Найти в Дзене
Мир металлоискателей

Грейдинговые компании. Независимое мнение

Оглавление

В жизни каждого нумизмата наступает момент, когда он берет в руки монету и сердце его замирает: вот это да! Вот это состояние! И тут же возникает мысль: а не заслабировать ли? Не закатать ли в коробку?

СПРАВКА: Слабированные монеты – это монеты, в процессе сертификации которых (помещения в слаб) происходит оценка подлинности монеты и ее состояния, после чего монете присваивается уникальный номер, заносящийся в базу данных. Теоретически это своеобразная гарантия подлинности и качества монеты. Пока монета в слабе, фирма гарантирует ее подлинность и правильную оценку состояния (ЯНДЕКС поиск).
ДОП ИНФО: Сертификация (оценка) производится по шкале Уильяма Шелдона (США), признанной во всех странах универсальной шкалой для оценки сохранности монет.

Коллекционирование монет в слабах – тренд, вирусом распространяющийся по всему миру. Монета, имеющая разницу в 1 – 2 деления по шкале, совершенно по-разному оценивается в денежном эквиваленте. Качество и сохранность – девиз каждого нумизмата новой волны. Степень редкости и исторической значимости встают на задний план, а штемпельный блеск и отсутствие следов обращения играют наиглавнейшую роль.

Не будем сейчас вдаваться в нюансы грейдинга и присваивания цифр монете, давайте определим пятерку лидеров, агентств по слабированию, пользующуюся наивысшим авторитетом среди нумизматов России. Какие слабы наиболее востребованы? Чей грейд ценится при продаже? Заранее уверяю: статья не оплачивалась ни одной из грейдинговых компаний, а написана исключительно из-за ваших многочисленных просьб, полученных во время стримов, выступлений и трансляций видеороликов.

6 МЕСТО: CGC

-2

Возникли – и сникли, именно так можно охарактеризовать появление CGC на рынке. По крайней мере, такое мнение можно составить, изучая статистику встречаемости. Компания сразу показала свой вектор наглядными примерами: инициалы минцмейстера ПЛ на полтинниках 1924 – 1927 годов они ставят как NA (один в один как NGC, о которой речь впереди, и подражателями которой (а может, и правопреемниками) на территории РФ это грейдинговое агентство себя позиционирует. Не странно ли (не стыдно ли?), что в компании для этикетки на слаб не нашлось шрифта кириллицы, если учесть, что офис агентства расположен на Таганке, в центре Москвы, а не в Сарасоте, штат Флорида? Странно! Потому как горделивая надпись «Зарегистрировано в Минкультуры России» стоит на каждой коробочке, и без ошибок. А вот букву «Г» не смогли отыскать на клавиатуре? Сейчас их слабы больше мелькают среди собирателей бумажных денег, бонистов, им и судить об адекватности компании. А нумизматам, судя по всему, не зашло.

5 МЕСТО: RNGA

-3

Необычный по дизайну слаб кого-то оттолкнул изначально, кого-то же, наоборот, привлек. И поначалу все шло довольно неплохо, бренд стал узнаваем, появились почитатели, грейдившие свои коллекции исключительно в RNGA. Вот только несоответствие грейда реальному состоянию все чаще и чаще стало бросаться в глаза коллекционерам, и если начать изучать вопрос, то примеры таких несоответствий можно найти в обсуждениях на нумизматических форумах и в сообществах. Плюс ко всему (это по отзывам на тех же нумизматических форумах) – не самые лояльные ценовая политика и подход к клиентам. В итоге интересный проект обесценился в глазах коллекционеров, и сейчас уже не так часто можно увидеть черный «модерновый» слаб в предложениях аукционов и дилеров. А жаль, потенциал у компании был, имя – осталось, узнаваемое и авторитетное, и возможно RNGA еще заявит о себе, проведя внутри компании определенные изменения. Будем надеяться и ждать.

4 МЕСТО: PCGS

-4

Грейдинговая компания, более популярная среди коллекционеров бон (банкнот), нежели монет, однако снискала популярность как в мире, так и в России как фирма, занимающаяся слабированием монет. Отнести к минусам или плюсам необычный дизайн слаба – дело вкуса и предпочтений каждого. Но причины того, что компания (не по рейтингу доверия, а по факту популярности) на четвертом месте, нужно, на мой взгляд, искать среди тех же пунктов, что описаны для фигуранта, занявшего второе место.

