя Социалистического Труда. Встретились в середине двадцатых и вместе прожили почти 60 лет.
Тогда, в середине 20-х, Герасимов был одним из основных актеров студии ФЭКС "Фабрики эксцентрического актера", основанной Козинцевым и Траубергом. Среди своих Сергей Аполлинариевич считался пижоном и плейбоем. В тяжелом длинном пальто и огромной модной кепке Герасимов, несмотря на бахрому на брюках, походил на миллионера из заграничных журналов. Хозяйка квартиры произносила его отчество на французский лад: «Аполлинэриевич». А он изображал перед ней бывшего графа, который вынужден скрываться под личиной актера, и с тех пор его иногда за глаза называли Аполлинэром.
А потом в студию пришла Тамара Маакарова. Подруга Герасимова Елена Кузьмина, будущая жена Михаила Ромма вспоминала
Это было существо на красивых длинных ногах, в обтянутом шелковом платье ядовитого зеленого цвета. Довольно глубокий вырез заканчивался стройной шеей, на которой сидела коротко стриженная по моде голова с большими лучистыми глазами. Герасимов пал сразу и навсегда."
Герасимов стал пробовать себя в режиссуре. Но первые его четыре фильма оказались неудачными. И только с пятого началось его восхождение на советский кинорежиссерский Олимп, где он вскоре занял одно из первых мест. "Семеро смелых", "Комсомольск", "Учитель". Первая герасимовская обойма на современную тему. И во всех фильмах главных героинь - комсомолок, ударниц, красавиц играла Тамара Макарова.
И вдруг неожиданный поворот к классике. Макаровой сшили роскошное платье к фильму Эрмлера "Бальзак в России", но съемки не состоялись. Чтобы платье не пропадало, Макарова уговорила Герасимова снять "Маскарад" по драме Лермонтова, тем более, что на подходе был лермонтовский юбилей - 100- летие со дня смерти поэта.
Герасимов согласился и сам сыграл в фильме роль Неизвестного, так как утвержденный ранее на роль Олег Жаков заявил, что не умеет читать эти чертовы стихи. Фильм был закончен 21 июня 1941 г., а на следующий день, в воскресенье 22 июня, руководство студии должно было фильм принять. Но в этот день началась война.
Герасимов и Макарова остались в осажденном Ленинграде. Их приняли на службу в Политуправление Ленинградского фронта. А что же с "Маскарадом"? Седьмого ноября Гераcимов и Макарова решили сходить к себе на квартиру.
Проходя мимо кинотеатра «Молния», что на Петроградской стороне, еще издалека увидели около одного из домов толпившийся народ. Поначалу показалось, что после бомбардировки работает спасательная команда. Но когда подошли ближе, увидели, что ленинградцы толпились возле кинотеатра «Молния», где на дверях была вывешена маленькая, написанная от руки афишка: «Сегодня новый художественный фильм «Маскарад». Мы вошли. Сели среди усталых сумрачных людей. Погас свет, и началась картина, которую мы, собственно говоря, видели на публике в первый раз. Дважды сеанс прерывался сиреной воздушной тревоги. Механик открывал окошко и спрашивал у публики: — "Ну как? Пойдете в убежище или дальше крутить будем?!" — "Крути дальше!" — слышались голоса. И сеанс продолжался. Когда же дело дошло до столкновения Арбенина с Неизвестным и прозвучали слова: «Несчастье будет с вами в эту ночь»,— сидевшая рядом со мной худая девушка сказала: — "Ну, это уж слишком!"
Но еще в августе Сергей Герасимов и Михаил Калатозов приступили к съемкам фильма "Непобедимые". Главные роли играли Борис Бабочкин и Тамара Макарова. Фильм о том, как в осажденном Ленинграде на Кировском заводе рабочие и инженеры выпускают танк КВ-2. Бабочкин играл главного конструктора танка, а Макарова сотрудницу конструкторского бюро. Между героями Бабочкина и Макаровой возникал роман, заканчивающийся женитьбой. При этом Бабочкин на дух не переносил ни Герасимова, ни Макарову.
Часть фильма успели снять в Ленинграде, но после того, как на "Ленфильме" разбомбили павильон, группа выехала в Среднюю Азию. Герасимов и Макарова приехали из Ленинграда в военной форме, с пистолетами на боку, чем взывали насмешки местной кинотусовки, ранее эвакуировавшейся в тыл. Закончив съемки фильма к осени 1942 г. , Герасимов и Макарова тут же вернулись в осажденный Ленинград.
После войны самой заметной работой Герасимова был фильм "Молодая гвардия", снятый в 1948 г. Затем был не очень удачный фильм "Сельский врач", несколько документальных фильмов. А затем наступило время "Тихого Дона", одного из шедевров советского кино. Почти два года длились съемки этой трехсерийной картины. И вот в ней то для Тамары Макаровой роли не нашлось. К этому времени она стала Гретой Гарбо советского кино. Такой же "Прекрасный Сфинкс" или "Снежная королева, как и великая шведка. Прекрасно выглядящая, элегантно одетая, никакой суеты лицом, внимательный и доброжелательный взгляд, спокойный, ровный голос. Человек знающий себе цену и цену другим. Добрая, умная, прекрасная королева.
