Найти тему
BooK-по_читатель

Фет VS Шеншин: несколько слов о творчестве "первого имперссиониста" России

Портрет поэта А.А. Фета. И. Репин
Портрет поэта А.А. Фета. И. Репин

Афанасия Афанасьевича Фета современные исследователи называют одним из самых сме­лых экспериментаторов в русской поэзии.

Свой первый сборник стихотворений «Ли­рический пантеон» двадцатилетний поэт вы­пустил в 1840 году, последний - «Вечерние огни» - в 1891, сам поэт считал его лучшим.

Фет был крупнейшим поэтом «чистого искус­ства». В духе своего учителя Шопенгауэра он делил познание на «высшее» и «низшее», счи­тая, что «высшее» доступно только искусству.

Биография же этого поэта резко отличается от его поэтической жизни.

Отец его, ротмистр в отставке, принадлежал к старинному дворянскому роду Шеншиных. В 1819 г. он женился в Дармштадте на Шарлотте Фёт, дочери обер-кригс-комиссара Беккера, носившей фамилию Фёт по первому мужу, с которым она развелась. Будущий поэт был первенцем от этого брака, совершенного за границею по лютеранскому обряду и не имевшего у нас законной силы. До 14 лет мальчик носил фамилию Шеншина, а затем принужден был принять фамилию матери, так как обнаружилось, что православное венчание ее совершено после рождения сына. Только по Высочайшему указу 26 декабря 1873 г. за Афанасием Афанасьевичем была утверждена фамилия отца, со всеми связанными с нею правами.

Фет. Фотопортрет.
Фет. Фотопортрет.

Первые свои стихи Фет писал на лекциях в университете, он был не очень способный студент, к лекциям прислушивался мало, зато стихов писал всё больше и больше.

Литературные успехи, по-видимому, мешали научным занятиям; кроме того, «вследствие положительной своей беспамятности», Фет «чувствовал природное отвращение к предметам, не имеющим логической связи»; к числу таких предметов он относил, например, историю, говоря, что

эпохи, события и действующие лица представляли для него мешок живых раков, которые и по тщательному подбору и ранжиру их немедля приходили в прежнее хаотическое состояние.

Фет бросил университет и пошёл на военную службу, тем более, что она давала ему право вернуть потерянное дворянство. После смерти отца Фет остаётся почти без средств к существованию и с этого начинается его помещичья судьба, жизнь которая строилась по чёткому плану, жизнь сугубо рационалиста.

Фет женится на богатой наследнице большого купеческого рода Марии Боткиной и становится русским помещиком.

В 1860 г. он купил хутор Степановку с 200 десятинами земли, в Мценском уезде, и энергически принялся хозяйничать, живя там безвыездно и лишь зимой наезжая ненадолго в Москву. В течение десяти с лишком лет (1867—1877) Фет был мировым судьей и писал в это время в «Русском Вестнике» журнальные статьи о сельских порядках («Из деревни»), где выказал себя столь убежденным и цепким русским «аграрием», что вскоре получил от народнической печати кличку «крепостника».

Как личность Фет представляет собой своеобразный продукт русской помещичьей и дворянской дореформенной среды; в 1862 г. Тургенев называет Фета в письме к нему,

закоренелым и остервенелым крепостником и поручиком старинного закала

К своему узаконению он относился с болезненным самолюбием, вызвавшим насмешку того же Тургенева, в письме к Фету 1874 г.:

как Фет, вы имели имя; как Шеншин, вы имеете только фамилию.

Другие отличительные черты его характера — крайний индивидуализм и ревнивое отстаивание своей самостоятельности от посторонних влияний; так, например, путешествуя по Италии, он завешивал окна, чтобы не смотреть на тот вид, любоваться которым приглашала его сестра, а в России он убежал однажды от жены, из концерта Бозио, вообразив, что его «обязывают» восхищаться музыкой.

Впервые услыхав чтение «Обломова», Ш. заснул от скуки; он скучал за «Отцами и детьми» Тургенева», а роман «Что делать?» привел его в ужас, и он написал полемическую статью в «Русский Вестник» Каткова, но столь резкую, что даже Катков не решился ее напечатать.

Одним словом Фет – поэт далёкий от общественной жизни его времени, и настоящий немец, бюргер.

Первым читателем Фета стал Погодин, профессор московского университета, поэт вспоминал:

Я решился отправиться к Погодину за приговором моему эстетическому стремлению. — "Я вашу тетрадку, почтеннейший, передам Гоголю", сказал Погодин, «он в этом случае лучший судья». Через неделю я получил от Погодина тетрадку обратно со словами:

Гоголь сказал: это несомненное дарование

Поселившись в семье Григорьевых, Фет нашел в сыне, будущем критике, Аполлоне Григорьеве, ревностного поклонника и собирателя своих стихотворений.

Для революционно-демократической и радикальной критики 60-х гг. стихи Фета были образцом поэтического пустословия, безыдейного щебетанья о любви и природе (Добролюбов, Писарев). Эта критика разоблачала Фета как певца крепостничества, который при крепостном праве «видел только одни праздничные картины» (Минаев в «Русском слове», Щедрин в «Современнике»). Тургенев же противопоставлял Фету, великому поэту, помещика и публициста Шеншина.

И совершенно иной Фет представляется как поэт, который каждый год издаёт поэтические сборники.

В историю русской поэзии Фет вошел преж­де всего как замечательньш пейзажист. Чувство природы в его лирике универсально по свое­му характеру, отношение художника к природе пантеистическое и оптимистическое.

Природа в лирике Фета - это прекрасное жи­вое существо: у синего неба «пытливые очи», хор светил «живой и дружный», у роз «молодое сердце», «прыгает как мяч» перекати-поле.

