Найти в Дзене
Stratege.ru

Колонка: карточная игра «Ужас Аркхэма»

Наследие творчества Говарда Филлипса Лавкрафта оказалось настолько мощным и всеобъемлющим, что его корни прослеживаются в разнообразных сферах медиа и развлечений. Настольные игры тоже не обошли стороной работы мастера ужасов. Компания Fantasy Flight Games в этом вопросе – настоящий передовик, ведь именно она выпустила ряд наиболее известных настолок, связанных с мифологией Ктулху. Популярная линейка «Ужас Аркхэма» прошла интересный путь эволюции, получила несколько редакций и обзавелась своеобразными ответвлениями. Одним из её потомков стал проект «Ужас Аркхэма. Карточная игра», который превратился в увлекательный самостоятельный продукт.

Это не классическая настолка или ККИ, её обозначают термином «ЖКИ» – живая карточная игра. Что это значит? Для данной версии «Ужаса Аркхэма» постоянно выходят дополнения с сыщиками и кампаниями, которые расширяют вселенную и позволяют получать новый опыт от каждого приключения. В наборы входят фиксированные колоды карт, сочетающиеся друг с другом и открывающие игрокам простор для формирования уникальных комбинаций экипировки, умений, навыков и прочего. Кампании разделены на несколько сценариев, в процессе прохождения которых сыщики зарабатывают опыт, что позволяет улучшать их колоду благодаря новым, более сильным картам. Игроки получают преимущество ККИ в виде коллекционирования, но при этом, в отличие от рандомной системы бустеров, они всегда знают, какие карты войдут в комплект каждого сюжетного дополнения, развивающего мир «Ужаса Аркхэма».

 📷
📷

Как устроен игровой процесс? В двух словах рассказать сложно, но попробуем описать всё очень кратко.
Всего есть четыре фазы действий:

  • фаза мифа – с игроками происходят различные события, когда они поднимают карты из колоды контактов, а также продвигается замысел злых сил, давая нам понять, что нужно поторопиться;
  • фаза игроков – каждый сыщик поочерёдно может сделать три любых действия: взять или использовать карту, сразиться с врагами, переместиться, исследовать локацию и т.д.;
  • фаза врагов – противники передвигаются и атакуют;
  • фаза передышки – игроки получают карту и ресурс, статус врагов и игроков обновляется.

Звучит не так сложно, но на деле правила полны нюансов и разночтений, поэтому очень хорошо, что в комплекте есть справочник, в котором ключевые моменты и понятия расписаны по алфавиту. Однако даже с таким пособием регулярно возникают разные вопросы. Будьте готовы активно пользоваться интернетом даже после ряда сыгранных партий. Нужно многое учитывать и держать в голове. Поэтому иначе как сложными правила не назовёшь.

Хотя в комплекте нет поля, но раскладываемые карты занимают довольно много места.  📷
Хотя в комплекте нет поля, но раскладываемые карты занимают довольно много места. 📷

Стоит ли «Ужас Аркхэма. Карточная игра» всех этих усилий по освоению тонкостей? Если вы поклонник вселенной Лавкрафта – однозначно да! Атмосфера мрачных приключений передаётся благодаря шикарным артам на картах, тематическим описаниям и художественному тексту, написанному в духе джентльмена из Провиденса. Если ещё включить на фоне один из специальных плейлистов с жуткой музыкой, погружение будет просто невероятным.

От других версий карточный «Ужас Аркхэма» отличается не только отсутствием полноценного игрового поля, которое заменили карты, но и тем, что вместо привычных кубиков, необходимых для проверки умений сыщиков, здесь используются жетоны хаоса. На них присутствуют числовые значения и символы с разнообразными эффектами. В зависимости от выбранной сложности кампании, в специальный мешок складывается определённый набор этих «монеток». Если игроку нужно пройти проверку навыка, он достаёт жетон и отнимает или добавляет к своим показателям значение с него. Здесь тоже не обошлось без нюансов, но нельзя не сказать о том, что в мешке всегда есть самая опасная вещь – красный жетон, означающий автоматический провал.

