Найти в Дзене
REALIST

Метеор - 2020 VS Метеор-120Р

В России ничего нет, говорили они... всё развалили, распродали, распилили, вывезли за рубеж и пропили в казино Монако. Но мы с вами люди умные и не верим всяким лажовым информационным вбросам. Мы верим только фактам, а факты таковы: на сегодняшний день построено уже три судна проекта 03580 "Метеор 120Р" и четыре судна проекта 03830 "Метеор 2020". Чем отличаются эти два судна?

Метеор-120Р. Разработчик - ЦКБ по СПК им. Р.Алексеева. Длина габаритная 34,4 м Ширина габаритная 9,2 м
Высота габаритная при ходе на крыльях (от уровня воды) 9,0 м
Осадка габаритная на плаву 2,5 м
Водоизмещение полное 68 т
Скорость хода 65 км/ч
Пассажировместимость 116 чел
Экипаж 4 чел
Дальность хода 600 км (в полном водоизмещении по запасам топлива)
Автономность плавания 8 час (продолжительность рейса)
Метеор-120Р. Разработчик - ЦКБ по СПК им. Р.Алексеева. Длина габаритная 34,4 м Ширина габаритная 9,2 м Высота габаритная при ходе на крыльях (от уровня воды) 9,0 м Осадка габаритная на плаву 2,5 м Водоизмещение полное 68 т Скорость хода 65 км/ч Пассажировместимость 116 чел Экипаж 4 чел Дальность хода 600 км (в полном водоизмещении по запасам топлива) Автономность плавания 8 час (продолжительность рейса)

Три судна типа "Метеор-120Р" уже эксплуатируются, ещё 4 строятся

Метеор-2020Разработчик проекта — КБ «Си Тех» Длина — 36 м
Ширина — 11 м
Осадка на плаву — 2,02 м
Пассажировместимость — 122 чел.
Экипаж — 6 чел.
Скорость на тихой воде — 77 км/ч
Продолжительность рейса — до 13 часов
Запас хода — 700 км
Метеор-2020Разработчик проекта — КБ «Си Тех» Длина — 36 м Ширина — 11 м Осадка на плаву — 2,02 м Пассажировместимость — 122 чел. Экипаж — 6 чел. Скорость на тихой воде — 77 км/ч Продолжительность рейса — до 13 часов Запас хода — 700 км

На момент написания статьи построено 4 судна этого проекта. Два из них работают в Татарстане, ещё два отправлены в ХМАО и проходят испытания. Как видим из описания ТТХ судов - хоть они и похожи по компоновке - разница у них большая. Метеор-2020 длиннее и шире Метеора-120Р, вместительнее, комфортабельнее, более скоростной, на полметра меньше погружен в воду, что даёт немалые преимущества при эксплуатации на реках, более дальнобойный и по заверениям производителя - более экономичный.

Метеор, проект 342 (модификации 342Э, 342ЭУ)
Метеор, проект 342 (модификации 342Э, 342ЭУ)

Предок современных "Метеоров" - Метеор проекта 342 считался самым экономичным судном на подводных крыльях, если считать через пассажиро-километры. Часовой расход двух дизелей составлял 360-380 килограммов солярки. Метеор-120Р по расходу топлива оказался прорывным - часовой расход солярки на этом судне около 270кг/час, а Метеор-2020 расходует около 180кг топлива в час. На его экономичность прежде всего влияет принципиально иная конструкция крыльевого устройства, позволяющая вставать на два крыла одновременно (остальные суда на подводных крыльях встают сначала на переднее крыло, потом на заднее), и возможно, меньшая осадка.

Из Зеленодольска (место постройки, Зеленодольский судостроительный завод) Метеоры прибыли в ХМАО через северный морской путь на барже
Из Зеленодольска (место постройки, Зеленодольский судостроительный завод) Метеоры прибыли в ХМАО через северный морской путь на барже

Зачем понадобилось два разных "Метеора", да и спроектированные разными компаниями? Давайте сравним передние крыльевые устройства судов:

Крыльевое устройство Метеор-120Р
Крыльевое устройство Метеор-120Р

У Метеора-120Р типичная конструкция алексеевского малопогруженного крыла - угол схождения мал или отсутствует, а стабилизацию обеспечивают гидропланирующие подкрылки, скользящие по поверхности воды. Имеет 5 стоек (у Ракеты было 3 стойки, но и сама Ракета вдвое меньше)

Из фото крыльевого устройства Метеора-2020 удалось найти в интернетах только это. Кстати, обратите внимание на форму корпуса нижней части судов - у Метеора-120Р нос имеет более тупой угол, чем у Метеора-2020. А Метеор-2020 из-за большей ширины с виду имеет чуть меньшую килеватость и явно меньшую осадку самого корпуса
Из фото крыльевого устройства Метеора-2020 удалось найти в интернетах только это. Кстати, обратите внимание на форму корпуса нижней части судов - у Метеора-120Р нос имеет более тупой угол, чем у Метеора-2020. А Метеор-2020 из-за большей ширины с виду имеет чуть меньшую килеватость и явно меньшую осадку самого корпуса

Крыльевое устройство Метеора-2020 имеет самостабилизирующуюся благодаря большому углу схождения конструкцию. Алексеев в своё время отказался от этой схемы в пользу малопогруженного крыла, так как крылья с большим углом схождения имеют большую осадку и более подходят морским судам, а не речным (морские теплоходы на подводных крыльях типа "Комета" имели осадку 3,6м, а "Комета-120М" - 4,4 метра).

Видимо, разработчикам Метеора-2020 удалось каким-то образом совместить преимущества малопогруженного крыла (малая осадка, у Метеора-2020 она 2,02м против 2,5м у Метеора-120Р) и преимущества обычного крыла (автоматическая стабилизация)- мы видим, что крыльевое устройство Метеора-2020 имеет 3 стойки вместо 5 у Метеора-120Р, и нет гидропланирующих подкрылков. Теперь понятно, почему судно более экономично - сопротивление крыльевого устройства Метеора-2020 по любому ниже, чем у Метеора-120Р.

Салон теплохода Метеор-2020
Салон теплохода Метеор-2020

В салоне Метеора-2020 к уже привычным на таких судах креслам самолётного типа добавились и багажные полки над креслами как в самолётах. Ну и плюс современные навороты типа климат-контроля и кондиционирования воздуха, шаг кресел также большой, что добавляет комфорта в долгих поездках

Носовой салон Метеор-120Р
Носовой салон Метеор-120Р

Правда, у Метеора-120Р есть перед Метеором-2020 одно классное преимущество - панорамный передний салон. Такая конструкция была у всех ранних "Метеоров", только лучше. И по сравнению с ними остекление переднего салона новых моделей выглядит чуть более убого.

Передний панорамный салон старого Метеора проекта 342
Передний панорамный салон старого Метеора проекта 342

Современные навороты это круто, но ощущение полёта над водой в этом панорамном салоне были незабываемы) Жаль, что эту фишку не перенесли в том же виде на новые модели.

Ну и остальное - дизели в новых метеорах по заявлению производителя - совместные российско-китайские, возможно чисто китайские (а там обычно копии всяких MAN с местными доработками) с российским шильдиком, как у нас любят "импортозамещать". Ну всё, чтоб клятая европа захлебнулась своими санкциями), а всё остальное оборудование - исключительно российского производства.

А ещё на Зеленодольском судостроительном заводе производят вот такие скоростные глиссеры: