Найти в Дзене

Как Мэри Шелли придумала монстра Франкенштейна и вдохновила Disney, Тима Бёртона и корейскую группу Stray Kids

Оглавление

«Сборник такого размера не может быть оправдан значимостью Мэри Шелли как писательницы. Именно как жена Шелли она вызывает у нас желание и интерес узнать о ней как можно больше», — писал редактор Фредерик Джонс в предисловии к сборнику писем Мэри Шелли. А между тем просто «жена Шелли» написала роман и создала одного из самых культовых монстров в истории. Благодаря ей у нас также появились Стич, Эдвард Руки-ножницы и дворецкий Ларч.

Как Мэри Шелли придумала Виктора Франкенштейна и его Монстра

Мэри Шелли  - английская писательница, автор готического романа «Франкенштейн, или "Современный Прометей»
Мэри Шелли - английская писательница, автор готического романа «Франкенштейн, или "Современный Прометей»

Холодным дождливым летом 1816 года мир сотрясали последствия извержения индонезийского вулкана Тамбора. В Европе над городами опустился туман, не пропускавший ни лучика света.

Мэри было всего 18 лет. Вместе со своим любимым поэтом Перси Бише Шелли и сестрой Клер Клермон она отправилась на Женевское озеро в Швейцарии. Они остановились на вилле "Диодати"лорда Байрона, где она отдыхала вместе со своим врачом Джоном Полидори. Увлекшись романтизмом, молодые люди проводили вечера за чтением стихов, страшных историй и их обсуждением.

-2

В один из вечеров они читали историю о призраках. Байрон предложил каждому из них написать более страшную историю, чем та,которую они только что прочитали. Мэри хотела написать что-то чертовски страшное. Но она никак не могла определиться с сюжетом и темой. Однажды ночью, под звуки грозы и молний, ей приснился сон. В этом сне она увидела будущего Виктора Франкенштейна и его архетип монстра.

Сон был навеян Байроном и Перси Шелли, с которыми накануне у нее состоялась оживленная дискуссия о гальванизме. В частности, речь шла об эксперименте итальянского врача Луиджи Гальвани. Он применил электрический ток, чтобы заставить лапки мертвых лягушек дергаться. Байрон и Перси задумались, можно ли таким образом оживлять людей после смерти.

«Я увидела бледного ученика неосвящённых искусств, стоявшего на коленях рядом с тем, что он собрал. Я видела отвратительный фантом человека, растянувшегося на земле, а затем — при работе какого-то мощного двигателя — подавшего признаки жизни и пошевелившегося беспокойным, полужизненным движением»,—описывала свой сон Мэри Шелли во вступлении к роману.

На следующий день Мэри приступила к написанию небольшого, по ее мнению, рассказа в несколько страниц. Однако Перси убедил ее развить эту идею. Первое издание романа "Франкенштейн,или Современный Прометей" было опубликовано анонимно в 1818 году. Только во втором издании в 1823 году имя Мэри Шелли появилось на обложке. Восемь лет спустя вышло новое издание "Франкенштейна", в котором Мэри изменила некоторые сцены. Именно в таком виде роман известен нам сегодня.

-3
Монстр Франкенштейна Мэри Шелли — второе самое экранизируемое чудовище после «Дракулы» Брэма Стокера. При создании Дракулы Стокер вдохновлялся повестью «Вампир» Джона Полидори. Эту повесть Полидори написал тем же летом 1816-го. Как и Мэри, он принял писательский вызов Байрона.

Почему не все верили, что «Франкенштейна» написала Мэри

Первое издание романа, вышедшее в 1818г., было безымянным, но Перси Шелли написал к нему предисловие. Это заставило многих критиков и писателей, в том числе Вальтера Скотта, утверждать, что настоящим автором "Франкенштейна" является муж Мэри. Даже спустя 200 лет, когда имя Мэри появилось на обложке, вопрос: кто же настоящий автор "Франкенштейна", по-прежнему остается открытым?

На момент написания романа Мэри было всего 18 лет. Она не имела достаточного жизненного опыта, чтобы исследовать такие глубокие темы, как потеря, философия смерти, социальная справедливость и атеизм. Кроме того, ей не хватило бы знаний. В отличие от Перси, который учился в Оксфорде, Мэри не имела образования.

Те, кто считает Мэри автором, не должны забывать, что уже в юном возрасте она познала всю горечь утраты. Ее мать, Мэри Уолстонкрафт, активистка и защитница прав женщин, умерла через 11 дней после рождения дочери. Ее отец бросил Перси и Мэри, когда она сбежала из дома. В возрасте 18 лет Мария потеряла свою новорожденную дочь. Дочь умерла через два месяца.

