Найти тему
Рисую в 50

Вне критики. Музей Плохого Искусства показывает лучшие картины из худших

Оглавление

30 лет назад в Бостоне открылось одно из самых необычных частных собраний картин – Музей Плохого Искусства. Здесь выставляются максимально скверные работы, которые заставят сморщиться любого профессионального критика. В них всё со знаком минус: сюжет, техника исполнения, композиция, палитра. И тем не менее выставки, которые проводятся, пользуются большой популярностью у посетителей. Необычный музей стал одной из достопримечательностей Бостона, куда стремятся попасть туристы, чтобы своими глазами увидеть, что значит действительно плохое искусство и чем оно отличается от хорошего.

Офисное кресло на ромашковом поле

Как театр начинается с вешалки, так и коллекцию Музея Плохого Искусства (Museum of Bad Art – MOBA) открыла единственная и неповторимая «Люси в небесах с цветами», найденная в мусорном баке бостонским торговцем антиквариатом Скоттом Уилсоном. Изначально его привлекла рама, которую он хотел продать, но, разглядев картину получше, решил оставить всё в первозданном виде. Увидев приобретение, приятель Скотта, Джерри Рейли, расхохотался и произнёс фразу, которая стала девизом будущего музея: «Слушай, это так плохо, что даже хорошо!» Он выпросил картину и повесил её в своём доме.

«Люси в небесах с цветами» - венец коллекции музея.
«Люси в небесах с цветами» - венец коллекции музея.
«Эта единственная картина посеяла семя, которое выросло в MOBA, - так описывается «Люси в небесах с цветами» в музейном каталоге. – Движение, стул, покачивание груди, выражение лица Люси и нежные оттенки неба – все детали объединяются, чтобы создать трансцендентный и неотразимый портрет».

За первой находкой последовали и другие: Скотт Уилсон, Джерри Рейли, его сестра Луиза Сакко и ещё несколько их приятелей начали искать интересные новинки в комиссионных магазинах, на распродажах старья и городских свалках. Слухи о забавной коллекции вскоре поползли по Бостону. Но только когда к дому, где хранились картины, подъехал автобус с пожилыми людьми из Род-Айленда, которые хотели во что бы то ни стало увидеть необычные работы, друзья поняли, что настало время превратить собрание редкостей в нечто большее и общедоступное.

«Вдохновение», автор неизвестен: «Музыкант не отводит взгляда от призрачного видения, монах идёт вдоль стены, и всё обрамлено трубами органа, похожими на карандаши».
«Вдохновение», автор неизвестен: «Музыкант не отводит взгляда от призрачного видения, монах идёт вдоль стены, и всё обрамлено трубами органа, похожими на карандаши».

Из шутки родилась интересная идея, которая сделала друзей проводниками искусства в массы. Они рассудили так: в мире полно музеев, в которых экспонируются талантливые и гениальные картины, так почему бы не создать ещё один, где людям будут показывать пусть и бездарные с точки зрения специалистов, но смешные и запоминающиеся работы?

«Мы собираем интересные произведения, в которых что-то пошло не так в исполнении или концепции, — говорит главный куратор MOBA Майкл Франк. — Как правило, работы отражают либо плохую технику, либо опыт, кропотливо примененный для получения уморительно перегруженных результатов, либо изображения, которые просто вызывают громкое «Ух ты, что это?» Но это не китч! Мы издеваемся не над художниками, а над нахмуренными бровями мира художественной критики. Нам действительно нравятся все эти картины. Они убедительны, иначе мы бы этого не делали. Время от времени кто-нибудь из посетителей говорит: «Мне это нужно, я заплачу много денег». Он неизменно предлагает около 150 долларов, а я отвечаю отказом. Мы не продаём картины, мы их показываем. Это музей, а не галерея!»

Музей был основан осенью 1993-го, а в марте 1994 года уже представил публике свою первую экспозицию, которая разместилась в подвале частного дома. Выставка имела ошеломительный успех: о ней писали ведущие газеты и журналы Америки, а репортажи с её открытия крутили по телевидению.

 «Мопс Ронан», Erin Rothgeb: «Мопс едва может смотреть прямо после того, как вылакал все вино на вечеринке».
«Мопс Ронан», Erin Rothgeb: «Мопс едва может смотреть прямо после того, как вылакал все вино на вечеринке».

