Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Пила 10” (2023, Saw X): Курсы кровавой кройки и смертельного шитья. Юбилей – 20 лет

Оглавление

Летом 2020 года я решила посмотреть “Пила: Игра на выживание” (2004, Saw) как пример классического фильма ужасов, который когда-то нашумел и произвёл впечатление на зрителей, который стал фильмом-событием. Мне было интересно, но глубоко я не забиралась относительно происхождения и дальнейшей жизни проекта после его рождения.

Забавно, что после первого просмотра этот фильм не отпустил, несмотря на сильное эмоциональное воздействие – то, что происходит в сюжете, совсем не терапевтическая сказка на ночь, там единороги на радуге копытцами не цокают. Вопреки этому, история заинтересовала, посыл сценаристов был услышан (важно ценить жизнь), тем более, я узнала, что четыре продолжения поставил Даррен Линн Боусман (чьё кино мне на самом деле симпатично), и я даже узнала, что первая часть вовсе не первая, а вся сюжетная линия создана непоследовательно – все восемь частей, имеющихся на тот момент, нужно было смотреть крайне внимательно, чтобы понимать, какой логике следуют сценаристы, как они перемещаются между частями, чтобы развить тот или иной пыточный ужас.

На постере указана пытка, которой не было. Это логично. В период, когда развивается сюжет этой части, Джон Крамер ещё начинал становление как "Пила", а его испытания были не такими изощрёнными как позже. Вакуум для глаз на фоне остальных выглядит изощрённо, потому поместить его в сознание Джона Крамера, что только представляет, какого масштаба могут быть его пытки, разумно.
На постере указана пытка, которой не было. Это логично. В период, когда развивается сюжет этой части, Джон Крамер ещё начинал становление как "Пила", а его испытания были не такими изощрёнными как позже. Вакуум для глаз на фоне остальных выглядит изощрённо, потому поместить его в сознание Джона Крамера, что только представляет, какого масштаба могут быть его пытки, разумно.

Сюжет “Пилы 10”

Saw X – это отрезок истории, происходящий между Saw (2004) и Saw II (2005).

Лечащий врач говорит Джону Крамеру, что его недуг – рак мозга – неизлечим, и умереть он может как через месяц, так и через год. Джон Крамер, находясь в подвешенном состоянии ожидания смерти, пытается не терять присутствия духа. С одной стороны, он посещает группу поддержки, где онкобольные делятся своими историями, с другой, он уже готовит завещание. Однажды он сталкивается с Генри Кесслером, мужчиной из группы поддержки, у кого был рак поджелудочной железы. Генри делится с Джоном информацией, что есть чудо-терапия, избавляющая от болей и лекарств. Сам он прошёл курс и начал новую счастливую жизнь.

Джон, уставший от ожидания смерти и всё же желающий вернуться к полноценной жизни, хватается за этот шанс и связывается с клиникой. Его приглашает в Мехико доктор Сесилия Педерсон – именно там разместился медкомплекс подальше от конкурентов и преследователей. Как Джону объяснила доктор, лечение передовое благодаря сильным препаратам, что после прохождения курса таблетки не нужны, и фармацевтические компании начали преследовать The Pederson Project, как угрозу их прибыли.

Джону Крамеру делают сканирование - визуальный эффект на лице отсылает к Calaveras de azúcar, символу Дня мёртвых в Мексике и намекает на то, куда он отправится и что дело его плохи
Джону Крамеру делают сканирование - визуальный эффект на лице отсылает к Calaveras de azúcar, символу Дня мёртвых в Мексике и намекает на то, куда он отправится и что дело его плохи

Джон Крамер прошёл обследование, а потом и операцию. Доктор Педерсон порадовала, что все его показатели в норме. Но, на самом деле, всё прошло не так, как представлено отчаявшемуся человеку, хватающемуся за хотя бы призрак, но надежды. Джону это не понравилось, и он решает дать ответ.

Мысли по фильму после просмотра

Этот фильм ужасов действительно можно вынести как отдельное произведение среди родственников по жанру за то, что он по большей части не забывает основную мысль, которой как-никак оправдывает поступки главного героя истории Джона Крамера.

