Найти в Дзене
Исторический музей

Деревянные брачные венцы

Оглавление

Сегодня мы хотим познакомить вас с несколькими предметами из коллекции деревянных брачных венцов. Собрание венцов XVII — XIX вв. в Историческом музее состоит из памятников, различных по декору, конструкции, материалу и художественным достоинствам. Предлагаем рассмотреть венцы по пяти основным типам (простой обруч, обруч с перекрестьями из дуг, обруч с дугами и декором, венцы в виде короны, великокняжеские уборы и архиерейские митры), но сперва обратимся к истории брачных венцов.

Брачные венцы упоминаются еще в Ветхом Завете, однако предназначались они только для жениха. В христианской культуре венцы получили распространение в IV в. и обрели глубокий духовный смысл. Они становятся «образом тех нетленных венцов славы, которыми будут увенчаны в Царстве Небесном супруги за подвиг верной и доброй супружеской жизни».

В России с принятием христианства брачные венцы стали неотъемлемой частью обряда церковного бракосочетания, получившего название «венчание», этимологически происходящее от слов «венок», «венец». Главным моментом таинства становится возложение брачных венцов на головы жениха и невесты.

Русская свадьба. Е. Корнеев, художник, К. Вагнер, гравер. Нач.XIX в. Бумага, акватинта, раскраска.
Русская свадьба. Е. Корнеев, художник, К. Вагнер, гравер. Нач.XIX в. Бумага, акватинта, раскраска.

На парных венцах образы чаще всего повторяются: на мужском уборе обычно представлен Спаситель, на женском — Богородица. Также нередко помещаются парные образы свв. равноапп. царя Константина и царицы Елены, свв. правв. Иоакима и Анны, Адама и Евы, свв. Авраама и Сарры. Херувимы и серафимы чередуются с другими вышеупомянутыми образами и символами. Изображения святых на венцах, как правило, находится в клеймах, пространство между которыми обычно заполняется растительным и цветочным орнаментом.

Половину коллекции деревянных венцов в Историческом музее составляют уборы XVII века, остальная часть относится к XVIII — концу XIX в. Это можно объяснить тем, что в XVIII столетии широкое распространение уже получают венцы, изготовленные из различных металлов.

Недавно Исторический музей выпустил каталог «Деревянные брачные венцы XVII-XIX вв.». Автор — Зинаида Владимировна Михайлова, научный сотрудник отдела дерева и мебели Исторического музея, хранитель коллекции. Рассмотрим несколько парных венцов, опубликованных в этом каталоге.

Венцы в форме обруча

В качестве примера венца в форме обруча представляем парные уборы, изготовленные на Русском Севере в XVII в. На лобной части мужского венца находится поясное изображение Спаса Вседержителя, справа и слева от него — парящие шестикрылые херувимы. На женском венце в центре расположен образ Богоматери «Знамение», справа и слева изображены серафим и херувим. Оба венца были поновлены и записаны в более позднее время. От подлинной росписи остался лишь небольшой фрагмент на женском венце. Внутренняя поверхность венцов не имеет отделки.

Венцы в форме обруча с перекрестьями из дуг

Выше представлены парные венцы второй половины XVII в., относящиеся к типу венцов в форме обруча с перекрестьями из дуг. В центре мужского убора помещен образ Господа Вседержителя, по сторонам от него изображены парящие шестикрылые херувимы. На венце невесты находится образ Богоматери «Знамение» с херувимами по сторонам. Внутренняя поверхность венцов не имеет отделки и окрашена темперой по древесине.

Рассмотрим еще одну пару венцов с перекрестьями из дуг. На мужском уборе находились три медальона из фольги, но сохранился только один — с образом Спасителя. Вокруг размещен пышный растительный орнамент на желтом фоне. На женском венце и живописный узор, и медальоны, к сожалению, утрачены. Венцы окрашены акварельными красками, которые появились в России в последней трети XVIII в., а повсеместно вошли в обиход лишь к XIX столетию.

Венцы в форме обруча с дугами и декором

Перед вами — брачные парные уборы первой половины XVIII в. На очелье мужского венца находится изображение Иисуса Христа, по сторонам расположены образы свв. равноапп. царя Константина и царицы Елены, на тыльной стороне — праотца Адама. На венце невесты в центре помещена Богоматерь «Знамение», рядом — свв. правв. Иоаким и Анна, а на тыльной стороне изображена прародительница Ева. Поверхность декорирована узором, имитирующим жемчуг и драгоценные камни.

Еще одна пара из данной типологии — венцы конца XVIII в., изготовленные на Русском Севере. На очелье мужского убора расположен круглый бумажный медальон с образом Спасителя, сверху покрытый слюдой. Женский венец украшает такой же медальон, но с изображением Богоматери «Знамение». Дуги выполнены из тонкой древесины, а остальные жесткие элементы конструкции изготовлены из сложенной в несколько раз бумаги с рукописным текстом. На бумагу наложен фигурно-прорезной орнамент из бересты в виде трельяжа, розеток и пальметт.

Венцы в форме короны

В качестве примера венцов в форме короны приводим парные брачные уборы, предположительно, из Нижегородской губернии. На мужском венце представлен пятифигурный деисус, в центре которого находится образ Господа Вседержителя. Ему предстоят Богоматерь со св. Иоанном Предтечей в царских коронах, архангелы Михаил и Гавриил, апп. Петр и Павел. В центре венчального убора невесты находится изображение Богоматери «Знамение», по сторонам — архангелы Михаил и Гавриил, свв. равноапп. царь Константин и царица Елена, свв. вмцц. Варвара, Параскева Пятница и Екатерина.

Великокняжеские уборы и архиерейские митры

Напоследок представим парные брачные венцы, выполненные из двух деревянных блоков с применением техники сквозной резьбы. По ободу венчальных уборов расположены восемь медальонов с живописными изображениями. На мужском венце сохранились три медальона с образами свв. Иакова, Исаака и святого, имя которого на уборе не читается. На двух полностью сохранившихся медальонах женского венца представлены св. Анна и прав. Рахиль, остальные изображения дошли до нас фрагментарно. Резной растительный орнамент, покрывающий всю поверхность венцов, характерен для декора Царских врат конца XVII в.