Найти тему
Музей истории религии

Как греческие фотографии Габриэля Милле оказались в коллекции Музея. История одной загадки

Немалая часть фотографического собрания Государственного музея истории религии имеет заграничное происхождение. Множество иностранных фотографий хранится в фотоколлекции «Восток» (например, альбом «Виды внешней Монголии») и в «Палестинской коллекции» Музея истории религии. Вторая коллекция состоит, преимущественно, из ближневосточных (более 5000) и греческих снимков (около 400) конца XIX – начала XX вв. Сегодня мы бы хотели рассказать именно о греческих снимках, сделанных в монастырях Мистры и Афона, а также в Афинах.

Более 300 греческих фотографий происходят из коллекции известного исследователя византийского искусства Габриэля Милле из Франции: 136 снимков были сделаны в монастырях Мистры на Пелопоннесском полуострове, 176 – в монастырях всемирно известного Афона. Происхождение этих фотографий не вызывает сомнений – на них имеется клеймо «COLL. G.MILLET». В настоящий момент у нас нет точных сведений о том, как фотографии Г. Милле попали в Россию. Известно, что в 1930-х годах эти отпечатки находились в Институте истории материальной культуры в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург), а в 1939 году были переданы вместе с фотографиями «Палестинской коллекции» в Государственный музей истории религии. Г. Милле приезжал в нашу страну, вёл переписку с известным русским учёным-византологом, академиком Никодимом Павловичем Кондаковым. Можно предположить, что Г. Милле передал свои фотографии Н. П. Кондакову по его просьбе.

Афон. Вид на монастырь Ивер. Г. Милле. 1890-е гг. (?) Собрание Государственного музея истории религи
Афон. Вид на монастырь Ивер. Г. Милле. 1890-е гг. (?) Собрание Государственного музея истории религи

176 фотографий Милле были сделаны в монастырях Афона – Великой Лавре, Ватопеде, Пантократоре, Ивере, св.Пантелеймона, Эсфигмене, Дохиаре и Каракале. Самое большое количество снимков (56) было сделано в главном монастыре Афона – Великой Лавре. Особое внимание он уделил трапезной с фресками XVI века (33 фотографии). На некоторых снимках монастырского двора изображена ротонда - одно из самых узнаваемых сооружений Лавры.

Афон. Ротонда во дворе Великой Лавры. Г. Милле. 1890-е гг. (?) Собрание Государственного музея истории религии
Афон. Ротонда во дворе Великой Лавры. Г. Милле. 1890-е гг. (?) Собрание Государственного музея истории религии

Следующие по старшинству в афонской иерархии монастыри также представлены значительным количеством фотографий – Ватопед (32 снимка) и Ивер (35 снимков). Ватопед был одним из самых богатых монастырей – об этом свидетельствует убранство главного собора (иконы, мозаики, красивые сидения). Иверский монастырь (Ивер) известен своей библиотекой – на фотографиях мы можем увидеть многочисленные рукописные страницы и миниатюры.

Псалтырь 1084 г. Благовещение. Афон, монастырь Пантократор. Г. Милле. 1890-е гг. (?). Собрание Государственного музея истории религии
Псалтырь 1084 г. Благовещение. Афон, монастырь Пантократор. Г. Милле. 1890-е гг. (?). Собрание Государственного музея истории религии

Из 37 снимков, сделанных в Пантократоре, 34 запечатлели рукописи этой обители, на оставшихся 3-х фотографиях – различные здания. Монастыри св.Пантелеймона, Эсфигмен, Дохиар и Каракал представлены небольшим количеством снимков, на которых изображены храмы, страницы из книг и предметы культа. Фотографии гористой местности, лесов и моря дают представление о природе Афона.

Гора Афон около монастыря Пантократор. Г. Милле. 1890-е гг. (?). Собрание Государственного музея истории религии
Гора Афон около монастыря Пантократор. Г. Милле. 1890-е гг. (?). Собрание Государственного музея истории религии

Музей истории религии располагает также 136 снимками Габриэля Милле, сделанных в Мистре – одном из важнейших культурных центров Византийской империи (кстати, расположенном недалеко от знаменитой Спарты). На многочисленных фотографиях изображены местные монастыри – Митрополия, Бронтохион, Пантанасса и Перивлепта. Религиозный центр Мистры монастырь Митрополия представлен 29 фотографиями (общие виды зданий, фрески, отдельные архитектурные элементы – колонна, дверь, трибуна). Подробно были отсняты знаменитые фрески монастыря Перивлепта (более 30 фотографий).

Успение Богородицы. Мистра, монастырь Перивлепта. Г. Милле. 1890-е гг. (?). Собрание Государственного музея истории религии
Успение Богородицы. Мистра, монастырь Перивлепта. Г. Милле. 1890-е гг. (?). Собрание Государственного музея истории религии

Монастырский комплекс Бронтохион, один из древнейших монастырей Мистры, изображен на 12 снимках. На этих фотографиях представлены различные монастырские строения – церкви св.Федоров и Одигитрия, колокольня и фрагменты стен. 26 фотографий изображают фрески и архитектурные сооружения монастыря Пантанасса. На других фотографиях Милле в Мистре можно увидеть церкви св.Софии и Евангелистрию, развалины дворца, а также предметы, найденные при раскопках (экспонаты местного музея).

Афины, церковь Капникарея. И. Ф. Барщевский. 1891 г. Собрание Государственного музея истории религии
Афины, церковь Капникарея. И. Ф. Барщевский. 1891 г. Собрание Государственного музея истории религии

Десятки греческих снимков были сделаны известным русским фотографом Иваном Федоровичем Барщевским. Барщевский был штатным фотографом научной экспедиции 1891 года, возглавляемой Н. П. Кондаковым. Целью экспедиции было исследование древнехристианских архитектурных памятников Сирии и Палестины. На 71 фотографии И. Ф. Барщевского, сделанных в Афинах, запечатлены церкви св. Симеона, Спаса, св.Апостолов, Бесплотных сил, Иоанна Предтечи, Капникарея, св. Георгия, а также известные античные памятники – Парфенон, Эрехтейон, башня Лисикрата, ворота Адриана, театр Дионисия, Одеон Ирода, храм Тезея. Также среди снимков Барщевского представлены общие виды Афин и фотографии архитектурных деталей (капители, колонны и барельефы). На нескольких снимках И. Ф. Барщевский запечатлел остров Хиос и греческую Смирну (ныне – турецкий Измир).

Смирна (Измир), набережная. И. Ф. Барщевский. 1891 г. Собрание Государственного музея истории религии
Смирна (Измир), набережная. И. Ф. Барщевский. 1891 г. Собрание Государственного музея истории религии

После возвращения экспедиции в Россию фотоматериалы были переданы русскому Императорскому Православному Палестинскому обществу (ИППО), спустя несколько десятилетий (в 1939 году), они поступили в Государственный музей истории религии.