Итак, российские суда на подводных крыльях. Отрасль переживала явный кризис в девяностых, но в нулевых годах осторожно задышала, а в десятых зацвела новыми красками. Можно бесконечно вспоминать о старых советских СПК "Ракета", "Метеор", "Восход", "Комета", "Полесье", но их время прошло. Появились более совершенные движители, профили крыла и методы постройки судов.
Первой среди новых СПК была Комета-120М. Морское судно на подводных крыльях, способное развивать скорость до 35 узлов и перевозить до 120 человек, с автономностью плавания до 8 часов и дальностью плавания до 500км.
Комета была построена на Рыбинском судостроительном заводе "Вымпел" и спущена на воду в 2017 году. После испытаний в 2018 году вышла на регулярные рейсы по маршруту Севастополь-Ялта.
Второе судно этого проекта было спущено на воду в 2019 году, третье - в 2020. Дальнейшее производство судов этого типа будет осуществляться на судостроительном заводе "Море" в Феодосии, который достался России в 2014 году в весьма плачевном состоянии, но был восстановлен.
Этот милый хомячок - Валдай 45Р. Небольшое судно, способное перевозить 45 пассажиров на расстояния до 400 км. Спроектирован в ЦКБ по СПК имени Р.Алексеева, строится крупносерийно с 2017 года (уже спущено на воду 14 судов этого типа, в 2020 году заложено сразу десять "Валдаев" на экспорт в Азию). Из особенностей: Сверхмалая осадка для судов такого типа (габаритная - всего 1,2м, против 1,8м у "Ракеты"). Такой малой осадки удалось достичь благодаря применению малопогруженного крыла и полупогруженного суперкавитирующего винта (у "Ракет" винт располагался под задним крылом, а у Валдая вал винта проходит через заднее крыло, на старте погружен в воду полностью, после выхода на крыло - наполовину). Разумеется, аналогов нет, хотя Валдай является дальнейшим развитием СПК "Полесье".
Ну и наконец, наш главный красавец - Метеор-120Р. Является развитием проекта 342, первый экземпляр спущен на воду 3 октября 2021 года, уже достраивается второе судно, заказано ещё три. Почему прекратили производство "Метеоров" в 2007 году? Не было особого спроса и на ходу были суда старого проекта 342, 342Э, 342ЭУ. Которые устарели технологически - корпуса всех СПК советской разработки - клёпаные, а современные СПК имеют сварные алюминиевые корпуса, они прочнее и легче клёпаных.
Меня спрашивают, почему суда на подводных крыльях не строятся так же массово, как в СССР. Отвечу - их уже не нужно так много. В 1957 году, когда спустили на воду первую "Ракету" - не было в России ни развитой сети дорог, ни такого количества автотранспорта, как сейчас. По экономичности скоростной водный транспорт сильно проигрывает любому автомобильному: автобус на 50 мест потребляет солярки около 30л/100км, а аналогичная по вместимости "Ракета" - около 240л/100км, или около 160л в час. Срок службы у таких судов не более 25 лет, корпуса испытывают сильные динамические нагрузки и дольше работать просто не могут. Поэтому эксплуатируются эти суда прежде всего там, где есть реки, а с дорогами проблемы. И обычно эти маршруты сидят на дотациях, так как являются социально значимыми. Рентабельные туристические маршруты тоже есть, но "цена кусается". Хотите убедиться - прокатитесь на "Метеоре" до Петергофа, потом расскажете сколько стоила 45-минутная поездка.