Найти тему
PRO ДОРОГИ

Мытищинская хорда: платный северный дублёр МКАД

Оглавление

О развитии дорожной сети в мытищинском городском округе говорили давно: один из крупнейших спутников Москвы по ту сторону МКАД интересен многим. Город Мытищи находится на полуострове среди дорог: с юга город закрыт МКАД, с востока федеральной трассой М-8 "Холмогоры", а с запада Осташковским и Волковским шоссе. Издавна именно эти дороги являются основными артериями, ведущими в город. М-8 недавно реконструировали на всем участке вдоль Мытищ, а в прошлом году даже торжественно открыли новую развязку, ведущую напрямую с трассы в центральную часть города.

Мытищинская агломерация . 
Источник. Яндекс карты.
Мытищинская агломерация . Источник. Яндекс карты.

В 2015 году Мытищи разрослись: в состав города вошли городское поселение Пироговский и сельское поселение Федо́скинское. Параллельно велась застройка земель вдоль Осташковского шоссе (построены ЖК "Императорские Мытищи" и ЖК "Мытищи Лайт"), также активно застраивались поля в районе посёлка Мебельной Фабрики (ЖК "Афродита и ЖК "Афродита-2"). Стоит добавить к этому, что Мытищи на северо-востоке граничат с городом Пушкино, транспортная сеть которого зависима от сети г. Мытищи, что создает неудобства для жителей обоих городов, особенно в летний "дачный" сезон.

И вот жители мини-агломерации дождались: строится новая дорога, которая пойдёт ... в Долгопрудный?

Схема будущей трассы "Мытищинская хорда" (Северный дублёр МКАД)
Схема будущей трассы "Мытищинская хорда" (Северный дублёр МКАД)

Дорога "Виноградово - Болтино - Тарасовка"

Свое название хорда получила не сразу, изначально название будущей дороги состояло из наименования трех населенных пунктов, через который она должна была пройти: "Виноградово - Болтино - Тарасовка". Но в народ ушло более простое и понятное название дороги "Северный дублёр МКАД".

Именно дублирование МКАД и его разгрузка от транзитного трафика - основная цель данного проекта, к разгрузке города Мытищи дорога, к сожалению, прямого отношения не имеет.

План трассы был готов уже в 2013 году и изначально предусматривал 6 полос для движения (по 3 в каждую сторону), но от проекта отказались - затраты были слишком велики.

История получила продолжение в 2018 году. Построить дорогу все же решили, но уже 4 полосную, а деньги решили привлечь за счет концессии - соглашения, при котором инвестор вкладывает свои деньги в строительство или реконструкцию объекта и получает эксклюзивное право на получение прибыли от него. Концессией уже активно пользовались в Госкомпании "Автодор" при строительстве М-11 "Нева" и Обхода Одинцово, но для подмосковных властей этот опыт стал первым.

Концессия, подрядчик, стоимость строительства

Концессионером (инвестором) выступила АО "Группа ВИС".

Компания является крупнейшим российским инфраструктурным подрядчиком, однако дорожных проектов у неё немного. Самый главный из них - обход города Хабаровска. Эта дорога стала первой платной трассой на Дальнем Востоке, а также первой дорожной концессией Группы ВИС. За строительство Северного дублёра МКАД отвечает их дочерняя структура ООО «Четвертая концессионная компания».

По условиям заключенного с правительством Московской области соглашения, Группа ВИС берет на себя более 80% от общей суммы финансирования.

Всего стоимость строительства оценивается в 52 млрд. рублей

Из них группа ВИС инвестирует 44 млрд. руб, а правительство Московской области - 7,7 млрд. рублей. Так подготовка территорий к строительству обошлась подмосковным властям в 1 100 909 097,99 руб. (по данным Госзакупок), подрядчиком работ выступило АО "МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ДОРОЖНЫЙ ЦЕНТР".

План Мытищинской хорды и прилегающих районов. 
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=gPrQNQmYadY (репортаж Вести на Россия 1)
План Мытищинской хорды и прилегающих районов. Источник: https://www.youtube.com/watch?v=gPrQNQmYadY (репортаж Вести на Россия 1)

Сроки строительства, характеристики дороги, стоимость проезда

Срок ввода

По условиям концессионного соглашения, разрешение на ввод в эксплуатацию должно быть получено не позднее 31 декабря 2024 года.

На данный момент сообщается о 50% готовности дороги.

Дорога начнется от пересечения с Афанасьевским шоссе (примыкает к федеральной трассе А-104 "Москва-Дмитров-Дубна" в районе с. Виноградово). затем проходит через территорию Хлебниковского лесопарка, пересекает Осташковское шоссе, проходит через Пироговский лесопарк, пересекая в нем Пироговское шоссе, а затем выходит на Старое Ярославское шоссе в районе Тарасовки.


