Сегодня мы хотим познакомить вас с несколькими предметами из коллекции деревянных брачных венцов. Собрание венцов XVII — XIX вв. в Историческом музее состоит из памятников, различных по декору, конструкции, материалу и художественным достоинствам. Предлагаем рассмотреть венцы по пяти основным типам (простой обруч, обруч с перекрестьями из дуг, обруч с дугами и декором, венцы в виде короны, великокняжеские уборы и архиерейские митры), но сперва обратимся к истории брачных венцов.
Брачные венцы упоминаются еще в Ветхом Завете, однако предназначались они только для жениха. В христианской культуре венцы получили распространение в IV в. и обрели глубокий духовный смысл. Они становятся «образом тех нетленных венцов славы, которыми будут увенчаны в Царстве Небесном супруги за подвиг верной и доброй супружеской жизни».
В России с принятием христианства брачные венцы стали неотъемлемой частью обряда церковного бракосочетания, получившего название «венчание», этимологически происходящее от слов «венок», «венец». Главным моментом таинства становится возложение брачных венцов на головы жениха и невесты.
На парных венцах образы чаще всего повторяются: на мужском уборе обычно представлен Спаситель, на женском — Богородица. Также нередко помещаются парные образы свв. равноапп. царя Константина и царицы Елены, свв. правв. Иоакима и Анны, Адама и Евы, свв. Авраама и Сарры. Херувимы и серафимы чередуются с другими вышеупомянутыми образами и символами. Изображения святых на венцах, как правило, находится в клеймах, пространство между которыми обычно заполняется растительным и цветочным орнаментом.
Половину коллекции деревянных венцов в Историческом музее составляют уборы XVII века, остальная часть относится к XVIII — концу XIX в. Это можно объяснить тем, что в XVIII столетии широкое распространение уже получают венцы, изготовленные из различных металлов.
Недавно Исторический музей выпустил каталог «Деревянные брачные венцы XVII-XIX вв.». Автор — Зинаида Владимировна Михайлова, научный сотрудник отдела дерева и мебели Исторического музея, хранитель коллекции. Рассмотрим несколько парных венцов, опубликованных в этом каталоге.
Венцы в форме обруча
В качестве примера венца в форме обруча представляем парные уборы, изготовленные на Русском Севере в XVII в. На лобной части мужского венца находится поясное изображение Спаса Вседержителя, справа и слева от него — парящие шестикрылые херувимы. На женском венце в центре расположен образ Богоматери «Знамение», справа и слева изображены серафим и херувим. Оба венца были поновлены и записаны в более позднее время. От подлинной росписи остался лишь небольшой фрагмент на женском венце. Внутренняя поверхность венцов не имеет отделки.
Венцы в форме обруча с перекрестьями из дуг
Выше представлены парные венцы второй половины XVII в., относящиеся к типу венцов в форме обруча с перекрестьями из дуг. В центре мужского убора помещен образ Господа Вседержителя, по сторонам от него изображены парящие шестикрылые херувимы. На венце невесты находится образ Богоматери «Знамение» с херувимами по сторонам. Внутренняя поверхность венцов не имеет отделки и окрашена темперой по древесине.
Рассмотрим еще одну пару венцов с перекрестьями из дуг. На мужском уборе находились три медальона из фольги, но сохранился только один — с образом Спасителя. Вокруг размещен пышный растительный орнамент на желтом фоне. На женском венце и живописный узор, и медальоны, к сожалению, утрачены. Венцы окрашены акварельными красками, которые появились в России в последней трети XVIII в., а повсеместно вошли в обиход лишь к XIX столетию.
Венцы в форме обруча с дугами и декором
Перед вами — брачные парные уборы первой половины XVIII в. На очелье мужского венца находится изображение Иисуса Христа, по сторонам расположены образы свв. равноапп. царя Константина и царицы Елены, на тыльной стороне — праотца Адама. На венце невесты в центре помещена Богоматерь «Знамение», рядом — свв. правв. Иоаким и Анна, а на тыльной стороне изображена прародительница Ева. Поверхность декорирована узором, имитирующим жемчуг и драгоценные камни.
Еще одна пара из данной типологии — венцы конца XVIII в., изготовленные на Русском Севере. На очелье мужского убора расположен круглый бумажный медальон с образом Спасителя, сверху покрытый слюдой. Женский венец украшает такой же медальон, но с изображением Богоматери «Знамение». Дуги выполнены из тонкой древесины, а остальные жесткие элементы конструкции изготовлены из сложенной в несколько раз бумаги с рукописным текстом. На бумагу наложен фигурно-прорезной орнамент из бересты в виде трельяжа, розеток и пальметт.
Венцы в форме короны
В качестве примера венцов в форме короны приводим парные брачные уборы, предположительно, из Нижегородской губернии. На мужском венце представлен пятифигурный деисус, в центре которого находится образ Господа Вседержителя. Ему предстоят Богоматерь со св. Иоанном Предтечей в царских коронах, архангелы Михаил и Гавриил, апп. Петр и Павел. В центре венчального убора невесты находится изображение Богоматери «Знамение», по сторонам — архангелы Михаил и Гавриил, свв. равноапп. царь Константин и царица Елена, свв. вмцц. Варвара, Параскева Пятница и Екатерина.
Великокняжеские уборы и архиерейские митры
Напоследок представим парные брачные венцы, выполненные из двух деревянных блоков с применением техники сквозной резьбы. По ободу венчальных уборов расположены восемь медальонов с живописными изображениями. На мужском венце сохранились три медальона с образами свв. Иакова, Исаака и святого, имя которого на уборе не читается. На двух полностью сохранившихся медальонах женского венца представлены св. Анна и прав. Рахиль, остальные изображения дошли до нас фрагментарно. Резной растительный орнамент, покрывающий всю поверхность венцов, характерен для декора Царских врат конца XVII в.