Послушать песни под гитару, увидеть директора школы в обличье пирата, а также узнать о содержимом сумки учительницы истории - Феоктиста Эклер делится школьными воспоминаниями.
Волшебное слово антиклиналь
Мне с географией повезло. Мама окончила Географический факультет ЛГУ. (Ленинградский университет). Так что с детства у меня на слуху были загадочные географические термины. Самые любимые почему-то геосинклиналь и антиклиналь - просто песня какая-то! Мы с мамой рассматривали карты - современные и древние. Как же было интересно наблюдать, как менялись представления о материках, островах и полуостровах.
Меньше всего мне нравились климатические карты и слово "изотерма", в моем детском мозгу она почему-то ассоциировалось с коварной игуаной. А сколько можно было фантазировать, рассматривая планы городов, об этих улицах, домах, садах и пригородных рощах.
Поющий географ
Учителя по географии у меня тоже были интересные. С 5-го по 7-й класс предмет у нас вел Валерий Александрович - красавец! Он не только хорошо преподавал, но и бывало дополнял свои рассказы песенками под гитару, не перебарщивая с этим и не в ущерб теме урока.
Директор в тельняшке
С 8-го по 10-й классы у нас вел географию бывший геолог, который потом стал директором нашей школы. В начале сентября он не пришел, а торжественно заявился к нам в класс в тельняшке, бородатый, с трубкой. Нет, он ни в коем случае в классе не курил! Трубка просто лежала на его столе. А рядом изумительно благоухал табак "Золотое руно". Постепенно он утрачивал свой пиратский вид, переходя на костюмы, которые ему очень шли. Но трубка была его непременным атрибутом.
Преподавал он отлично. Экономическая география в его исполнении (именно исполнении - так артистично и ярко он рассказывал) была живой и интересной. Уж не знаю почему, но какую бы страну или регион мы не изучали, мне в 60 % случаев доставался вопрос: "Особенности историко-экономического развития региона". Несмотря на весь детский багаж знаний и увлекательное ведение предмета, у меня по географии в школе была "четверка". Тоже "географический парадокс" - как у Адъюнкт-профессора.
Сумочка исторички
Историю у нас в свое время преподавала пожилая учительница-пенсионерка. Кажется, Александра Ивановна. Мы были ее последними учениками. Очень интеллигентная дама. Преподавала она неплохо. Но когда начинался опрос, она погружалась в свою бордовую, довольно объемную сумочку, извлекая из нее очки, футляр для очков, носовой платок, всегда идеально чистый, использованные билетики, квитанции и прочие сокровища. Складывала их в стопочки, расправляла. Казалось, увлеченная этим процессом, она почти не слушала отвечающего. Скорее всего так, оно и было.
Мы, глупые, нередко ее разыгрывали. Помню, она как-то вызвала девочку Галю. Был вопрос о восстании Жакерия. Галя просто произносила сначала: "восстание было, происходило, развернулось...". Потом замолчала. Александра Ивановна оторвалась от своей сумки и, наконец, подняла глаза.
- И что дальше? - спросила она.
- И оно называлось Жакерия!"- радостно закончила Галя. И получила четверку.
Еще Александра Ивановна просила собирать для нее вырезки из газет и журналов. За стопочку вырезок она ставила пятерку. Представляете, сколько было у нас пятерок в четверти по истории?
Мы заслушивались
Но при этом как же интересно она рассказывала! Какая она была эрудированная и остроумная! И как мы любили историю, правда, сомневаюсь, что мы ее хорошо усваивали.
На одной встрече выпускников мы вспоминали о ней, о ее сумке, вырезках, о наших розыгрышах. И вдруг один одноклассник задумчиво произнес:
- А ведь именно благодаря нашей забавной Александре Ивановне я полюбил историю.