В прошлый раз мы с вами начали знакомиться с разными фигурами котильонов XIX века. Не могу не вспомнить "Анну Каренину"!
— Полно, Анна Аркадьевна, — заговорил Корсунский, забирая ее обнаженную руку под рукав своего фрака. — Какая у меня идея котильона! Un bijou! [Прелесть!]
И он понемножку двигался, стараясь увлечь ее. Хозяин улыбался одобрительно.
— Нет, я не останусь, — ответила Анна, улыбаясь; но, несмотря на улыбку, и Корсунский и хозяин поняли по решительному тону, с каким она отвечала, что она не останется.
Да уж. Для Анны бал - сплошное ликование, Вронский, со всей очевидностью, пылко влюблён, так какие уж тут игры, в большинстве своём милые, но порой преглупенькие? Неудивительно, что она уезжает, сохраняя в душе богатейшую гамму эмоций, в которой нет места бросанию мячиков и дудению в трубы.
Но нам с вами игры очень даже нужны, так что продолжим их изучать!
Кости
"Распорядитель, посадив среди залы даму, кладёт у её ног два больше кубика из картона, изображающие игральные кости Затем он ищет двух кавалеров, которые придя к даме, начинают бросать кубики, совершенно как при игре в кости, и кому из них выпадет большее число очков, тот танцует с дамою. Тот же, кто проиграл, снова должен попытать счастье с другой дамой".
Если бы Вронский в этой игре проиграл, вот бы он расстроился!..
Обручи с бумагой
"Кавалеры, взявшись за руки, образуют круг, обернувшись спиною к даме, помещающейся в середине этого круга. Дама слегка ударяет по голове того кавалера, которого избирает, обручем с натянутой на него папиросной бумагой; бумага прорывается и обруч повисает на плечах кавалера, вальсирующего затем с дамой".
Вот это моя любимая фигура! :) Зрелище прелестное - кавалер превращается в неудачно прыгнувшего льва в цирке... Мне кажется, лучше бы было бить неугодных кавалеров, пусть они стоят с обручами. А танцевать удобнее без обруча.
Зеркало
"Даму сажают с зеркалом в руке посредине залы. Кавалеры подходят сзади и смотрятся в него, один за другим. Пока дама не желает танцевать с кем либо из них, она, в знак отказа, берет платок и делает вид, как будто протирает зеркало".
Уйди, противный, даже в зеркале видеть тебя не могу! Фу!
Заколдованная корзина
"На позолоченной, складывающейся и раздвигающейся решёточке, наподобие игрушечных с солдатиками, находится корзинка, разукрашенная цветами и лентами, в которую положен какой-либо сюрприз. Если решёточку раздвинуть, то корзинка с сюрпризом раскрывается, если сдвинуть, то корзинка закрывается. Каждой даме вручают такую корзинку, с которой она и подходит к кавалеру. когда она желает с ним танцевать, то раздвигает решеточку, допуская кавалера вынуть из корзинки сюрприз; при нежелании же она быстро сдвигает решёточку".
Надеюсь, решёточка могла чувствительно прищемить пальцы? "Агааа, негодяй, Вы танцевали этот вальс не со мной, а с Мари, поэтому я сейчас сделаю вид, что выбираю Вас и каак..."
А ещё можно было в фигуре "Снежные хлопья" подойти к кавалеру, с которым хочешь танцевать, и высыпать ему на голову свёрток с обрезками шёлковой бумаги. Как правило, такие фигуры устраивали уже в самом конце. Вот потом радости тем, кто бальный зал подметал....
Ну а потом уж всё. Поклониться хозяину и хозяйке, и бал окончен. Наскакались и наигрались всласть! "Homo ludens", "человек играющий", проявлял себя на балах как мог!
PS Хотите больше статей? Подписывайтесь на мой канал по истории моды здесь, в Дзене, и на второй, в Телеграме, где материалов ещё больше. :)