«И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь»
В Театре Моссовета в ноябре 2022 года состоялась премьера спектакля «БЕСприданница» по одноименной пьесе А.Н. Островского. Постановщиком стал художественный руководитель Евгений Марчелли. Спектакль приурочен к 200-летию со дня рождения великого драматурга и основоположника современного русского театра. Безусловно, время не стоит на месте, поэтому необходимо искать новые интерпретации классических произведений. Марчелли перенес актуальные темы Островского на современных людей.
С самого начала спектакля зритель погружается в минималистичную атмосферу – сценография решена именно в этом стиле. Действие разворачивается на фоне серых «бетонных» стен, а в качестве декораций – столы и стулья тех же цветов. Музыкального сопровождения нет на протяжении всего спектакля, но оно появляется в финале. В такой обстановке представители элиты провинциального города Бряхимова на Волге беседуют в кофейне. Кто-то из них пьет чай, кто-то – шампанское.
Мокия Кнурова, пожилого человека с большим состоянием, играет заслуженный артист России Виталий Кищенко, а представителя богатой торговой фирмы Василия Вожеватова – Сергей Зотов. Герои обсуждают покупку парохода «Ласточка», который принадлежит барину Сергею Паратову (Павел Чинарев). Они часто бывают в гостях у Ларисы Дмитриевны, поэтому сплетничают о ее женитьбе с Юлием Карандышевым.
Появление на сцене Карандышева, Ларисы и ее матери Хариты Игнатьевны Огудаловой (заслуженная артистка России Елена Валюшкина) добавляет в спектакль «живости». Евгений Марчелли сделал акцент на ярких костюмах, придумал необычные детали в образах героев, например, элегантное перо в прическе Огудаловой. Эти персонажи получились более эмоциональными по сравнению с другими.
Благодаря бывшему возлюбленному Ларисы Сергею Паратову монотонная жизнь героев стала интереснее. Он приехал продавать свой корабль и хочет «погулять» перед предстоящим очень выгодным браком. Отношения героев, вежливые только на первый взгляд, пропитаны ненавистью и отвращением, в них нет ни малейшего намека на любовь и уважение. Лариса Дмитриевна сталкивается с тем, что мужчины пользуются ей как вещью, даже не скрывая этого.
Единственный человек, хорошо относящийся к девушке, – это Карандышев, которого она так презирает. Герой старается быть «победителем»: например, хвалится перед всеми, что «добился» такую красавицу-жену. Режиссеру спектакля было важно показать разное понимание любви между мужчиной и женщиной. Героиня Островского, по его мнению, была еще слишком юна для таких отношений. Из-за этого девушку и настигли боль и разочарование, которые позже стали причиной гибели.
Особенно интересно режиссерское решение финала, когда выстрел в Ларису Дмитриевну не становится для нее смертельным. В этой сцене умирает только душа героини. После выстрела Огудалова говорит Карандышеву, что тот не смог ее убить. Психологическое состояние девушки в этот момент накаляется до предела, и она теряет все оставшиеся человеческие чувства. Марчелли акцентирует внимание зрителей на душевной слепоте, цинизме, неприязни и лживости современных людей. Как и во времена Островского, для многих приоритетом в жизни остаются материальные богатства, а не духовные. Именно это и губит судьбы людей.