Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Иконы Богородицы: как появились образы и что они символизируют. Благовещение, Всемилостивая и Деисус

В православных храмах образы Богоматери — одни из самых почитаемых. Иконописцы писали Деву Марию одну, с Младенцем, в окружении святых. Читайте, какие существовали каноны в изображении Божией Матери и какие древние известные иконы им соответствуют.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ. 1540-Е. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
БЛАГОВЕЩЕНИЕ. 1540-Е. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Согласно Библии, благую весть о том, что она станет матерью Спасителя, принес Марии ар­хан­гел Гав­ри­ил. Этот сюжет лег в основу многочисленных икон, мозаик и фресок — росписей на стенах. На Руси иконы Благовещения появились еще до нашествия монголо-татар. Сюжет трактовали по-разному: Марию изображали сидящей на троне, благая весть спускалась на нее как голубь в небесном луче — символ Святого Духа. В других вариантах писали архангела Гавриила в полный рост, он обращался к Богородице.

АНДРЕЙ ЛАВРЕНТЬЕВ И ИВАН ДЕРМА ЯРЦЕВ. БОГОМАТЕРЬ С МЛАДЕНЦЕМ НА ПРЕСТОЛЕ (ФРАГМЕНТ). 1509. СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ, ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
АНДРЕЙ ЛАВРЕНТЬЕВ И ИВАН ДЕРМА ЯРЦЕВ. БОГОМАТЕРЬ С МЛАДЕНЦЕМ НА ПРЕСТОЛЕ (ФРАГМЕНТ). 1509. СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ, ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

Другой иконографический тип Богородицы — Всемилостивая (Панахранта), он близок к типу Одигитрия. Богоматерь изображали на троне, ее одежды были богато украшены драгоценными камнями. Она предстает как Царица неба и земли, а на коленях держит младенца Христа. К этому типу относят иконы «Державная» и «Всецарица».

ДЕИСУС (ФРАГМЕНТ). СЕРЕДИНА XV ВЕКА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ДЕИСУС (ФРАГМЕНТ). СЕРЕДИНА XV ВЕКА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Распространены изображение Богоматери в деисусной композиции. Трехфигурный Деисус — это иконографический тип: Господь в центре, а по сторонам от него Богоматерь и Иоанн Предтеча. Богоматерь предстает с молитвенно сложенными руками, вполоборота к Христу, она протягивает к Спасителю руки в жесте молитвы. Фигуры писали в полный рост, поясные или погрудные, выбор композиции зависел от того, для какого иконостаса создавали икону.

Автор: Маргарита Ковынева