Родившийся в далекой деревне, он не только оказал значительное влияние, но и внес неоценимый вклад, который продолжает использоваться и сегодня. Он широко известен как вдохновитель персонажа инженера Васильева в романе, его зовут Владимир Костенко. Он сыграл решающую роль в закладывании основ советского кораблестроения, в том числе его военного аспекта.
Несмотря на то, что Костенко родился в 1881 году в семье земского врача, страсть к морю побудила его продолжить карьеру в Военно-морском училище. Его глубоко укоренившееся увлечение морем стало очевидным во время визита к отцу в Севастополь. Отличившись в учебе, он выполнил дипломный проект быстроходного линейного крейсера, получивший широкое признание и высокую оценку в школе.
Учитывая, что он закончил колледж в год начала русско-японской войны, казалось логичным, что он будет служить на линкоре. Его линкором стал недавно построенный «Орел», входивший в состав второй Тихоокеанской эскадры, направлявшейся на Дальний Восток. Однако «Орёл» имел значительные недостатки, из-за которых молодому инженеру пришлось взять на себя огромную рабочую нагрузку. Несмотря на то, что в бою с японцами в 1905 году он выдержал более 70 снарядов, благодаря ответственным действиям Костенко чудом остался на плаву. Корабль хоть и уцелел, но уже не был боеспособен, а тяжелые ранения командира привели к захвату корабля и его экипажа японцами. Впоследствии японцы отремонтировали «Орел» и включили его в состав своего флота. В 1906 году Костенко вернулся домой, и начался процесс восстановления флота. В этот период Костенко присоединился к эсерам и приобрел репутацию в их радикальной фракции, заработав себе прозвище Цицерон. Однако это не мешало Костенко участвовать в международных командировках и руководить строительством линкоров. Считается, что во время поездки в Великобританию Костенко даже координировал операцию по убийству Николая II, которая должна была произойти на борту того же линкора. Между тем, его понимание ошибок в конструкции кораблей выходило за рамки военных судов.
Во время своих нескольких визитов в Великобританию Костенко имел возможность в 1909 году стать свидетелем строительства «Титаника». Сопровождая группу студентов Военно-морской академии, Костенко воспринял постройку «Титаника» как значительное достижение в судостроении, широко отмечаемое другими. Однако его экспертные знания выявили серьезные конструктивные недостатки, которые потенциально могли привести к катастрофе, если в корпусе возникнет хотя бы незначительное повреждение. В то время заявления Костенко сочли невежливыми, хотя он подготовил подробный отчет, в котором изложил свои опасения и указал на просчеты. Как позже развернется история, наблюдения Костенко оказались поразительно точными: «Титаник» затонул всего через два часа после прокола корпуса. Догадки Костенко были зафиксированы в письме генералу флота Алексею Крылову, с которым он поделился своими мыслями по этому поводу. Крылов, член Общества британских кораблестроителей, согласился с опасениями Костенко, но их мнение было проигнорировано британцами, которые восприняли их как простую зависть к величию «Титаника». По возвращении из командировки Костенко грозил арест за свою революционную деятельность. Впоследствии он был приговорен к шести годам лишения свободы. К счастью, связи Костенко с влиятельными фигурами сыграли немалую роль в его освобождении. Молодой инженер не только нашел поддержку у высокопоставленных покровителей, но и добился его помилования у последнего русского царя. Признавая ценность умных личностей для страны, царь Николай II неохотно предоставил Костенко свободу.
Политическая позиция Костенко часто осложняла его жизнь и профессиональную деятельность, несмотря на его несомненный гений в судостроении. Во время революции работал на судостроительном заводе в Николаеве. Именно в это время он выявил существенные недостатки линкора «Императрица Мария», которые впоследствии были исправлены и реализованы при строительстве новых судов. В ходе смены власти города Костенко занимал различные должности, в том числе должность мэра. Хотя он оставался убежденным эсером, он решил не эмигрировать, несмотря на то, что имел для этого широкие возможности. Его разработки использовались американскими судостроителями, что свидетельствует о ценности его опыта. В 1928 году Костенко грозил еще один арест, но его снова спасла профессия. Однако после снятия с него обвинений место его жительства было изменено сначала на Харьков, а затем на Дальний Восток. Именно там он работал на еще не созданном заводе, который впоследствии стал Комсомольском-на-Амуре. По прибытии он сразу же инициировал переговоры с руководством завода. Недовольный планами строительства, Костенко предложил свой новаторский подход. Однако руководство поначалу сопротивлялось переменам. Конфликт перерос в самый высокий уровень, прежде чем вмешался Иосиф Сталин, поддержав новаторское видение Костенко и одобрив его версию. Спустя годы, когда Сталин вручал награды строителям Комсомольска-на-Амуре, он вспоминал историю решительного кораблестроителя, признавая его непоколебимые принципы и удостоив его награды. Костенко также сыграл заметную роль в строительстве еще одного завода, что привело к образованию Молотовска, позже переименованного в Северодвинск. Однако, несмотря на острую потребность в знаниях в области судостроения, Костенко в 1941 году снова был арестован, но был освобожден только в 1942 году, что позволило ему возобновить свою любимую работу. Вряд ли найдется судостроительный завод, построенный в СССР в 1930-1950-е годы, который не выиграл бы от участия Костенко. Судостроитель скончался в 1956 году, посвятив свои последние дни увлечению всей своей жизни. История свидетельствует о многочисленных ошибках судостроения, перераставших в трагические катастрофы.
Вы нашли эту статью интересной? Если да, пожалуйста, проявите свою поддержку, нажав кнопку.