Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Иконы Богородицы: как появились образы и что они символизируют. Богоматерь Оранта

В православных храмах образы Богоматери — одни из самых почитаемых. Иконописцы писали Деву Марию одну, с Младенцем, в окружении святых. Читайте, какие существовали каноны в изображении Божией Матери и какие древние известные иконы им соответствуют.

МОЗАИЧНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕРУШИМАЯ СТЕНА». БОГОМАТЕРЬ ОРАНТА. XI ВЕК
МОЗАИЧНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕРУШИМАЯ СТЕНА». БОГОМАТЕРЬ ОРАНТА. XI ВЕК

Один из самых древних иконографических типов Богородицы — Оранта. Слово пришло из латинского языка, его можно перевести как «взывающая, молящаяся». Историк древнерусского искусства Никодим Кондаков отмечал, что первый иконописный образ Богоматери Оранты относится к концу IV века. Богоматерь изображали в позе заступнической молитвы: руки разведены в стороны и согнуты в локтях, ладони подняты на уровень лика и обращены к молящемуся. Образы встречаются в росписях и иконах византийских и русских храмов.

БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ (ФРАГМЕНТ). ДО 1169
БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ (ФРАГМЕНТ). ДО 1169

Самое известное древнерусское изображение Оранты находится в Софийском соборе в Киеве. Мозаику «Нерушимая стена» относят к XI веку. Эпитет в названии пришел из акафиста Богоматери — так называют хвалебное и благодарственное пение в церковной гимнографии. Богородица изображена на одной из стен собора, на золотом фоне в полный рост, с разведенными в стороны руками. Высота фигуры превышает пять метров. Царственный наряд состоит из пурпурного мафория, на нем — золотые звезды, на плечах и на лбу. Лицо Богородицы строго и печально. Мозаика выполнена из смальты — небольших пластин цветного непрозрачного стекла.

БОГОМАТЕРЬ ОРАНТА. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XII ВЕКА. ГЕОРГИЕВСКИЙ СОБОР ЮРЬЕВА МОНАСТЫРЯ, ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
БОГОМАТЕРЬ ОРАНТА. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XII ВЕКА. ГЕОРГИЕВСКИЙ СОБОР ЮРЬЕВА МОНАСТЫРЯ, ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

Другой образ, близкий по иконографии к Оранте, — икона «Знамение» из Великого Новгорода. Это поясное изображение Богородицы, ее руки подняты в молитве, а Младенец вписан в золотой круг на груди — медальон. По преданию, в XII веке чудотворная икона спасла Новгород от войск суздальцев во времена междоусобных войн. Когда воины подошли к городу, из глаз Богородицы на иконе потекли слезы. На вражеское войско напал страх и смятение, и город был спасен.

Автор: Маргарита Ковынева