Правление Анны Иоанновны ознаменовалось большим выпуском новых монет. Прежде всего интересны рубли с портретом этой императрицы. Пожалуй ни у одной императрицы или императора нет такого большого количества разновидностей портрета на монетах рублевого достоинства как у Анны Иоанновны, с которой не сможет соперничать даже Екатерина вторая, несмотря на то,что у власти она была намного больше своей предшественницы. Неслучайно при коллекционировании этих рублей возникают большие трудности, что бы собрать хотя бы малую часть этих разновидностей нужно потратить немало времени. Сколько средств уйдет на такую коллекцию лучше вообще молчать. Конечно были неоднократные попытки систематизации этих рублей как по мелким разновидностям , так и по портретам. Такую попытку систематизации предпринимал и В.В. Уздеников введя такие понятия как "царственный"портрет и "лирический, однако прошло время и были найдены и известны сейчас новые типы редких разновидностей которые не подпадают под эти правила, так как у них присутствуют все характерные черты от обоих разновидностей.
Тут видно,что корона на голове императрицы разделяет надпись. У лирической надпись разделяет только крест на короне. фото ниже для сравнения.
Однако есть и переходные портреты того же года например фото ниже
Как видим эта монета не относится ни к одному из типов, ни к "царственному" ,ни к лирическому. А таких разновидностей очень и очень много и постоянно по сегодняшний день нумизматы выявляют новые,прежде неизвестные разновидности. Вот почему так порой бывает их трудно идентифицировать.
Как тут быть? Отчего у рублевых монет этого периода так много разновидностей в портретах? Например один из каталогов Евгения Полуйко вышедшая еще в 1989 году включает в себя аж 700 !!! разновидностей, и считается одна из самых лучших в своем роде. Сколько этих разновидностей вообще? Тут больше вопросов,чем ответов. Тема еще мало изучена и от этого еще интереснее, ведь еще можно найти редкие монеты, с которыми до этого никто не сталкивался. Дело в том , что Анна Иоанновна очень придирчиво относилась к своим портретам на своих рублях. С целью добиться лучшего портрета она делала заказ на свои портреты не одному , а сразу нескольким медальерам, а лучшие работы потом отбирались и по этим штемпелям чеканили монету. Поэтому даже монеты одного года выпуска могут иметь существенные различия даже по стилю оформления портретов. Тем не менее некоторые портреты даже умудрились получить свои не очень хорошие прозвища у нумизматов из за своих характерных особенностей. Одна "цыганка" чего стоит!
Поэтому в этой статье приведу самые распространенные разновидности которые попадаются нам чаще всего и которые проще идентифицировать. Конечно есть уникальные и редкие разновидности мимо которых мы бы не прошли, но и цены на них тоже приличные.
Чеканилась монета Анны Иоанновны не из своего серебра, оно было привозное, из талеров, которые переплавлялись потом на монетном дворе, очищались и доводились до нужной пробы. Первые монеты с датами 1730 года чеканились из серебра 728 пробы и имела вес 28,44 грамма, позже в 1731 году пробу подняли до 802, но снизили вес монеты до 25,85 грамма по которой потом чеканились все рублевые монеты этого периода. Рубль времен правления Анны Иоановны встречается не так уж и редко, так как он был отчеканен достаточно большими тиражами и цена его варьируется в среднем от 600 до 1500 за монету в хорошем состоянии, за исключением редких разновидностей . Да и поисковики регулярно делятся в сети находками этих монет.
очень интересная монета и очень легко отличимая от остальных, потому что в портрете нет локона за ухом который присутствует на других портретах монет Анны Иоанновны. Цена на такую монету в хорошем состоянии 90 тысяч рублей.
Эти разновидности очень интересны тем ,что описываются в каталогах с загадочным словом корсаж, который сейчас не каждому понятен.Корсаж -это верхняя часть платья со шнуровкой. В ту пору этот элемент гардероба был очень популярен среди знати и использовался для того , что бы подчеркнуть свою фигуру.
Это были основные разновидности монет первых годов выпуска, где портреты проработанны очень качественно и правдоподобно. Видно что над портретами работал талантливый мастер гравер. Изменения в портретах наметились в 1731 году. Это были переходные портреты на рублях, поэтому на них есть небольшие отличия в деталях, которые прослеживаются потом и на рублях 1732- 1733 годов выпуска.
В каталогах эти монеты выведены в отдельные группы с брошью и без броши на груди. Так как разновидностей как в одной, так и в другой группе очень много, то проще эту разновидность будет определить именно по броши на груди.