Особенно круто, что на YouTube есть обзоры на всю франшизу, в которых блогеры расставляют события в хронологическом порядке, и это очень удобно для усваивания информации. Мне самой это помогло, когда я досмотрела восьмую часть.

Пример одного из видео оставлю здесь:

Эта часть – после не особенно удачной девятой – получилась лучше и интереснее. В ней авторы вернулись к истокам. Это не флэшбеки, а история как она есть – с Джоном Крамером и его ассистенткой Амандой Янг.

В этой части не забыли сказать, кто такой Джон Крамер. Он был инженером-строителем и архитектором (в десятой части сделали короткий фрагмент, иллюстрирующий его ход мысли, как быстро он придумывает наказание для того, кто находится на грани проступка – пример с санитаром в больнице, где Джону Крамеру поставили диагноз). Но страшный диагноз сильно поменял его жизнь. В разговоре с доктором Сесилией Педерсон он обтекаемо говорит, что, отойдя от инженерного дела, он стал помогать людям вносить позитивные изменения в их жизни. И назвал это своим хобби. Здесь даже показали, что у него есть помощница, но не просто помощница, а преемница Аманда.

Конечно, это не покрывает в полной мере того, что было раскрыто о его биографии ранее, но, по крайней мере, не сильно искажает восприятие истории, если её вдруг посмотрит человек, который проявил любопытство и десятая часть стала первой из просмотренных в этой франшизе. В случае с “Великим уравнителем 3” эту ошибку допустили, здесь же она особо не заметна. По сути, “Пила 10” выглядит как классический фильм ужасов, в котором есть страшная изощрённая сила в лице травмированного человека, у которой не мускулы, а мозги, есть жертвы и кровавые кишки. Если известна предыстория, это помогает сопоставлять, почему это происходит; если неизвестна – это просто кошмар сам по себе, не оставляющий равнодушным. Кстати, это касается преемницы Аманды. Аманда Янг появилась в первой части, она была одной из тех, кто попал к Джону “на перевоспитание”. Она героиновая наркоманка, спасшаяся от медвежьего капкана. За волю к жизни заслужила признание бывшего инженера-строителя. В этой части их отношения прописаны вполне конкретно, по крайней мере то, что она его близкий соратник считывается.

Джон Крамер (роль исполнил Тобин Белл) и Аманда Янг (роль исполнила Шоуни Смит)
Джон Крамер (роль исполнил Тобин Белл) и Аманда Янг (роль исполнила Шоуни Смит)

Джон Крамер стал изощрённым убийцей, его изощрённость заключается в конкретной характеристике – он карает тех, кто не ценит свою жизнь, как дар. Имея все ресурсы на воплощение идей, многие предпочитают воровать, употреблять и обманывать, и он строит свои показательные “порки” так, что готовит для них капканы, но убивают они себя сами. Метафорически его хитроумно разработанные пыточные голово-, пальце-, шее-, ного-, спиноломки являются наплевательским отношением жертв к их жизням – именно так они относятся к себе, ломают себя, но не замечают, так Джон Крамер берёт на себя ответственность и показывает это “на пальцах”.

Франшизу “Пила” можно назвать машиной времени для Джона Крамера. Смертельно больной строитель не хочет умирать, и как это не допустить – это делать части, которые относят главного героя назад во времени. Чтобы заставить эту цепь удлиняться, нужно добавлять звенья в места, поближе к началу или в виде флэшбеков, придумывая неожиданные повороты в виде фанатов дела и мнимых выживших. Так Джон Крамер кажется бессмертным, и может мстить тем, кто использует мимолётную жизнь преступно впустую – не созидает, а рушит. Что касается реальной жизни, то пока каждая новая история приносит приличную кассу, Джон “Пила” Крамер может и дальше рисовать в своём коричневом блокнотике варианты капканов.

С одной стороны, пытки – всё же это не неисчерпаемая история. Но, с другой стороны, есть важный нюанс.

