Найти в Дзене
Психопедагогика

Мы ее бережем, как хрустальную вазу! Почему же появляются тики?

Оглавление

Дверь открывается и в кабинет, держась за руки, заходят девочка и молодая женщина. Они сразу производят на меня приятное впечатление. Мне нравится, как они спокойно и без суеты рассаживаются, улыбаются друг другу и мне, перекидываются парой слов насчет удобных кресел.

У девочки тики. Как обычно это бывает, они то проходят, то появляются вновь без всякой причины, то меняют свою форму. После нескольких обращений к неврологу врач посоветовала психолога. Так Мила попала ко мне.

изображение: Freepik.com
изображение: Freepik.com

Миле пять лет и она единственный ребенок в семье. Когда мама рассказывает о ней, ее глаза светятся от счастья. Мила всем хороша, быть ее мамой легко и приятно. Только болезнь дочери омрачает счастливое материнство.

- … И вот невролог сказал, что нужно беречь психику ребенка. Мы уже с ней, как с хрустальной вазой, никто на нее даже не посмотрит строго, никто никогда не кричит, замечаний не делает… Наоборот, стараемся порадовать лишний раз, подарочек какой-нибудь подарить. Но все равно тики повторяются. Я совершенно не понимаю, почему! Например, недавно были в отпуске, у родственников. Там море, солнце, развлечения, парки, аттракционы, куча родственников, все вокруг нее носятся, ей сладости, сюрпризики, каждый день то цирк, то зоопарк…. Вот какое тут перенапряжение? Наоборот, счастье через край! А тики вернулись.

Вам знакомо чувство, когда после приятной новости не можешь уснуть?

А ведь вы – взрослые люди, с окрепшей, сформировавшейся психикой. Можете представить, что происходит с нежной нервной системой ребенка, когда каждый его день занят весельем и морем впечатлений? Какое-то время психика сможет сдерживать эту дамбу, а потом неизбежно наступит истощение, срыв, обострение неврологической симптоматики. У каждого ребенка этот ресурс свой, но ежедневное «счастье через край» никому не пойдет на пользу.

«Беречь психику ребенка» означает беречь ее от всех крайностей, а не только от негатива. Безудержное веселье нагружает нервную систему не меньше строгого окрика (а то и больше).

Когда специалисты говорят о бережном отношении к нервной системе ребенка (психике) они имеют в виду спокойный, ровный психоэмоциональный фон жизни без нервных потрясений.

Речь не идет о том, чтоб потакать всем желаниям и капризам ребенка. Речь о том, чтобы избегать любого «чересчур», всего, что не укладывается в обычный ритм жизни семьи. Провести целый день в Парке аттракционов – это чересчур. Батуты с аниматорами - скорее всего, тоже чересчур. Чересчур могут быть домашние задания до 23-х часов, две контрольные в один день, спортивная секция или приход гостей перед сном, длинный спектакль, новая мебель – все, что перевозбуждает ребенка, нагружает его эмоциями.

Что сохраняет психику ребенка?

1. Режим дня. Нет, не так. Вот так: РЕЖИМ ДНЯ. И еще раз: РЕЖИМ ДНЯ. Режим дня – это когда весь день расписан по часам, друг за другом и мозг ребенка знает, что после прогулки будут спокойные игры, а после спокойных игр – обед. Все понятно и предсказуемо. Никакого стресса. Спортивные соревнования на полдня или детский праздник после 20 часов не могут входить в режим дня, поэтому мы их исключаем и никогда об этом не жалеем. Пользы от таких мероприятий никакой, а вред очевиден.

2. Четкие и понятные разумные требования и правила. Так делать можно, так – нельзя. За это меня похвалят, за это – поругают. Все понятно и предсказуемо. Никакого стресса. Я знаю, что и как надо делать. У меня уже готов план, мне не надо принимать решения и переживать за их правильность.

3. Отсутствие гаджетов. Кажется, что они облегчают жизнь родителей: дал ребенку смартфон - и у тебя есть 30 минут перевести дух. Но это впечатление обманчиво. Гаджеты создают еще большие проблемы, чем их отсутствие. Наверняка вы слышали от знакомых про истерики при попытках ограничить время со смартфоном (а ограничивать придется!). Но мало кто связывает фразу "мне скучно" и гаджет в руках ребенка. Да, именно смартфон виноват в том, что ребенок не может самостоятельно придумать себе интересное занятие (игру), организовать свою деятельность. Если начать знакомство со смартфоном в двухлетнем возрасте, то к четырем годам ребенок не научится самостоятельно играть и вам придется все время проводить в совместных играх (ну или смирится с тем, что ребенок сидит в гаджете). Ну и любые гаджеты нагружают психику ребенка, заставляют мозг работать в непривычном для него режиме, выполнять неестественные для него функции. Нет гаджетов - нет проблем.

Психолог онлайн: 8-906-288-05-55 (WhatsApp,Viber, Telegram)

Читайте еще: