Найти тему

ИСКУССТВО РОССИИ ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 19 ВЕКА

Оглавление

КАК РЕАЛИЗМ ПОПАЛ В РОССИЮ.

"Тройка". Автор Василий Перов.
"Тройка". Автор Василий Перов.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА КРИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА.

Родиной реализма была Франция. Это случилось в 20 - х годах 19 века. Реализм в переводе означает "вещественный".

Художники приступают к изображению, "как в жизни". Начали они с природы. Во Франции реализм заявляет себя с пейзажа.

Художники барбизонской школы (20-70-е годы 19 века) начали с этюдов в деревушке Барбизон под Парижем. Это было много раньше импрессионистов.

"Пейзаж Барбизона". Автор Теодор Руссо.
"Пейзаж Барбизона". Автор Теодор Руссо.

Жан Франсуа Милле, Камиль Коро, Гюстав Курбе (40 - 70-е годы 19 века), рисуют, не только природу, но и людей. Перечисленные живописцы рисовали на своих полотнах жизнь обычных граждан.

Реализму сложно устраиваться в искусстве после красоты греческих профилей на картинах классицизма.

Гюстав Курбе писал женщин, которых видел в деревне, на виноградниках своего отца. Курбе любил и рисовал дородных крестьянок, с грязными ногами, купающимися после жаркого, рабочего дня в реке.

"Жаркий день". Автор Гюстав Курбе.
"Жаркий день". Автор Гюстав Курбе.

Когда Курбе выставлял свои полотна в парижском Салоне, его обвиняли в том, что он рисует разных страхолюдин и уродливых людей.

Тем не менее, реализм приживается во Франции и получает название "критический реализм".

Потому, что художники не только рисовали обывателей. Они выражали своё отношение к своим героям. Сожаление, гнев, печаль, радость, уныние, скуку.

2. ВЕДУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСИ В 60 - 80-х гг. 19 ВЕКА.

Реализм во Франции, а затем и в других странах Европы и Америки, совершенно меняет порядок вещей.

В классицизме на первом месте стоит историческая картина, библейский и мифологический сюжет. Реализм выводит на первый план жанровую живопись, пейзаж и портрет.

Когда русские художники попали за границу, они столкнулись с таким явлением, как критический реализм. На российской почве жанровых моментов, которых можно отразить в реализме, можно было найти сколько угодно.

Россия просто наводнена жанрами. К тому же, в России, особенная природа. Но, пейзажи и жанровые сцены стояли в Академии художеств на самом низком уровне.

Реализм выступает против академизма и романтизма, потому что, и первое, и второе слишком оторваны от жизни.

Реализм в европейском искусстве, а потом и в русском, отражается в живописи и в литературе. Реализм - это направление, потому, что такого понятия как "архитектура реализма" -- нет.

Значит, это не стиль.

Отражается реализм и в скульптуре. Французский скульптор Огюст Роден работает в реалистической манере.

Реализм возник впервые во Франции. Однако, это не совсем так. Правильней сказать, что впервые реализм заявляет о себе в Голландии в 16-17 веках.

3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ "ТОВАРИЩЕСТВА ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК".

Товарищество передвижных художественных выставок возникло во второй половине 19 века, как особый коммерческий Арт - проект.

Под него был написан устав. У Товарищества была касса, в которую собирались деньги. Члены Товарищества платили взносы.

Художникам непросто было попасть в Товарищество. Главной задачей Товарищества было продвижение реализма в массы и выручка от продажи картин.

Члены ТПХВ устраивали выставки. Художнику участвовать на выставке можно было, только после того, как картину утвердить суровое жюри.

На этих выставках бывали также люди с деньгами, промышленники и заводчики, проявляющие интерес к искусству. Русские меценаты покупали для своих коллекций картины передвижников.

Лидерами Товарищества в разное время были: Григорий Мясоедов, Иван Крамской, Николай Ярошенко, Василий Перов.

Дисциплина в Товариществе была строгая. Попасть туда было не просто. Потому что, всем заправляло суровое жюри.

