Найти в Дзене
"Театральный чердак"

Без себя: "Федя Питунин..." в Забайкальском драматическом театре

Фото - Сергей Болтян
Фото - Сергей Болтян

Премьера комедии «Федя Питунин застрелился...» по пьесе Николая Эрдмана состоялась на сцене забайкальского театра драмы 15 ноября 2013 года.

«Самоубийца» - так назвал пьесу, написанную в 1928 году, её автор Николай Эрдман. Более сорока лет она так и не могла встретиться со зрителем — ни на страницах журналов, ни на сцене театров. В итоге: первая публикация произведения советского драматурга принадлежит ФРГ, а первая постановка — Швеции. Сейчас эта пьеса нередко появляется в репертуарах российских театров. Исключением не стал и забайкальский драматический.

По словам режиссера-постановщика народного артиста Республики Бурятия Владимира Витина, замысел возник ещё несколько лет назад. Реализовать его удалось только в 74-м театральном сезоне.

- История про обыкновенного человека Подсекальникова, не хватающего звёзд с неба, - рассказывает Владимир Витин. - Он мечтает о жизни, желает счастья себе и близким. Это насыщенная тема, потому что о ценностях, в том числе семейных, задумываются рано или поздно все. Катаклизмы в жизни начинаются, когда человек попадает в непредвиденную ситуацию. Сегодня, например, мы понимаем, что в любой момент можем оказаться без работы. Наверное, эта история дает возможность задуматься, как вести себя обыкновенному человеку в такой непростой ситуации.

Бороться ли с обстоятельствами или смириться — жить «шёпотом» ради куска хлеба? Можно ли сравнить неустойчивость революционного общества начала прошлого века и шаткость положения спустя сто лет? На эти вопросы, пожалуй, нет однозначного ответа. Также как невозможно заглянуть смерти в глаза — страшно слышать удары сердца и терпеть невыносимо медленно тянущиеся секунды. Один из самых напряженных моментов спектакля сыгран Алексеем Карташовым (Семен Подсекальников) на полувдохе. Накопленное напряжение, которого не всегда хватает на прочие сцены, в мгновения перед выстрелом не вырывается наружу потоком эмоций, но чувствуется в каждом отрывисто сказанном слове.

Спектакль-комедия. Смешно даже не потому, что вся история вышла из-за куска ливерной колбасы. Смешно и грустно одновременно от того, как усталого подавленного человека убеждают в необходимости стреляться, да еще и за чужие идеалы. В ряду просящих и требующих оказался и представитель интеллигенции Аристарх Доминикович Гранд-Скубик (з.а.РФ Алексей Заинчковский). Внешним видом и манерами напоминающий Коровьева из знаменитой экранизации «Мастера и Маргариты», эмоциональным накалом и наполнением подтекста он зачастую перекрывает главного героя истории. Истории, происходящей на фоне непомерно больших штанов и рубашек, просыхающих на веревке-тросе.

Фото - Сергей Болтян
Фото - Сергей Болтян

- Это комедия и актеры должны существовать в жанре, в определенной пластической маске, - рассказывает режиссер по пластике Евгения Герасимова. - Речь идет не о больших пластических кусках, как, например, в другом моем спектакле «Тетушка из Бразилии». Здесь нужны нюансы, которые характеризуют стиль спектакля, создают атмосферу.

И в этой атмосфере звучит: «Без жены, без тещи — это я еще понимаю. Но вот я без себя — это я совершенно не понимаю. Как же я без себя?»

Вам может быть интересно:

Спектакль «Лунное чудовище» по пьесе Ричарда Калиноски в Забайкальском драмтеатре
"Театральный чердак"16 октября 2023

Поддержите канал подпиской!)