 📷
📷

К слову, мешочек в комплект не входит, а полный состав базовой коробки выглядит следующим образом:

  • справочник;
  • книга сценариев;
  • 5 карт сыщиков;
  • 5 мини-карт сыщиков;
  • 110 карт сценариев;
  • 119 карт игроков;
  • 30 жетонов ресурсов;
  • 44 жетона хаоса;
  • 18 жетонов ужаса;
  • 27 жетонов ран;
  • 30 жетонов улик/безысходности;
  • правила игры.

Этот набор рассчитан на 1-2 игроков. Всего же в партиях может участвовать до 4-ёх человек, но для этого понадобится ещё одна такая же коробка. Вообще, карт в базе хватает лишь для одной конкретной комбинации из двух сыщиков, но если вы решитесь на одиночное приключение, то легко сможете сыграть любым из пяти доступных персонажей.

 📷
📷

Каждый сыщик имеет свой класс и подборку характеристик. Благодаря этому они хорошо справляются с конкретными задачами. Одни лучше ищут улики, другие эффективнее противостоят врагам. Полностью универсального героя нет. За счёт колоды можно частично подкорректировать тактику своего персонажа, но с базовым набором пространства для манёвра маловато. Банально не хватает карт. Поэтому у базы «Ужас Аркхэма. Карточная игра» вполне конкретная задача – продемонстрировать игрокам возможности и геймплей, чтобы они смогли решить для себя, стоит ли дальше покупать дополнения и новые наборы.

Допов на данный момент вышло огромное множество. Отдельно продаются целые сюжетные циклы, сыщики и даже одиночные сценарии. Последние, к слову, можно добавлять в большие кампании в качестве ответвлений. Получится нечто уровня серии-филлера для аниме, но только интересное.

Хотя кампании получили вполне конкретный прописанный сюжет, они получились весьма реиграбельными. Во-первых, сценарии имеют разветвлённую структуру с разными концовками. Во-вторых, постоянная ротация карт работает как процедурная генерация в видеоиграх, очень сильно меняя каждое прохождение. Например, вы можете пройти первый эпизод в доме сыщика, встретив всего одного монстра, но постоянно подвергаясь всяким напастям и жутким состояниям. Однако события могут развернуться иначе: вам придётся регулярно отбиваться из-за непрерывного появляющихся врагов, с которыми порой сложно справиться.

 📷
📷

 📷
📷

Именно поэтому комфортнее всего играть как минимум вдвоём, хотя и в соло проходить сценарии вполне реально, но в этом случае приходится уповать на удачу. Также никто не мешает одному игроку брать на себя роль сразу двух сыщиков, чтобы получить больше возможностей и прочувствовать ряд механик, которые работают только при кооперативном прохождении. Одна из таких особенностей – попадание по сражающемуся напарнику при провале проверок во время боя.

Что касается общего исполнения, то карточный «Ужас Аркхэма» в хорошем смысле поражает качеством материалов и печати. Карты и жетоны добротные и приятные на ощупь. Тексты переведены хорошо, и всё вместе оформлено на твёрдую пятёрку. Есть вопросы только к правилам, с которыми новичкам будет очень непросто освоиться, однако и здесь существует лазейка: если вам лень разбираться и искать ответ на вопрос, как стоит поступить, разработчики игры рекомендуют выбирать наихудший для себя вариант развития событий. И это вполне логично, учитывая, с какой вселенной мы имеем дело.

Краткие впечатления:

  • отлично передана атмосфера произведений Лавкрафта;
  • напряжённый и увлекательный игровой процесс;
  • отличное качество материалов;
  • прекрасное художественное наполнение и локализация;
  • колодостроение позволяет менять подход к прохождению, хотя в базовом наборе сильно не разгуляешься;
  • разнообразие концовок, а также коварная колода контактов, в которую входят враги и прочие напасти, добавляющая сценариям реиграбельности;
  • базовая коробка похожа на один большой ознакомительный эпизод, и этого маловато;
  • не всеми сыщиками можно играть в соло, но в кооперативе игра позволит сделать любопытные связки при наличии дополнений или второй базовой коробки;
  • правила полны нюансов и разночтений, но стоит минимально освоиться, как от игры уже сложно оторваться;
  • без дополнений или ещё одной базовой коробки принципиально поменять колоды сыщиков не получится, равно как и поиграть большой компанией;
  • в кооперативе игра гораздо увлекательней, хотя в соло можно попробовать отыгрывать сразу двух сыщиков.