Главное из условий, чтобы попасть в Товарищество -- художник должен быть реалистом.

В выставках участвовали художники и скульпторы, не будучи членами Товарищества.

Например, скульптор Марк Антокольский не был членом Товарищества, но участвовал в выставках. Потому, что творил в направлении передвижников -- русского национального исторического жанра.

Скульптура "Царь Иван Грозный". Автор Марк Антокольский.
Скульптура "Царь Иван Грозный". Автор Марк Антокольский.

В 1871 году открылась первая выставка передвижников. На ней участвовали художники: Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Николай Ге, Марк Антокольский и другие.

Саврасов выставил картину "Грачи прилетели", которую не хотел показывать. Его просто заставили и уговорили. Картина получила огромное признание зрителей и сделало имя Алексей Саврасову.

"Грачи прилетели". Автор Алексей Саврасов.
"Грачи прилетели". Автор Алексей Саврасов.

Товарищество просуществовало долгое время, до 20-х годов XX века. Это одно из самых длительных в истории искусства объединений художников.

Художники, и раньше собирались в союзы. Например, импрессионисты, прерафаэлиты, назарейцы, барбизонцы. Но, эти союзы очень быстро распадались по разным причинам.

Товарищество просуществовало долго, по причинам того, что:

  • у него было сильное ядро,
  • идейная база
  • мощная денежная составляющая,
  • поддержка Третьякова и Стасова.

Художники всегда стараются держаться группками. Сбиваются в кучки, объединяются в союзы, потому что они люди ранимые, а сообща выжить легче.

Россия особая страна. Художникам - одиночкам в России не место, потому как - страна дикая, большая, центр отделён от окраин.

Этими фактами объясняется образование Товарищества передвижных художественных выставок и его длительное существование на художественной почве.

Можно сказать, что Товарищество -- удачный, долгосрочный, коммерческий Арт - проект.

Художников Товарищества называют передвижники. Передвижники - это классики русской художественной школы живописи. Репин, Крамской, Шишкин, Левитан, Суриков, Мясоедов, Саврасов и многие другие.

В разное время Товариществом заправляли разных художники, но все они держались критического реализма.

4. ВАСИЛИЙ ПЕРОВ (1834 - 1882) ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ КРИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА В ЖИВОПИСИ.

Василий Перов. Автопортрет.
Василий Перов. Автопортрет.

Василий Перов - московский художник. Он был очень популярен в 60-80-х годах в живописной среде России.

Перов поддержал идею создания Товарищества передвижных художественных выставок. Сам был участником жюри и лидером передвижников.

Василий Перов изображал разные стороны русской жизни. В творчестве художника можно отметить 3 периода.

  • Первый период. Перов изображал картины в сатирической манере. "Проповедь на селе".
"Проповедь на селе". Автор Василий Перов.
"Проповедь на селе". Автор Василий Перов.

  • Второй период. Наполнен трагизмом. "Тройка", "Утопленница", "Проводы покойника".
"Проводы покойника". Автор Василий Перов.
"Проводы покойника". Автор Василий Перов.

  • Третий период. Перов переходит к изображениям безобидных оценок. Эти жанровые картины стали очень популярны.

"Охотники на привале", "Птицелов".

"Охотники на привале". Автор Василий Перов.
"Охотники на привале". Автор Василий Перов.

Василий Перов изображал униженные и оскорблённые. Бедных, нищих, оборванных детей и стариков. Обычных людей в своей повседневности.

Художник использует приём критического реализма, то есть не только изображает "как в жизни", но ещё оставляет свою оценку.

Особую роль в творчестве Василия Перова играют портреты. До одного времени художник не писал их. Однажды, ему предложил Павел Михайлович Третьяков попробовать. Первые портреты Перов начал писать по заказу Павла Михайловича Третьякова.

В итоге, создал целую галерею писателей, поэтов, актёров, литераторов, критиков, медиков. Например, портрет Островского вышел просто шедеврально. У Перова очень хорошо получались портреты, хотя он сам почему-то стеснялся начать.

