Я тут отправилась в небольшое путешествие и постараюсь отдохнуть. Это значит, что вне СМИ у меня будут в эти дни преимущественно неновостные тексты. Накопилось много разного интересного, что из-за интенсивности повестки никак не удавалось написать, обсудить.
Сегодня хочу поговорить о судьбе литературных премий, которые были прикрыты в прошлом году. Что с ними? Например, по графику сейчас бы шел финальный отбор Григорьевской поэтической премии, скоро уже было бы вручение, но ее в прошлом году отменили. Какова ее судьба, кто знает?
Мое мнение о Григорьевке я излагала. И даже успела по этому поводу поговорить с Евгением Мякишевым, который стоял у ее истоков. Премия, в отличие, допустим, от Нацбеста, не совсем успела себя дискредитировать, в ней было больше свободы и конкуренции, но, тем не менее, в ее истории последних лет было много позорных пятен. Тут вам и вручение ее писателю Михаилу Елизарову – за куплеты для капустника. И крайне слабый, прямо ужасающе слабый, список финалистов 2021 года. Я старалась ходить на вручение Григорьевки и финальный слэм, на чтения "на полях Григорьевки". Так вот, последний состоявшийся сезон был чудовищно слабым и очень походил на междусобойчик. Из номинантов последних лет (намеренно буду исключать из оцениваемой выборки личных знакомых, дабы не сеять обиды) ярким и ценным был, на мой взгляд, только Владимир Безденежных.
Остальное уныло и тоскливо. На финале 2021 года в зале разливался сон, слышен был храп, настолько скучным все оказалось
За современной поэзией я стараюсь следить, читаю, в общем-то, все, но не целиком. И Z-поэзию я читаю, и клубную (преимущественно графоманскую), и рэп. Ничего совсем уж выдающегося я в последние годы в нашей поэзии не вижу. Есть единичные хорошие стихи у Долгаревой, но и они, и сама Долгарева тонет в толпе графоманов, которые облепили новый пароход современности.
Год назад я написала, что Григорьевскую премию нужно было дать Хаски. С тех пор мнение мое не изменилось. Хаски, безусловно, создал сильнейшую лирику. О том, чтобы он сейчас писал поэзию, мне неизвестно, а его последние работы в музыке (под dj hvost) подчеркнуто неинтересны. Но он успел создать самый большой, в сравнении с современными ему авторами, объем прекрасной лирики. Вы только почитайте:
"Не спрашивай меня, где провёл я прошлый год, — здесь
Каторга обрыдла, что хоть сам на эшафот лезь,
В воздухе витает, обжигая пищевод, взвесь
Рыжего металла, и свербит в узлах кишок резь.
Вот и клоп-приятель, я циновку поделю с ним,
Вот чахоточник, и я цигарку посмолю с ним,
Мы едва знакомы, но весной я убегу с ним,
Пули не догонят размыкающих тайгу спин.
В собеседниках тут только вши да уголовники,
Мы вечером набьём собой паршивые коровники,
А завтра — рудники и гимнастика кирки,
От кнутов коросты, всё одно что пиджаки.
Братья по борьбе, конспирацию блюдите,
Если среди наших крыса, горло ей перегрызите.
Сёстры по борьбе, конспирацию блюдите,
Будьте так любезны, фотокарточки пришлите".
Да, это черная лирика, но лучше нее наша новая реальность пока ничего не породила. Лирику нужно оценивать как литературу, ее ценность складывается из множества факторов: это не только ритмический и смысловой фон, не только актуальность. Лирика это еще и эпичность, широта повествования, сложность и оригинальность образности, и фонетичность. После Хаски не было никого, кто бы в поэзии по всем этим показателям к нему приблизился. От просто хороших поэтов его отличает не только оригинальная образность, но и эпичность. У него есть короткие произведения ("Тараканий бог", "Дурачок"), которые по своим характеристикам и, прежде всего, эпичности являются полноценными поэмами. Хаски крупный русский поэт, который сейчас, судя по всему, молчит.
И для русской поэзии это молчание значит больше, чем поэтизированная болтовня множества его современников
Большой стыд для литсообщества, что они отпустили Хаски без поэтической премии. И Григорьевку в этом контексте не жалко. Едва ли не за два года до разгона я публично обращалась к организаторам с призывом номинировать Хаски, а если не хватает духу, выберите в номинаторы меня и я выдвину. Но решили обойтись междусобойчиком. Который никто не стал оплакивать, кроме участников капустника.
Интересно, что будет с премией? Она восстановится? Усвоила ли премия урок? Что вообще про Григорьевку слышно?
То же – про Нацбест. Помните, как его закрыли после формирования шорт-листа? Уже назвали главных претендентов на приз, люди настроились, размечтались. И тут премию разогнали. Почему, так и не было объяснено. Насколько я понимаю, организаторы не хотели вляпываться ни в какие идеологические скандалы, не оказались готовы к лавированию между обвинениями в патриотизме и антипатриотизме одновременно. К публичным доносам, выволочкам и пр. Премию тогда прихлопнули тихо, в том смысле, что широкая общественность даже не заметила. У меня этому есть свое объяснение: премия в последние годы работы себя дискредитировала, в 2021 году был апофеоз этого процесса, вылившийся во вручение первого приза роману Александра Пелевина "Покров-17", изданного "Городцом", который был спонсором премии и связан с ней через Вадима Левенталя, а до того Пелевина рекламировала Галина Юзефович, чей канал, по нескольким разным слухам, одно время тоже спонсировался издательством (впрочем, Галина Леонидовна, кажется, это так и не прокомментировала).
Моя позиция не изменилась: надо было в 2021 году организаторам самим остановить премию, честно признать, что защита от злоупотреблений не сработала, что номинаторы навыбирали друзей и родню, что выразилось в огромном числе номинированных рукописей (верный признак, что номинация пришла не через конкурентный рынок, а по телефону и знакомствам)
У премии был шанс раскаяться и объявить о переменах, она шансом не воспользовалась, так что когда ее на следующий год прихлопнули, слез не было. Плакала небольшая часть писателей, преимущественно тех, кто и проходил через сито мутных номинаций последних сезонов.
Но интересно, что с премией? В прошлом году я ходила на обсуждение закрытого Нацбеста в национальную библиотеку, выступала там со своим экстравагантным мнением. И слышала мнения другие. Например, кинокритик Михаил Трофименков предлагал создать альтернативный Нацбест или закончить работу сезона, выбрать победителя, но уже без денежной премии. И как? Есть какие-то изменения? Что вообще слышно о Нацбесте? Разогнали и все? Или есть надежда на возрождение?