После "Тихого Дона" Герасимов собирался снимать в совместно с киностудией "ДЭФА" из ГДР фильм о фельдмаршале Паулюсе. Но что-то не заладилось. И тогда он решил экранизировать свой сценарий "Люди и звери"
Началом этой картины послужило партийное собрание во ВГИКе, посвященное одному из педагогов. Он был в немецком плену, побывал в гитлеровских лагерях и после скитаний по разным странам вернулся на родину. А теперь восстанавливался в партии. При всей безыскусственности и простоте рассказа он произвел на нас очень сильное впечатление. Тамара Федоровна в ту же ночь последовательно записала весь рассказ и задумалась о его возможной экранизации. И вот через несколько недель она положила мне на стол свое либретто, где история человека, потерявшего родину, переплеталась с историей ленинградской блокады, где ведомые нам судьбы послужили прототипами героев фильма. Желание написать сценарий по этим материалам возникло у меня сейчас же, но я еще не был уверен, что сам буду ставить его. Однако уже в процессе написания мне стало очевидно, что это и есть моя следующая работа.
Герасимову очень повезло с исполнителем роли главного героя, вернувшегося на Родину после 17 лет странствий, бывшего советского военнопленного Алексея Павлова. Отрывки из сценария были опубликованы в "Литературной газете" и Герасимову пришло письмо от актера Минского театра им. Янки Купалы Николая Еременко. Он писал, что судьба Алексея Павлова очень схожа с его и готов играть в фильме любую роль.
Приписав себе три года, Еременко в начале войны пошел в офицерской училище, получил звание младшего лейтенанта, воевал в кавалерийском корпусе. В 1942 г., в 16 лет, молоденький командир сабельного взвода при выходе его части из окружения попал в плен. До конца войны находился в немецких лагерях для военнопленных. Несколько раз пытался бежать, но неудачно.
И при первом же знакомстве с Еременко Герасимов сразу понял, что исполнитель главной роли найден. И больше никого не искали. Съемки фильма проходили на Кубе, в ГДР, а так же в местах, где происходят события фильма - в Севастополе, Запорожье, Харькове. Постепенно первоначальный замысел снять фильм о мытарствах "перемещенного лица" вылился в эпопею о тогдашней современной жизни и Советского Союза , и Запада. Впервые советский зритель увидел так подробно жизнь этого западного, пресловутого "общества потребления".
Фильм двухсерийный и длится почти четыре часа. И в эти почти четыре часа Герасимов сумел поместить практически три самостоятельных фильма
Первый - это дорожное путешествие на "Москвиче-407" из Ленинграда в Севастополь трех главных героев: врача Анны Андреевны Соболевой, ее двадцатилетней дочери Тани и встреченного ими по дороге старого знакомого Анны Андреевны, недавно вернувшегося на Родину бывшего военнопленного Алексея Павлова.
Второй - жизнь и скитания Алексея Павлова на Западе.
И третий - типичный конфликт "отцов и детей", взросление и воспитание чувств дочери Анны Андреевны Тани.
Вот начало фильма. По дороге Москва-Симферополь едет "Москвич-407", а в нем мать и дочь Соболевы. Перебираются на новое место жительства в Севастополь. Таня слаба здоровьем, а Анне Андреевне, как врачу предложили работу в санатории под Севастополем. Живут вдвоем, их муж и отец погиб на войне. Анна Андреевна пережила ленинградскую блокаду, а Таня в два года была отправлена в эвакуацию и потерялась. Пять лет разыскивала ее Анна Андреевна и нашла только после войны, уже восьмилетней, в псковской деревне.
Любимая ученица и любимый педагог - Жанна Болотова и Тамара Макарова.
Первое впечатление о Тане - избалованная, капризная девица, вечно чем-то недовольная. Правда, мать спокойно, с легкой иронической усмешкой относится к дочкиным недовольствам. Но это такая режиссерская уловка - замаскировать истинную сущность девушки, дать ей по ходу фильма избавиться от юношеского инфантилизма.
А так это типичный представитель молодого поколения "оттепели". Ведь все-таки на дворе июль 1959 г. Машина сломалась, мать остается разбираться с неисправностью, и Таня, которая не может сидеть и ждать, решает идти пешком до придорожной гостиницы, всего 6 км по шоссе, где у них забронирован номер для ночлега. Романтический вечер настраивает романтическую девушку на лирический лад. Она идет и читает вслух стихотворение. Но ни Евтушенко, ни Ахмадуллину, ни Ахматову с Цветаевой, а не очень известное , написанное в 1919 г., "Путешествие" "младшего акмеиста" Всеволода Рождественского.
Нет, не Генуя, не Флоренция,
Не высокий, как слава, Рим,
Просто маленькая гостиница,
Где вино ударяет в голову,
Где постели пахнут лавандою,
А над крышей — лиловый дым.
Прогуляем с утра до вечера…
Выйдет Вега — условный знак,
При свечах подадут яичницу,
Мы смеемся, читаем Пушкина,
Отвернется сосед — целуемся,
И по узкой скрипучей лестнице —
Кто скорей — взбежим на чердак.
А впереди ее ждет гостиница, где их с матерью ждет неожиданная встреча. Но об этом в следующей части. Вот тут.