Отпиливание конечностей, сжигание заживо, ядовитый газ, операция на мозг, подвешивание на цепях – это испытания, которые имеются здесь и в первых трёх фильмах, выходивших в 2004-05-06 годах. В качестве ещё одного повторяющегося элемента появляется свиное рыло – Крамер и Аманда Янг скрывают лица такими масками, отсылающими к восьмой части (Jigsaw, 2017). Поскольку десятая часть по хронологии внутри сюжета вписывается между первой и второй, то логично делать пытки не особо изощрёнными. Это подчёркивает начало пути Крамера.

-4

Это логически соединяет историю воедино. И я считаю это хорошим элементом, демонстрирующим серьёзный подход к написанию сценария, в котором прослеживается внимание к развитию вселенной “Пилы”.

Коротко о франшизе с точки зрения хронологий

Эстетика "Пилы" мне нравится не из-за мрачных кровавых сцен, а потому, что по крайней мере три части подряд выглядят целостно и не возникает ощущения, что авторы растратили настрой после дебютной части. Первая часть очень ладно “скроена”, большое уважение дуэту Ван-Уоннелл. Этот фильм необычен тем, что в отличии от своих собратьев-триллеров и фильмов ужасов, несёт серьёзный посыл. Вот уж где его искать не стали бы – прямо как ключ в животе человека без сознания. Тем не менее, повторю – посыл в том, что крайне важно ценить жизнь. Неизлечимо больной Джон Крамер вознамерился проучить тех, кто растрачивает свои дни, обладая крепким здоровьем и неповреждёнными телами, на измены, слежки, обман, наркотики. При том, когда он рад бы и сам всё пережить, но несправедливость обрушилась на него.

Первые фильмы сначала выпускали в октябре в преддверии Хэллоуина, чтобы подготовить публику к самому страшному празднику в году. И, несмотря на смысловую нагрузку, "Пила" не превращается в поучительную историю, здесь страдают на потеху зрителю, тут не хочется разбираться в психологических причинах поведения. Достаточно уже того, что некая мысль заложена, для фильма жанра “ужасы” это ОК.

Последовательность выхода фильмов

Я оставила свои комментарии, которые делала сразу после просмотра. Мне самой было интересно их перечитать.

-5

“Пила” (2003, Saw), короткометражный фильм ужасов, режиссёр Джеймс Ван, сценарий Джеймс Ван и Ли Уоннелл, последний же исполнил главную роль.

7/10 Этот короткометражный фильм выглядит очень просто после просмотра всей франшизы (а я смотрела его уже напоследок). Но как же ловко Джеймс Ван и Ли Уоннелл раскрутили эту историю! Продумали целую судьбу человека, который надевает медвежий капкан на жертву (жертву?)

“Пила: Игра на выживание” (2004, Saw), режиссёр Джеймс Ван, сценарий Джеймс Ван и Ли Уоннелл

7/10 Полнометражная версия удачного короткометражного фильма. У Вана и Уоннела была идея поместить действие в лифт с одной камерой наблюдения, но они всё же решили закрыть персонажей в помещении большей площади.

Пила 2” (2005, Saw II), режиссёр Даррен Линн Боусман, сценарий Ли Уоннелл, Даррен Линн Боусман

6/10 Взаимосвязь между первой и этой частью прописана логично, благодаря Ли Уоннеллу, который работал над первой частью.

“Пила: Возрождение” (2005, Saw Rebirth), режиссёры Джефф Шутер, Дэниэль Вини, сценарий Крис Оприско, Ренато Гуедес, Р. Эрик Либ

7/10 Джон Крамер узнаёт, что болен, его рвёт каждый день. Жена от него уходит. Он решает покончить с собой, но выживает. Он видит других людей, которые не ценят свою жизнь, имея для этого все данные. Его словно осеняет, и новое осознание делает его свободным. Он начинает строить планы, продумывать идеи, как проучить всех, кто не может радоваться жизни, имея для этого ресурсы.

“Пила 3” (2006, Saw III), режиссёр Даррен Линн Боусман, сценарий Ли Уоннелл, Джеймс Ван

7/10 В этой части акцент с важности жизни сместился на ослепление/одержимость местью. Причём это так затмевает разум, что рациональное мышление отступает на второй план. Человек просто забивает на настоящее, рушит семью, чтобы жить прошлым и планирует отомстить. И в итоге это не приносит ничего, кроме ещё более ужасных переживаний.

