Найти в Дзене
Анастасия Миронова

Новый "Нацбест": поняла, почему не читаю актуальную российскую прозу и вам не советую

Заглянула в длинный список Нацбеста. Увы, но за год премия окончательно переродилась в состязание "свой рот на дороге". Большинство номинаций не заслуживают ни внимания, ни комментариев. Как я и предположила год назад, у оргкомитета самой, как они заявляют, нонконформистской литпремии не оказалось защиты против злоупотреблений, которые выражаются в том, что все тащат своих к денежному мешку в надежде если не получить несколько сотен тысяч, то, хотя бы, на волне шумихи продать еще пять экземпляров книги. Подчеркнуто неинтересный лонглист с книгами, которые никакого практически мест в культуре не заняли. И, заметьте, если в прошлый раз меня обвиняли в зависти и нежелании работать над собой, чтобы расти до того же Александра Пелевина с его фантастикой про ширликов, то теперь и в зависти меня не обвинить: в прошлом году никаких книг моих не выходило. Говорю бескорыстно: номинации плохие. Большую часть списка заняли писатели, являющиеся в культуре пустым местом. Далеко не все эти книги я ч

Заглянула в длинный список Нацбеста. Увы, но за год премия окончательно переродилась в состязание "свой рот на дороге". Большинство номинаций не заслуживают ни внимания, ни комментариев. Как я и предположила год назад, у оргкомитета самой, как они заявляют, нонконформистской литпремии не оказалось защиты против злоупотреблений, которые выражаются в том, что все тащат своих к денежному мешку в надежде если не получить несколько сотен тысяч, то, хотя бы, на волне шумихи продать еще пять экземпляров книги.

Скриншот страницы: natsbest.ru
Скриншот страницы: natsbest.ru

Подчеркнуто неинтересный лонглист с книгами, которые никакого практически мест в культуре не заняли. И, заметьте, если в прошлый раз меня обвиняли в зависти и нежелании работать над собой, чтобы расти до того же Александра Пелевина с его фантастикой про ширликов, то теперь и в зависти меня не обвинить: в прошлом году никаких книг моих не выходило. Говорю бескорыстно: номинации плохие. Большую часть списка заняли писатели, являющиеся в культуре пустым местом. Далеко не все эти книги я читала, не все даже узнаю по названиям. Но открываю их аннотации и понимаю, что читать не буду. Кроме нескольких известных имен - ничего вообще, за что бы зацепился глаз, на чем бы стояла печать, что это точно не тусовочка толкает своих. Чтобы оценить провал и падение, посмотрите на фото от 2011 года, на доске написаны имена всех лауреатов предыдущих 10 лет. А здесь можно посмотреть репортаж с юбилейной вечеринки. Кто тогда приходил, чем была премия, какие были тогда имена, какие писатели приходили на вручение премий. И кто теперь номинируется. Сравните с прошлогодним коротким списком: слезы! Где тот Нацбест?

Удивительно, что считающая себя чуть ли не панком в литературе, борющаяся с конформизмом премия год от года все глубже проваливается в канаву "своего рта". Примечательно, что среди номинаторов и жюри много лиц, традиционно критикующих т.н. книжный официоз, то есть, литературу больших издательств, при этом на "Большую книгу" номинируют хотя бы читаемые книги, а тут - ну просто набор унылых имен, большинство из которых не написало ничего стоящего, не продает тиражи, не обсуждается широкой читательской аудиторией.

Вчера, пролистав этот длинный список, я вдруг смогла самой себе объяснить, почему я читаю очень мало современной русской литературы и не читаю решительно никакой актуальной прозы, каковою множество выпускаемых книг и является. Я не люблю актуальную прозу в России. И не только потому, что она беллетризована, что пишется наспех и очень быстро устаревает. Дело в другом. Чтобы написать хороший актуальный роман о новых проблемах, нужно обладать крайне редким качеством: уметь анализировать события и всю палитру мнений в обществе, иметь свое собственное сложное мнение, очень быстро все это в голове обрабатывать и доступно, красиво воплощать. Ну и талант, конечно.

