Когда в 1969 году умерла мама, папа невольно стал "мужчиной на хозяйстве". Правда, вначале в доме хозяйничали женщины, менявшиеся с завидной скоростью, потому что ни одна из них не смогла понять: папа ищет не жену, а маму дочке. Они с ним кокетничали, до меня им особо дела не было, хотя заискивали, видимо, рассчитывая на протекцию. Его терпение лопнуло, когда они стали залезать в шкаф с мамиными вещами. В результате был изгнаны все. А я была помещена в специнтернат.
"Специнтернат" звучит страшновато, но не пугайтесь, так в советское время назывался элитный пансион для детей не самых простых людей. Я там училась со 2-го класса по 6-й включительно - 1969 - 1974 годы. Располагалась наша спецшкола-интернат № 71 возле Варшавского шоссе. Точный адрес - Черноморский бульвар, 6. Интернат был платный и сильно не дешевый - папа ежемесячно оплачивал по жировке 56 рублей. Правда, нам выдавали одежду, которую мы могли выбирать сами в кастелянной комнате - от платьев до пальто. Английский там изучали со второго класса, были и английская литература, и хореография, и шахматы - прямо в расписании.
Там уже при входе начинались чудеса. Справа и слева от центрального входа были холлы, в одном располагался большой бассейн в форме рыбы с фонтаном и цаплями на нем и маленьким фонтанчиком из двух летающих рыбок. В самом бассейне плавали золотые рыбки, а прилегающая стена была расписана под морское дно. Второй холл представлял собой зимний сад со стеной, расписанной под лесную поляну. Там стояла большая клетка с попугайчиками и даже маленький зверинец образовался. Чей-то папа, капитан дальнего плавания, подарил своему ребятенку лисичку, которая перебралась к нам в школу - к морской свинке и ещё какой-то живности. А на территории интерната был прекрасный яблоневый сад.
Была у нас ещё одна интересная особенность. Учились мы в классах по возрастам, как обычно, а после уроков шли в свой отряд, который состоял из учеников разных классов. Так и жили - отрядами. Как я потом узнала, это нечто, напоминающее модель английских частных школ и университетов. Там старшие следят за младшими, помогают им делать уроки, решать какие-то проблемы.
Публика у нас была интересная. Учились два брата-принца из Ганы; наследная принцесса из Индии - Сабина Хасан, моя подружка; внуки Чапаева, дочка известного в то время корреспондента-международника Хмары Яся Хмара, которая родилась и первые 4 года жизни прожила в Австралии.
У нас и директор был чудо расчудесное. Кандидат исторических наук, молодой, скромный, очень обаятельный - Григорий Львович Фриш. Когда кто-то притащил щенка, мы с ним явились в кабинет Григория Львовича и уговорили его разрешить щенку пожить у него в кабинете. Представляете себе? Мелюзга приходит со зверем в кабинет директора с такой просьбой. И ведь согласился! С условием, что будем за ним следить и вовремя убирать лужи - в директорском кабинете.
И учителя были все чудесные. Уж как мы любили своего физика - не от мира сего - Макса Менделеевича Кацера! Молодой, стеснительный, но очень простой. Вообще атмосфера в школе была особенная. Мы любили учителей, а они относились к нам с уважением. Уроки были интересными, нетривиальными. На уроках литературы мы слушали Окуджаву.
Кстати, учительница по литературе и русскому языку Оксана Николаевна Егорова и учитель географии Алексей Иванович Панов возили нас в Ольвию, на раскопки (Днестровский лиман) - на все лето.
Жили в палатках. 4 часа с раннего утра работали на раскопе, а потом отдыхали, купались, ездили на экскурсии. В выходные и на каникулах ходили в походы в Подмосковье, а один раз в весенние каникулы нас повезли в крымский поход - поездом до Бахчисарая, оттуда пешком по горам, с заходом на Ай-Петри, до Ялты, где сели на поезд и вернулись в Москву.
Если никуда не уезжали, то выходные и праздники мы проводили дома. Тут уж папе приходилось лихо: обстирывать, отглаживать, готовить - по полной программе. В доме были прекрасные книги по домоводству и знаменитая "Кулинария", которую он вполне себе освоил, параллельно пытаясь учить и меня - даже штопать. А когда я в 7-м классе перешла в районную английскую спецшколу, пришлось уже самой к хозяйству приучаться. В основном, к готовке и глажке - стирала машинка, убираться помогал папа. Он, между прочим, тогда докторскую диссертацию писал. Только после его смерти вполне оценила его жизнь, восхитилась и ужаснулась: мой папа - настоящий герой.
Кстати, герой в прямом смысле - когда началась война, он был аспирантом, имел бронь, но сам пошел в военкомат и ушел добровольцем на фронт, прямо в новенькой военной форме младшего лейтенанта, которую получил после окончания военной кафедры университета. На фото - папа в этой форме.