"Портрет Островского". Автор Василий Перов.
"Портрет Островского". Автор Василий Перов.

Начал писать портреты Перов с подачи Павла Михайловича Третьякова.

5. ГРИГОРИЙ МЯСОЕДОВ (1835 - 1911) ХУДОЖНИК И ПУБЛИЦИСТ.

"Портрет Григория Мясоедова". Автор Илья Репин.
"Портрет Григория Мясоедова". Автор Илья Репин.

Григорий Мясоедов обучался в Академии художеств. Он был академическим художником и получил золотую медаль за свою работу, написанную в стенах Академии художеств. Так же, Мясоедов получил вместе с медалью право на заграничную поездку.

Таким образом, Григорий Мясоедов попадает за границу. За границей, он встречается с таким явлением, как критический реализм. И проникается им.

Мясоедов объединяется в своих мыслях со своим другом - художником Николаем Ге. Вместе они решают, что неплохо бы перенести тему критического реализма на русскую почву.

Потому что, в России ей самое место. Главное в критическом реализме, это бытовой жанр, а материала для жанровых оценок в России пруд пруди.

Они всё это себе, так хорошо представили, что загорелись этой идеей. Либо в Англии, либо где-то ещё, они узнают практику английских художников устраивать выездные выставки. Когда английские художники брали свои картины и путешествовали по Англии. Чтобы просвещать народ, а заодно продавать картины.

Это был прекрасный коммерческий Арт - проект. В России он мог запросто осуществиться.

Только нужна была некоторая помощь. Григорий Мясоедов и Николай Ге подключают, такую значимую личность, авторитет в художественном мире конца 19 века, как Василий Перов.

Также, они нашли Ивана Крамского, который тоже причастен к союзам художников. Крамской имеет опыт по созданию художественной Артели.

Эти ребята, объединились в своей вере в реализм и создали Товарищество передвижных художественных выставок.

Мясоедов рисовал картины до этого момента. У него есть известные полотна "Косцы" и "Земство обедает".

"Косцы". Автор Григорий Мясоедов.
"Косцы". Автор Григорий Мясоедов.

Потом, Мясоедов отошёл от живописи, поселился у себя в имении, и начал работать, как публицист.

Он был ярый поборник критического реализма. Как выглядел Григорий Мясоедов, мы можем видеть на картине Ильи Репина. Репин написал его в роли царя Ивана Грозного в своей картине "Царь Иван Грозный и его сын Иван".

Фрагмент картины "Царь Иван Грозный и сын его Иван". Автор Илья Репин.
Фрагмент картины "Царь Иван Грозный и сын его Иван". Автор Илья Репин.

Кстати, писать на холстах жен, детей, знакомых, сестер, друзей, коллег по цеху, а также случайных людей с улицы - это одна из находок передвижников.

Через лицо Мясоедова, в образе Грозного царя, мы чувствуем характер Мясоедова.

Это был непримиримый человек. Если дело касалось импрессионизма, модернизма, он их на дух не переносил. Он терпеть не мог молодых художников, приверженцев модерна. Бился за критический реализм.

Написал несколько картин и от живописи отошёл, и стала публицистом, и ярым защитником критического реализма.

Они объединились, эти художники и создали Товарищество передвижных художественных выставок.

Они взяли английскую тему передвижных выставок. Подсоединили к ней критический реализм. В конце 19 века, в России было огромное количество тем для написания картин.

В Академии художеств царил академизм и писали античных героев, мифы Греции, Римские истории и скандинавские саги. Хотя можно было писать собственных героев: крестьян, мещан, помещиков, пролетариев, купцов, городских жителей и их жизнь.

Вся богатая русская жизнь, она могла воплотиться в критическом реализме. Пусть Россия больше, чем Англия. Так и художники возили свои выставки по центру России.

Сначала в Москве покажут, потом в Санкт-Петербург отвезут. Потом, в какую - нибудь Самару, потом в Нижний Новгород.

Так они и перемещались. В одно время, людей просвещали на тему реализма и зарабатывали себе на жизнь, продавая свои картины. Устраивали выставки и продавали свои картины.