UPD 18.12.2024:

Дорога официально ОТКРЫТА! Открытие произошло 17.1.2024
Пока дорога сдана в тестовом режиме - съезды ещё не доделаны, оплату за проезд не берут.

Основные характеристики трассы

Длина трассы составит 16,1 км.

Количество полос для движения: 4 (по 2 в каждую сторону).

Категория дороги: IБ.

Расчетная скорость: 110 км/ч, но высока вероятность того, что ограничение будут составлять привычные 90 км/ч, т.к. скоростное ограничение в 110 км/ч предусмотрено на автомагистралях, т.е. на дорогах наивысшей IA категории.

Оплата будет осуществляться через стандартные пункты взимания платы (ПВП) по типу кабинок с оператором внутри. Системы free-flow, когда оплата производится при проезде через специальные рамки ( как на А-113 "ЦКАД" и М-12 "Москва-Казань") не предусмотрено. Всего на 16 км дороги будет построено 4 ПВП на участках:

1. Афанасьевское шоссе - Осташковское шоссе;

2. Осташковское шоссе - новый выход на Осташковское шоссе ( пос. Мебельной фабрики);

3. Новый выход на Осташковское шоссе - Пироговское шоссе;

4. Пироговское шоссе - Ярославское шоссе

Схема расположения ПВП на трассе Мытищинская хорда (Северный дублёр МКАД)
Схема расположения ПВП на трассе Мытищинская хорда (Северный дублёр МКАД)

Также будет возведено 5 транспортных развязок в разных уровнях:

1. Пересечение с Афанасьевским шоссе;

2. Пересечение с Осташковским шоссе;

3. Пересечение с новым выездом на Осташковское шоссе (сам выезд в месте пересечения с Осташковским шоссе развязки иметь не будет - пересечение будет регулироватся светофором)

4. Пересечение с Пироговским шоссе;

5. Пересечение с Ярославским и Старым Ярославским шоссе.

Схема расположения транспортных развязок на трассе Мытищинская хорда (Северный дублёр МКАД)
Схема расположения транспортных развязок на трассе Мытищинская хорда (Северный дублёр МКАД)

Стоимость проезда

Расчетная стоимость проезда легковых транспортных средств: 10 руб./км, т.е. чуть более 160 руб. за всю дорогу. Но стоит учитывать, что эти данные были опубликованы на 2018 год, а за это время многое изменилось. Платной дорога будет на протяжении всего времени действий концессионного соглашения, то есть минимум до 2038 года.

Проблемы

Помимо положительного эффекта в "разгрузке" МКАД и создания дополнительной связки между агломерацией "Мытищи, Королев, Пушкино, Ивантеевка" и районами Долгопрудного и Лобни, у проекта есть очевидные недостатки и спорные моменты:

1. Близость к жилой застройке

Данная проблема присуща почти всем дорожным проектам, реализуемым в местах плотной жилой застройки. Тем ни менее уже сейчас очевидно, что трасса пройдет под окнами у жителей ЖК "Императорские Мытищи" который я упоминал ранее. Посмотрите сами:

Расстояние от трассы до домов ЖК "Императорские Мытищи"
Расстояние от трассы до домов ЖК "Императорские Мытищи"

Расстояние от трассы до ближайших домов составит около 60 м. Даже если предположить, что дорога пройдет не по предварительной трассировке, а чуть дальше, то кардинально ситуацию это не изменит.

Расстояние от трассы до домов ЖК "Мытищи Лайт"
Расстояние от трассы до домов ЖК "Мытищи Лайт"

Жителям ЖК "Мытищи Лайт" повезло чуть больше. Дальше если предположить, что дорога пройдет ровно по предполагаемой трассировке, то расстояние от трассы до ближайших домов составит более 200 метров.

-8

Аналогичная ситуация с частным сектором в Тарасовке. Где раньше перед домами были поля, теперь пройдет трасса. Ориентировочное расстояние до ближайших домов также около 50 м.

2. Вырубка лесов

Там где дорога пойдет вдалеке от жилой застройки, она пойдет через лес, а если точнее - через лесопарки. На пути дороги есть целых 2 лесопарка: Хлебниковский и Пироговский.

Через территорию Хлембниковского лесопарка пройдет около 3,5 км трассы. Через Пироговский лесопарк - 7,2 км, включая 1 км нового выхода на Осташковское шоссе. Итого 10,7 км дороги прокладывают через лесопарки. Всего ради строительства дороги вырубили порядка 100 га лесопарковых территорий. Общественная инициатива по остановке строительства (раз, два, три) замечена не была и не принесла результатов.