С тех пор MOBA работает в ежедневном режиме, и его аудитория продолжает расти год от года. Посетители совмещают здесь познавательное с приятным: им предоставляют возможность не только вдоволь поглазеть на картины и получить заряд хорошего настроения, но ещё пропустить стаканчик-другой в расположенной по соседству пивной и закусить вкусным жареным мясом.

«Будучи единственным музеем, посвящённым показу аудитории лучшего плохого искусства, мы чувствуем себя обязанными исследовать новые и более творческие способы донести эту бесценную коллекцию до широких масс, - утверждают основатели MOBA. – Это искусство настолько плохое, что его нельзя игнорировать».
 «Котёнок Питер», Mrs. Jackson: «Возможно, Питер голоден. Возможно, он просто всех нас ненавидит».
«Котёнок Питер», Mrs. Jackson: «Возможно, Питер голоден. Возможно, он просто всех нас ненавидит».

«Я художник, я так вижу...»

Чтобы картина попала в музей, она должна принадлежать кисти действительно бездарного художника, но в то же время необходимо, чтобы автор работал над ней абсолютно искренне. То есть каждый экспонат - это не мазня ради мазни, а творческий порыв, хрестоматийное «я художник, я так вижу». Китч ради китча никого не интересует.

 «Чарли и Шиба», автор неизвестен: «Не в силах больше слышать этот лай, пасть Чарли заклеили скотчем, чтобы он нормально позировал для картины».
«Чарли и Шиба», автор неизвестен: «Не в силах больше слышать этот лай, пасть Чарли заклеили скотчем, чтобы он нормально позировал для картины».

Постоянная экспозиция Музея Плохого Искусства насчитывает свыше 700 полотен, но она регулярно пополняется за счёт новых экземпляров. Часть из них приносят художники-любители, и владельцы ведут строгий отбор: лучшей из худших становится только одна картина из десяти. Но те работы, что пришлись взыскательным кураторам по вкусу, написаны действительно от души и «цепляют» зрителя, потому что в них ощущается и авторский взгляд на привычные вещи, и определённое новаторство в исполнении и сюжетах.

«Если бы у Джексона Поллока не было его репутации и он не считался общепризнанным гением, то вы, увидев его работы, подумали бы, что кто-то просто пролил краску», - говорит Луиза Сакко, должность которой звучит как «постоянно исполняющая обязанности временного исполнительного директора MOBA».

Нередко бывает, что новинки приносят жители Бостона, у которых дома завалялись «шедевры», достойные того, чтобы показать их широкой аудитории. Иногда владельцы музея покупают понравившиеся работы на аукционах, но за каждую стараются платить не больше 6,5 долларов. Исключение составляют картины, которые сражают своей оригинальностью и свежестью подхода просто наповал. За такие кураторам не жаль отдать и 20 долларов. К слову: во время пандемии музей за эту же цену с успехом продавал медицинские маски с принтами самых популярных произведений, которые находятся в коллекции. За доставку брали ещё пятёрку – вне зависимости от того, сколько масок хотел получить заказчик.

«Многие плохие работы хороши, потому что причудливы, - написал о выставке критик Джон Дайк. – Например, возьмите фильмы Дэвида Линча: их сюжетные линии обладают собственной странной логикой. Режиссёр намеренно включает в них вычурные элементы, поэтому в его истории есть смысл другого порядка. Вот почему поклонники плохого искусства упорно настаивают на том, что их любовь к нему искренняя, а не ироничная. Они любят его как великолепную и причудливую случайность природы. Как нечто красивое, получившееся не вопреки, а благодаря неудачам его создателей».

В 1996 году из музея неизвестный похитил картину «Эйлин», которую так и не нашли, хотя владельцы пообещали выплатить за возвращение работы 6 долларов и 50 центов. После этого инцидента по всему выставочному залу были развешены объявления: «Внимание! Эта галерея защищена поддельными видеокамерами».

В 2004 году из MOBA пропала ещё одна картина, а персонал нашёл записку, в которой было сказано, что похищенное вернут в обмен на 10 долларов. Вот только злоумышленник забыл указать адрес, куда требовалось доставить выкуп, и после недолгого ожидания похититель не нашёл ничего лучше, как подбросить картину обратно в музей. И то верно: плохое искусство не может принадлежать кому-то одному.

#МузейПлохогоИскусства #картины #искусство #интересное #художники