3 МЕСТО: NGS

-5

Новая компания, быстро набирающая обороты, но уже успевшая поучаствовать в ряде крупных скандалов, связанных с соответствием и качеством грейдинга. Плюсы: быстрый грейд, демократичные цены, подход к клиенту, креатив. Рекламные акции, розыгрыши, бонусы… Я сам лично не раз испытывал на себе весь спектр сервиса, что предоставляет NGS своим клиентам: поработать в тишине в отдельном кабинете – пожалуйста, привести своего покупателя для просмотра, где ему предложат в спокойной атмосфере выпить кофе – разумеется! Суперконкурентный подход нового уровня, это они умеют. Кто-то видит за ними будущее нумизматической индустрии, кто-то считает проект хайповым и временным. Так или иначе, этикетка NGS все чаще и чаще мелькает на торговых площадках, и как знать, не будет ли эта компания в скором будущем оспаривать первенство с лидером сегодняшним? Это зависит от многих факторов, а в первую очередь - от компетентности экспертов компании, и от вашего, уважаемые коллеги, выбора.

2 МЕСТО: NGC

-6

Ведущий мировой лидер грейдинга. Почему же не на первом месте? Причин много, и самая главная – отсутствие возможности без всяких проблем и сложных формальностей отсылать монеты из РФ на слабирование. NGC пользуются непререкаемым статусом высшей оценки состояния, хотя, конечно, и у них случаются ошибки, и довольно критические, особенно в оценке и определении античных, средневековых монет, а порой и монет Российской империи, что для нас крайне важно. Важно и то, что сервис просмотра монет, имеющихся в базе реестра компании, в разы уступает российским грейдинговым агентствам. И, пользуясь случаем, выскажу дополнительное, авторское мнение: в последнее время оценочная политика NGC, на мой взгляд, претерпела изменения и стала менее строгой. Доказательства тому – «сплошные» слабы старого образца в сравнении с новыми, «с лапками». Если положить одну и ту же монету в одинаковом грейде, «старую» и «новую» рядом, разница будет очевидной, и далеко не в пользу «новой». Все эти факторы нисколько не отторгают коллекционеров от приобретения монет в грейде этой компании, наоборот, при равных показателях оценки цена монеты от NGC будет гораздо выше, чем от лидера нашего рейтинга. Но… тут как раз тот случай, когда цена и авторитет – не главные показатели популярности.

1 МЕСТО: ННР

-7

Национальный Нумизматический Реестр – можно сказать, основатель грейдингового бизнеса в России. Возможно, кто-то помнит компанию Monetoff, кто-то вспомнит других энтузиастов, пытавшихся освоить это направление. Но получилось только у ННР. Слагаемые успеха – уникальность на данный момент, сервис, максимальная объективность, компетентность экспертов и доверие коллекционеров. Создали проект люди, которые, возможно, не на слуху у большинства собирателей, но которых знают и почитают как специалистов крупнейшие аукционные дома и профессиональные нумизматы России, Европы и США. Компания, если вы хотите мой субъективный взгляд, стала заложником своих собственных рамок, с одной стороны, то есть зачастую грейд монет явно занижен. Но, что парадоксально, этот же аспект добавил ей и рейтинга. Будучи человеком публичным и вращаясь среди большого количества нумизматов, часто слышишь: «Ну, раз ННР дали моему рублю AU58, то он точно MS60». То есть котировка ННР оценивается как сугубо строгая. Бывают ли у них ошибки? Это, повторюсь, не заказная статья. Конечно же, бывают! И мне, как нумизмату с опытом, иногда удивительно, за что, почему и, самое главное, на каких основаниях этой монете дали такой грейд? У вас в этот день был корпоратив «Всем по MS62»?! И монете в пруфлайк, и выкопанной из земли? Конечно, такое бывает нечасто. В основном, грейд монет от ННР строг, но абсолютно соответствует обозначенным цифрам по шкале Шелдона. С этим кто-то спорит, но ННР была, есть и на данный момент остается самой востребованной и популярной грейдинговой компанией в России, о чем говорят, к сожалению, огромные очереди, и, как следствие, сроки грейда монет.

В завершение обзора выскажу мнение, которое я озвучивал в эфирах канала «Заметки Нумизмата», высказывал при личных встречах с вами и публиковал в прессе: покупайте то, что нравится, не смотрите на грейд. Иногда монета просто притягивает к себе красотой, рельефом, патиной. Так ли важно, какие у нее цифры? Ну а если важно, то, надеюсь, обзор самых востребованных грейдинговых компаний в России был вам полезен.

Алексей Шлыков

Журнал Деньга 38 / 2023