Схема трассы на участке через Пироговский лесопарк.
Схема трассы на участке через Пироговский лесопарк.

Вырубка Пироговского лесопарка началась уже в 2014 году в результате нашествия паразитов, уничтоживших значительную часть деревьев, однако долгое время на месте пустыря стояли транспаранты с обещанием восстановить лес. По иронии судьбы именно на этом месте теперь стоит щит с паспортом дороги.

В 2015 году - обещание леса, в 2021 году - стройка дороги. 
Источник: Яндекс.Карты (панорамы)
В 2015 году - обещание леса, в 2021 году - стройка дороги. Источник: Яндекс.Карты (панорамы)

Ради справедливости стоит сделать ремарку: положительный эффект от снижения выбросов оксидов углерода, азота, серы и других вредных веществ, выделяемых автомобилями, может быть выше, чем негативный эффект от вырубки 1 га леса. Но это применимо в случае, если стоит выбор: строить "крюк" дороги в 30 км, или проложить 5 км прямо через лес. Здесь же существенного снижения вредных выбросов ожидать не стоит, ведь дорога не уменьшит перепробег транспорта, а просто оттянет на себя его часть со МКАД, при этом расстояние перепробега может стать даже выше. Но об этом дальше.

Вырубка лесов в Пироговском лесопарке под трассу "Мытищинская хорда".
Источник: https://roads.ru/forum/topic/35664-ostashkovskoe-shosse-vinogradovo-boltino-tarasovka/page/14/?tab=comments#comment-653887
Вырубка лесов в Пироговском лесопарке под трассу "Мытищинская хорда". Источник: https://roads.ru/forum/topic/35664-ostashkovskoe-shosse-vinogradovo-boltino-tarasovka/page/14/?tab=comments#comment-653887

3. Сомнительный эффект от дороги

Сама концепция "Северного дублера МКАД" вызывает много вопросов. Чтобы оттянуть от центра столицы транзитный трафик был построен ЦКАД. Уменьшить нагрузку на федеральные трассы М-8 "Холмогоры" и А-104 "Москва - Дубна" также не получиться: Мытищинская хорда просто создаст между ними новую связку, при этом пропускная способность самих федеральных трасс на въезде в столицу никак не поменяется. Связь между Мытищами и Долгопрудным в обход МКАД? Да, бесспорно это будет удобно, но такой ли уж большой траффик машин ожидается между этими городами? Разумеется, концессионеры вместе с Подмосковными властями очень долго рассчитывали все аспекты дороги, даже привлекали специалистов из Высшей школы экономики (ВШЭ), и по расчетам проект был оправдан. Но что нас ждет в реальности? Оправдает ли проект возложенные на него ожидания?

Продолжение проекта - Восточная хорда Подмосковья?

На просторах Интернета несколько раз появлялась информация о проекте "Восточной хорды Подмосковья" - продолжении Мытищинской хорды, которая должна пройти по восточной части ближайшего Подмосковья за Щелково и уйти в сторону трассы М-7 "Волга". Логично предположить, что дорога должна дойти до будущей платной трассы "Лыткарино – Томилино – Красково – Железнодорожный", которая позиционируетсякак часть Южного дублёра МКАД. В таком случае мы получим полноценную транзитную окружную дорогу в ближайшем Подмосковии, которая свяжет собой половину крупнейших "спутников" Москвы, включая Долгопрудный, Мытищи, Щелково, Люберцы, Видное, а также территории Новой Москвы.

Схема Всоточной хорды Подмосковья. Источник: https://www.mk.ru/editions/daily/2022/07/14/mytishhi-i-pushkino-dozhdutsya-vostochnoy-khordy-cherez-2-goda.html
Схема Всоточной хорды Подмосковья. Источник: https://www.mk.ru/editions/daily/2022/07/14/mytishhi-i-pushkino-dozhdutsya-vostochnoy-khordy-cherez-2-goda.html

Но пока никаких данных о данном проекте нет, поэтому говорить о его реализации вместе с Мытищинской хордой преждевременно.

На сегодня Северный дублёр МКАД - обособленный проект, и в ближайшем будущем ему придется опираться только на существующую дорожную сеть в данном районе Московской области.

Оправдает ли проект себя и станет ли реальным дублёром МКАД? Скоро увидим.

А что думаете вы? Жду ваше мнение по поводу данной дороги в комментариях.

***

Ссылка на карту:

https://yandex.ru/maps/?l=sat%2Cskl&ll=37.703159%2C55.957923&mode=usermaps&source=constructorLink&um=constructor%3A9fd78adb48b01c73f0fbba55a9e8cb52d02902d835a4f13277c1cfc43080ac26&z=12

***

  • ставьте лайк 👍
  • подписывайтесь на канал ☝️

***

Читайте также: