Найти в Дзене
Московские истории

Школа: Директор в тельняшке, с бородой и трубкой

Оглавление

Послушать песни под гитару, увидеть директора школы в обличье пирата, а также узнать о содержимом сумки учительницы истории - Феоктиста Эклер делится школьными воспоминаниями.

Волшебное слово антиклиналь

Мне с географией повезло. Мама окончила Географический факультет ЛГУ. (Ленинградский университет). Так что с детства у меня на слуху были загадочные географические термины. Самые любимые почему-то геосинклиналь и антиклиналь - просто песня какая-то! Мы с мамой рассматривали карты - современные и древние. Как же было интересно наблюдать, как менялись представления о материках, островах и полуостровах.

Открытка "День географа".
Открытка "День географа".

Меньше всего мне нравились климатические карты и слово "изотерма", в моем детском мозгу она почему-то ассоциировалось с коварной игуаной. А сколько можно было фантазировать, рассматривая планы городов, об этих улицах, домах, садах и пригородных рощах.

Поющий географ

Учителя по географии у меня тоже были интересные. С 5-го по 7-й класс предмет у нас вел Валерий Александрович - красавец! Он не только хорошо преподавал, но и бывало дополнял свои рассказы песенками под гитару, не перебарщивая с этим и не в ущерб теме урока.

Директор в тельняшке

С 8-го по 10-й классы у нас вел географию бывший геолог, который потом стал директором нашей школы. В начале сентября он не пришел, а торжественно заявился к нам в класс в тельняшке, бородатый, с трубкой. Нет, он ни в коем случае в классе не курил! Трубка просто лежала на его столе. А рядом изумительно благоухал табак "Золотое руно". Постепенно он утрачивал свой пиратский вид, переходя на костюмы, которые ему очень шли. Но трубка была его непременным атрибутом.

Старый моряк. Автор Татьяна Козлова. Источник: https://illustrators.ru/illustrations/598826.slider_itype=&slider_order=.
Старый моряк. Автор Татьяна Козлова. Источник: https://illustrators.ru/illustrations/598826.slider_itype=&slider_order=.

Преподавал он отлично. Экономическая география в его исполнении (именно исполнении - так артистично и ярко он рассказывал) была живой и интересной. Уж не знаю почему, но какую бы страну или регион мы не изучали, мне в 60 % случаев доставался вопрос: "Особенности историко-экономического развития региона". Несмотря на весь детский багаж знаний и увлекательное ведение предмета, у меня по географии в школе была "четверка". Тоже "географический парадокс" - как у Адъюнкт-профессора.

Сумочка исторички

Историю у нас в свое время преподавала пожилая учительница-пенсионерка. Кажется, Александра Ивановна. Мы были ее последними учениками. Очень интеллигентная дама. Преподавала она неплохо. Но когда начинался опрос, она погружалась в свою бордовую, довольно объемную сумочку, извлекая из нее очки, футляр для очков, носовой платок, всегда идеально чистый, использованные билетики, квитанции и прочие сокровища. Складывала их в стопочки, расправляла. Казалось, увлеченная этим процессом, она почти не слушала отвечающего. Скорее всего так, оно и было.

Мы, глупые, нередко ее разыгрывали. Помню, она как-то вызвала девочку Галю. Был вопрос о восстании Жакерия. Галя просто произносила сначала: "восстание было, происходило, развернулось...". Потом замолчала. Александра Ивановна оторвалась от своей сумки и, наконец, подняла глаза.

- И что дальше? - спросила она.

- И оно называлось Жакерия!"- радостно закончила Галя. И получила четверку.

Еще Александра Ивановна просила собирать для нее вырезки из газет и журналов. За стопочку вырезок она ставила пятерку. Представляете, сколько было у нас пятерок в четверти по истории?

Мы заслушивались

Но при этом как же интересно она рассказывала! Какая она была эрудированная и остроумная! И как мы любили историю, правда, сомневаюсь, что мы ее хорошо усваивали.

На одной встрече выпускников мы вспоминали о ней, о ее сумке, вырезках, о наших розыгрышах. И вдруг один одноклассник задумчиво произнес:

- А ведь именно благодаря нашей забавной Александре Ивановне я полюбил историю.