Природа живет, как человек, по тем же зако­нам, ее жизнь наполнена поэтическими событи­ями: звезды «молятся..., мерцают и рдеют», осенняя ночь «изрыдалась» ледяными слезами, «устало все кругом» - и ветер, и река, и цвет небес, и «месяц, что родился», «овеяны яркими снами», дремлют розы.

Человек в лирике Фета ощущает себя части­цей природы, существом, равноправным ей:

Ночь и я, мы оба дышим,
Цветом липы воздух пьян,
И, безмолвные, мы слышим,
Что, струей своей колышим,
Навевает нам фонтан.

Природа у поэта представлена в различных пространственно-временных сферах: «зима», «весна», «лето». Пейзаж всегда связан с чувствами лирического я стихотворения: вес­на - молодость, пора любви; осень - старость, закат жизни; ночь - беда, невзгоды, неприят­ности. Весна - любимое время года, поэтому временные изменения происходят «от весны до весны».

Фет любит изображать «переходные состоя­ния» природы, поэтому в его лирике она часто представлена как явление или процесс. Напри­мер, предутренний пейзаж («На рассвете») - это процесс «перетекания» ночи в утро:

Плавно у ночи с чела
Мягкая падает мгла;
С поля широкого тень
Жмется под ближнюю сень;
...
Солнца еще не видать,
А на душе благодать!

Манифестом Фета считается «Шёпот, робкое дыханье…».

Именно здесь Фет проявляет себя как импрессионист, который схватывает лишь мгновение, видит миг статичным, полноценным, богатым на признаки, и совершенно бездвижным, недаром М.Л. Гаспаров называл Фета «безглагольным».

В стихотворениях нет жёстких связей, чудится лёгкость, слияние душевного мира человека и природы.

Одним рядом в стихотворении проходят описание человека – 1 часть, и описание природы – 2 часть.

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

Лирика Фета – лирика волшебных изменений, она передаёт сиюминутные ощущения, любое состояние оказывается зыбко.

Кроме того, лирика Фета суггестивна, безобразна, изобразительный ряд слаб, предметы – призрачны. Зато активно используется звукопись, аллитерация.

Фет считал, что слова слишком грубы для того, чтобы передать то, что чувствует поэт:

Как беден наш язык! - Хочу и не могу.-
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною.

Фет отвергал обыденный язык, который слаб для выражения богатого внутреннего мира человека, недаром о Фете говорили, что от него можно ожидать того, что он закончит стихотворение беззвучными движениями губ.

Фет говорил, что поэзия и действительность не имеют ничего общего. «Художественное произведение, в котором есть смысл для меня не существует». В поэзии нет логики, внутренней связи. Поэт есть сумасшедший никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор.

И это подтверждает такое стихотворение Фета, как «Это утро, радость эта….».

Стихотворение строится на перечислении существительных, которые связываются повторением местоимения «это», которое употребляется во всех возможных формах. Это как бы каталог, каждый элемент которого дополняет, распространяет предыдущий, уточняет его. И каждый из этих образов – это лишь ощущение, ощущение весны.

Поэт свободно переходит от описания неба к земле, потом обратно и опять к земле, его взор ничем не связан, он свободен. Это лишь мгновенное ощущение, и не более того.

Любовная лирика занимает большое место в творчестве Фета. Любовь - это ярчайшее прояв­ление чувства прекрасного. В любовной лирике поэт создает философию женской красоты. Средством передачи женской красоты остаются природные образы.

В лирике Фета чувство любви не называет­ся и не описывается сразу, но создается через фиксацию деталей, оттенков, неопределенных переживаний.

Женский образ создается отдельными штри­хами: знакомый голос, «извивы волос», улыбка; иногда рисуется движение героини.

При обращении к любовной теме поэт поль­зуется устойчивыми поэтическими образами, но идет по пути расширения традиционных форм. Его образы многослойны: любовь - свет, луч; любовь - огонь, тепло; любовь - весна, радость, рассвет.

В ранней лирике любовь - радостно-востор­женное и одухотворенное чувство («На заре ты ее не буди...», «Я пришел к тебе с приветом...»), в поздней усиливаются трагические мотивы, любовь становится источником печалей и бед, связывается с умиранием и угасанием («Теперь», «Кровью сердца пишу я к тебе эти строки...», «Далекий друг, пойми мои рыдания...»).

М. Боткина, жена поэта. Изображений Марии Лазич не сохранилось.
М. Боткина, жена поэта. Изображений Марии Лазич не сохранилось.

Особое место в любовной лирике занимает цикл, посвященный Марии Лазич. В него вхо­дят стихотворения, создававшиеся на протя­жении 36 лет (1851 - 1887). Большинство из них имеет драматический характер («Ты отстрадала, я еще страдаю...», «Долго снились мне вопли ры­даний твоих...», «Нет, я не изменил. До старости глубокой...»).

Своей жене А.А. Фет тоже писал стихи, например, по случаю получения от неё апельсинов:

Вот спасибо, мой дружок,
Не забыла ветерана!
Будь сама как королек
И сладка ты и румяна.
Свей гнездо — хоть где-нибудь,
За Невой, Москвой иль Вислой, —
Только замужем не будь
Апельсин ты желтый, кислый.

Прочитанный вами текст, безусловно, не претендует на оригинальность. Он сделан лишь для общего ознакомления с творчеством Фета, которое, конечно, намного обширнее и многограннее, чем эта краткая творческая биография.

Вопросы и мнения можно оставить в комментариях. Дискуссии и споры можно направить автору.

Также о литературе, новостях и проектах здесь -

t.me/bookpochitatel

О частной практике автора, открытых занятиях, занятиях онлайн, подготовке школьников и студентов можно узнать, написав в социальных сетях. Информация в профиле.