“Пила 4” (2007, Saw IV), режиссёр Даррен Линн Боусман, сценарий Патрик Мелтон, Маркус Данстэн, Томас Х. Фентон

6/10 Некая интрига ещё осталась, но повествование потеряло крепость. При просмотре этой части возникло ощущение, что история затянулась. Что за люди, что они сделали, к чему эта беготня.

“Пила 5” (2008, Saw V), режиссёр Дэвид Хэкл, сценарий Патрик Мелтон, Маркус Данстэн

7/10 Если предыдущая часть меня расстроила, то эта снова подняла ставки, даже несмотря на то, что арка с детективом Хоффманом показалась надуманной ради продолжения съёмок. Но во время просмотра этой части я вспомнила роман Антона Сои и Ольги Мининой “Порок сердца”, что меня крайне подкупило. В романе авторы виртуозно закрутили интригу, постоянно раскрывая новые стороны истории, от чего интерес не ослабевал. В “Пиле” прослеживается похожая манера.

“Пила 6” (2009, Saw VI), режиссёр Кевин Гротерт, сценарий Патрик Мелтон, Маркус Данстэн

5/10 В этой части меня напрягли прыжки во времени, постоянные флэшбеки сбивали с толку. Идею о ценности жизни оставили, но усилили тем, что кто-то мнит себя сильнее и решает, кому стоит жить, а также какова воля к жизни у человека, оказавшегося пред лицом смерти.

“Пила 3D” (2010, Saw 3D/Saw: The Final Chapter), седьмая часть, режиссёр Кевин Гротерт, сценарий Патрик Мелтон, Маркус Данстэн

6/10 Здесь не было скачков во времени, а наказания стали ещё кровавее. Эта часть мне показалась самой поверхностной на фоне предыдущих. Круг замыкается на том же харизматичном туалете, где всё и началось. Если честно, появление одних и тех же лиц из предыдущих частей начинает вызывать смех, словно создатели уже выжимают из истории последние соки.

“Пила 8” (2017, Jigsaw), режиссёры Майкл Спириг, Питер Спириг, сценарий Джош Столберг, Пит Голдфингер

6/10 Чем современнее становятся съёмки, тем более глянцевой выглядит картинка, и былая эстетика уже не видна, словно Vogue листаешь. А для сюжета "Пилы" зернистость, серо-сине-зелёный грязный цвет и трясущаяся камера очень важны, чтобы заставить зрителя "участвовать", хотя он этого и не хочет.

“Пила: Спираль” (2020, Spiral: From the Book of Saw), девятая часть, режиссёр Даррен Линн Боусман, сценарий Джош Столберг, Пит Голдфингер

7/10 Я поставила высокую оценку 7 за накал между детективами Зиком Бэнксом (в исполнении Криса Рока) и Уильямом Шэнком (в исполнении Макса Мингеллы). Но на протяжении всего просмотра отмечала снижение качества, выражающееся в высасывании из пальца пыток, которые уже и не имеют такого смысла как в 1,2 и даже 3й частях, где это были продуманные наказания, но из ловушек был выход, и лишь паника мешала жертве/наказанному сбежать/спастись. Здесь же это похоже на слэшер, а месть за уши притянута.

“Пила 10” (2023, Saw X), режиссёр Кевин Гротерт, сценарий Пит Голдфингер, Джош Столберг

Хронология в истории о конструкторе Джоне “Пиле” Крамере, бывшем инженере-строителе

1. “Пила 8” (2017, Jigsaw)

2. “Пила: Игра на выживание” (2004, Saw)

3. “Пила 10” (2023, Saw X)

4. “Пила 2” (2005, Saw II)

5. “Пила 3” (2006, Saw III)

6. “Пила 4” (2007, Saw IV)

7. “Пила 5” (2008, Saw V)

8. “Пила 6” (2009, Saw VI)

9. “Пила 3D” (2010, Saw 3D/Saw: The Final Chapter)

10. “Пила: Спираль” (2020, Spiral: From the Book of Saw)