Откуда я знаю, что едва ли не 100% пишущих сегодня актуальную прозу, все эти писатели про китайское завоевание, пандемию, психотравму, гендеры, феминизм и прочие модные темы, не имеют интересного мнения, не способны осмыслить выбранное для книги явление и внятно его изложить?

А потому что их нет в публицистике, я их не знаю, не читаю регулярно, значит, они не способны ничего осмыслить. Я понимаю, что разные слесари с массажистками снова начнут ерничать, однако скажу:

если писателя нет сегодня в большой публицистике, эссеистике, ему о современности сказать нечего или же он сказать не в состоянии, потому что не умеет осмыслять, анализировать, понимать, держать в голове контекст обсуждаемой проблемы во всей его, так сказать, толщине и глубине, очень быстро свое мнение излагать...

У нас, несмотря на цензуру, бедности СМИ, кумовство и первертированный медиарынок, все еще достаточно конкурентная публицистика. И если человек способен серьезно осмыслять актуальные темы и события, он виден в публицистике. Обратного не бывает.

Дело в том, что писателю сегодня сложно чем-то заработать. Публицистика, в гораздо меньшей степени - эссеистика - это, пожалуй, единственное, где можно зарабатывать писательством. Это лучше работы в офисе, на заводе, редактором, потому что является именно писательским заработком. И он легче, чем работа на смешных онлайн-курсах или журналистом. Рынок таких тоже не игнорируют, а публика замечает. Потому правило: писатели, которые могут серьезно, быстро и красиво писать на актуальные темы, есть в публицистике. Те, кого нет, делать этого не могут, вот и весь секрет. Он применим к нашему рынку, в Европе и США чуть иначе.

Можно пытаться раздуть звезду и большого писателя из автора очередного спешно написанного романчика (они их раз в год выпускают), но вы бы не обманывались.

Если видите книгу на громкую актуальную тему, не торопитесь выкладывать деньги: просто проверьте, ведет ли этот писатель где-то колонки и есть ли у него большая аудитория в соцсетях

Если нет, можете даже не открывать книгу (кроме случаев, когда на современную горячую тему высказывается уже писатель матерый, звезда - он, может, и напишет дельное).

Проанализируйте хотя бы пять примеров из прочитанной вами в последнее время актуальной прозы и вы убедитесь, что совет мой работает всегда: тот, кого нет среди известных публицистов, не напишет хороший актуальный роман. Обратное утверждение не работает: множеству публицистов художественная книга не по силам, но таких все равно меньше, чем писателей актуальной прозы, которые не в состоянии заниматься публицистикой. Это потому, что на книжном рынке конкуренция ниже, чем в медиа. Если человек написал более или менее связный текст, закончил его и этот текст не является плодом трудов откровенного сумасшедшего, он в России найдет издателя. А вот в публицистике, за которую платили бы деньги, конкуренция выше, к тому же, и она более болезнью под названием "свой рот на дороге" со всеми ее классическими симптомами: кумовством, скрытой коррупцией и пр.

В общем, вы поняли: прежде чем потратить деньги на актуальную прозу (каковой является большая часть современной русской литературы), посмотрите, актуален ли для общественно-политической жизни сам писатель. Если нет, лучше... не знаю, новый перевод Пруста, что ли, купите. Это куда интересней, чем рассуждения всяких ноунеймов о китайской угрозе, биологическом оружии, проживании травмы материнства и прочей модной лабуде.

*** Похоже, у меня спонтанно получился еще один бесплатный урок. Про писательство выложу, как только пойму, когда будут обновлены мои паспортные данные здесь, чтобы текст не выпал на время перезаполнения анкеты. Но, думаю, сегодня вы получили тоже весьма полезный совет. И уж тут-то не советую (хотя обычно я как раз люблю наоборот) мне язвить, я как раз имя в публицистике сделала и уж в ней отлично разбираюсь.

Унылый "Нацбест": не хватило духу все отменить и переиграть
Анастасия Миронова30 мая 2021