Не все так однозначно в отношении образования Мэри. Ее отец - писатель - политический философ Уильям Годвин - дал дочерям хорошую основу. Он возил их на образовательные экскурсии, поощрял общение со "знатными" гостями и давал доступ к внушительной домашней библиотеке. Поэтому Мэри была заядлой читательницей и хорошей писательницей. Некоторые специалисты считают, что Перси участвовал в работе над романом как минимум в качестве редактора, а как максимум - в качестве соавтора. Однако Фиона Сэмпсон, британский поэт, эссеист и аспирант, написавшая книгу "В поисках Мэри Шелли: девушка, написавшая Франкенштейна отметила, что правка Перси не больше, чем у современного линейного редактора.

Фиона Сэмпсон говорит, что Мэри часто обвиняли в неоригинальности ее персонажей. Ее изобретения ученых и их чудовищ стали мощными культурными архетипами, но она явно не была первой, кто создал персонажей, ожививших ее творения. Еще в Древней Греции существовал знаменитый миф о Пигмалионе, мужчине-скульпторе, оживлявшем статуи. Эту историю позже повторил Шекспир в своей пьесе "Буря". Это обвинение можно опровергнуть. Пигмалион влюбился в свое творение, но оживил его не он сам, а богиня Афродита, которая затронула его чувства. Виктор Франкенштейн, напротив, хотел создать идеального человека. Однако он испугался созданного им существа и тысячи раз пожалел о содеянном.

Спорным был вопрос о фамилии Франкенштейна. Мэри уверяла его, что сама дала ему имя. Однако некоторые считают, что в 1814 году Мария посетила замок Франкенштейна в Дармштадте. Там жил алхимик Иоганн Конрад. По слухам, он проводил опыты на человеческих трупах, пытаясь перенести душу в другое тело. Предположительно, Конрад был прототипом Виктора Франкенштейна.

Влияние «Франкенштейна» на поп-культуру

Роман Мэри Шелли был экранизирован десятки раз. И это не считая различных "вариаций на тему",когда, например, Виктор Франкенштейн вместо мужчины создает женщину. Само чудовище за эти годы стало самостоятельным культовым персонажем. Действительно, если в художественной литературе его называли просто Существом,то в поп-культуре его называют Франкенштейном.

Можно сказать, что начало популярности Франкенштейна в поп-культуре положил кинорежиссер Джеймс Уэйл, который в 1931 году выпустил экранизацию "Франкенштейна", ставшую классикой. Через четыре года Уэйл снял продолжение -"Невеста Франкенштейна". В обоих фильмах монстра играл актер Борис Карлофф, создавший сам образ-эталон. Таким образом, монстр Франкенштейна был изображен в мультфильмах, кинофильмах и анимации. Последний анимационный фильм "Монстры на каникулах" до сих пор свеж в памяти. Образ Карлова так же навеян Чарльзом Аддамсом, создателем "Семейки Аддамс". Дворецкий Аддамсов, Ларч, поразительно похож на легендарного монстра.

-4

Мэри Шелли и ее романы задали новую модель поведения ученых и их безумных созданий. Это было использовано, например, студией Disney при создании анимационного фильма "Лило и Стич". По сути, Стич- это тот же монстр Франкенштейна, только "собранный" из другой инопланетной ДНК.

Тим Бертон так же включил роман Мэри Шелли в свое творчество: в 1984 году он выпустил короткометражный фильм "Франкенвини". В нем рассказывается о мальчике Викторе, который возвращает к жизни умершую собаку. Кстати, этот мрачный мультфильм был выпущен под логотипом Disney. Затем Бертон использовал тот же мотив в 1990 году в фильме "Эдвард руки-ножницы". Персонаж Джонни Деппа был отчасти вдохновлен образом чудовища Франкенштейна.

-5

Аспект безумного ученого Виктора Франкенштейна можно увидеть в хирурге Роберте Ледгарде в фильме "Кожа, в которой я живу". Как и в случае с героем Мэри Шелли, его эксперименты нарушают законы мироздания и оборачиваются против самих себя. Доктор Элдон Тирелл из фильма "Бегущийполезвию", создавший репликантов, так же создан по образцу персонажа Мэри Шелли. Если говорить о музыкальной индустрии, то около десяти лет назад песня "Друзья", записанная датской певицей Аурой Дион с музыкальной группой Rock Mafia, возглавила музыкальные чарты. Клип на эту песню представляет собой интерпретацию романа Мэри Шелли, в котором героиня создает друзей-монстров из обуви.

В 2020 году музыкант Боб Дилан выпустил песню "My Own Version of You", в которой использовал образы из романа Мэри Шелли в качестве метафоры трудностей написания песен. А южнокорейская к-поп-группа Stray Kids в марте 2022 года выпустила альбом Oddinary. Один из лид-синглов, "Maniac", посвящен человеческим странностям, которые не вписываются в общепринятые представления о нормальности, но делают нас особенными. Они пытаются передать эту идею через образ чудовища Франкенштейна.