Интересно, что с этого момента падает качество портретов императрицы. Складывается впечатление, что некоторые резчики разучились резать качественные портреты, потому что вариантов превеликое множество. А может быть к этому приложил руку сам Демидов чеканя фальшивые рубли в своем подпольном цехе? Ведь и ходили слухи о темных делах Демидова были в то время . Вот только доказательств об этом не обнаружено и по сей день.
Поэтому в случае обнаружения фактов подделок Демидовым рублей эти экземпляры могут взлететь в своей стоимости. Так что изучение этих рублей может преподнести очень много приятных сюрпризов и открытий. Далее идут монеты образца 1734 года. Мои любимые разновидности. Я их еще называю « баба Яга» , уж очень бросаются они в глаза и их без труда можно выделить среди остальных. И действительно портреты рублей этого года порой впечатляют! Также очень много разновидностей которые присущие этому году, некоторые из них крайне редкие, настолько, что на них даже в каталогах нет цен. Об этих рублях я уже писал в самом начале статьи и привел фото этих рублей. Это так называемый вариант 1734 года где которна разделяет круговую надпись. Однако встречаются рубли с разновидностью так называемый "идеализированный". Не знаю кто их так назвал , но многие коллекционеры придумали им другие прозвища как "ведьма" , лично у меня она имеет сходство с бабой Ягой. Самая распространенная разновидность среди монет Анны Иоанновны. Ценник в хорошем состоянии колеблется от 500 до 800 долларов .
Выпускались рубли с таким портретом с 1734 по 1737 год. Уровень исполнения тоже бывает разный, это означает , что для работы привлекались мастера с разными уровнями исполнения, однако граверы в то время редко ставили свои литеры на свои работы. Известен только один гравер для монет этого периода - это Васильев. Поэтому этот рубль еще известен как "Васильевский" рубль На наплечнике этого портрета поставлена литера В.
Цена такого рубля даже в хорошем состоянии 3500 долларов, в отличном состоянии может превышать 7000 долларов.
Совсем по другому выглядят поздние рубли Императрицы. Тут виден совсем другой уровень мастерства и неповторимый художественный стиль. Видна настоящая императрица - величественная и неповторимая Анна Иоанновна!
Для работы над этим портретом работал не абы кто , а сам Иоганн Карл Гедлингер один из лучших шведских медальеров который был приглашен лично императрицей. Рубль вышел просто отличный -портрет получился то что надо! За подобную работу он получил жалованье в 4000 рублей , немалые деньги по тем временам, даже рубль по тем временем для некоторых был целым состоянием! Например Лукьяну Дмитриеву который повторил копию Гедлингера платили за год всего лишь 100 рублей! Для чеканки этого рубля отдельно в Санкт-Петербурге был создан временный монетный двор, рабочих и оборудование привезли из Москвы. Однако было выпущено всего 2761 монета, объясняется все это низкой квалификацией рабочих и сам монетный двор был плохо оборудован. Штемпеля часто разбивались и выходили из строя, для изготовления этого небольшого тиража понадобилось целых 3 штемпеля. Поэтому этот рубль в наше время очень редок, еще реже и большой удачей для коллекционера найти такой рубль в хорошем состоянии, так как весь тираж ушел в обращение и найти теперь оригинальный рубль совсем непросто.
Позже в 1737 году такую же копию Гедлингера воссоздал Лукьян Дмитриев, неслучайно после этого на Красном Монетном дворе начали чеканить рубль работы Дмитриева. Видимо императрице очень пришелся по душе портрет Гедлингера и она искала того кто мог бы его повторить. А Лукьян Дмитриев был уже в то время крепким мастером гравером способным к тому времени на такую работу.
А на Петербургском Монетном дворе произошла модернизация рабочих мест. В качестве медальера был приглашен Генрих Фукс . Портреты его работы были на рублях с 1738 по 1739 года.
Позже Генриха Фукса заменил Иоганн Лефкен, который заменил его на посту . Его работы с портретами на рублях можно проследить начиная с 1739 по 1740 год.
Таким образом Анна Иоанновна оставила после себя богатое наследие для нумизматики и его детального изучения. Большинство монет этой эпохи выпускались достаточно большими тиражами, так что их постоянно находят в кладах, доступность и цена дает возможность риобрести этот рубль в коллекцию. Разумеется у всех разные возможности и кошелек, тем не менее это не значит , что их покупка не возможна в принципе. Главное поставить себе цель, а остальное приложится. А вот редкие монеты к сожалению приобрести благодаря удаче, не всегда их можно приобрести даже имея при себе очень большие деньги! Удачи вам в поисках и коллекционировании!