XVIвек
Индия-Бирма
Изложенное ниже народное предание XVI века является одним из редких источников той эпохи, в котором говорится, что внутрикамерная разработка применялась в Средневековье.
При дворе правителя империи Великих моголов (столица город Дели) шаха Акбара (правил в 1569-1585 гг.) группа придворных мусульман была крайне недовольна тем, что главным советником и главным везирем шаха, исповедующего ислам, был язычник-индуист из старинного рода брахманского рода по имени Махеш-дас, более известный как Бирбал.
Лидер этой группы придворных мусульман сардар Амир-хан решил заменить Бирбала на посту главного везиря государства знатоком шариата, правоверным мусульманином по имени Тансен. Кроме того, что Тансен пользовался большим уважением, как знаток шариата, он ещёбыл знаменитым певцом и музыкантом, талантом которого восхищались не только в империи Великих моголов, но и в соседних государствах, где случалось бывать Тансену.
С этого момента каждый день придворные мусульмане начали надоедать шаху Акбару речами, что Тансен гораздо умнее и способнее Бирбала, а потому его место - быть главным везирем. Какое-то время Шах терпел, а когда ему надоело, отправил обоих – Бирбала и Тансена – как своих посланцев с особым письмом к Минпалаунгу*, правителю государства Мьянма (Бирма) (правил в 1571-1593 гг.).
Когда Минпалаунг удостоил аудиенции посланцев шаха Акбара, на приеме присутствовал первый министр и главный советник короля Мьянмы.
Прочитав письмо шаха, король протянул его своему первому министру. Тот прочитал и дал совет не торопиться.
Минпалаунг согласился, что совет разумен, и отправил обоих посланцев шаха Акбара в тюрьму, где их заковали в кандалы.
Такое начало до смерти напугало Тансена, Бирбал же после некоторых раздумий, со словами: «Мы не знаем, что в письме», - предложил следующий план действий.
В случае если местный правитель прикажет их казнить, они должны устроить спор, кто из них должен умереть первым. И каждый из них при этом должен требовать у Минпалаунга, чтобы именно его казнили первым. Тансен ничего не понял, но дал согласие чётко выполнять все советы Бирбала.
На следующее утро заключённых повели к помосту для казни, на котором стоял палач с подручными. И тут Бирбал и Тансен, согласно договоренности, устроили жаркую перепалку, кто из них должен умереть первым. Каждый доказывал, что он должен умереть первым, как верноподданный шаха. Дело чуть не дошло до драки.
Подобное поведение вельмож из империи Великих Моголов смутило Минпалаунга. После некоторых колебаний правитель Мьянмы отправил заключённых обратно в камеру, а своему первому министру приказал выяснить, в чём подвох.
В тот же вечер, в темницу, в которой сидели Тансен и Бирбал, стража втолкнула ещё одного человека, богато разодетого, но с большим синяком под глазом.
Тот назвался Нанангом. Бирбал назвал себя вымышленным именем, и под столь же вымышленным именем представил Тансена.
Через некоторое время посланцы шаха Акбара знали, что Нананг придворный короля, а в тюрьму угодил за драку с наследником трона. Видя, что Нананг сгорает от нетерпения узнать что привело в тюрьму его сокамерников, Бирбал с гордостью раскрыл секрет их заключения. Из слов Бирбала следовало, что они верные слуги своего правителя и посланы шахом с заданием. Их должны казнить в Мьянме. Тогда у их правителя будет законный повод для похода на Мьянму. А так как они очень уважаемые в своей стране люди, то воины будут рваться отомстить за их смерть и Мьянма будет завоёвана. Они же вызвались умереть за шаха, так как их повелитель дал свое царственное слово, что в случае их смерти, их семьи и родные будут обеспечены до конца жизни.
Далее шли беседы на различные иные темы, а утром Нананга увели.
Два часа спустя Бирбала и Тансена привели к Минпалаунгу. Рядом с королем стоял его первый министр, а на входе в залу отряд воинов.
Минпалаунг велел снять кандалы с посланцев шаха Акбара, но связать обоих. После этого их окружили воины.
Обращаясь к Бирбалу и Тансену, Минпалаунг велел передать шаху, что пусть Акабр сам решает свои проблемы, а он ему не слуга, чтобы казнить его провинившихся подданных.
Воинам же было велено доставить связанных посланцев до границ владений шаха Акбара. На границе развязать и вытолкать обоих посланцев на территорию их государства.
Бирбала и Тансена посадили на лошадей, довезли до границы, где и выполнили приказ своего короля.
Когда Бирбал и Тансен прибыли в Дели, то Тансен во всеуслышанье объявил, что он более не намерен претендовать на место Бирбала и тем более враждовать с ним.
Затем рассказал, как они спаслись от казни.
На реплику же Амин-хана, что в Коране прописано, что есть только один Бог, а все многобожники – это неверные, последовал жёсткий ответ шаха Акбара.
- В нашем государстве индусы и мусульмане равны! Каждый верует в того в кого хочет! Я не позволю притеснять индусов только за то, что они не мусульмане. Если кто этого не поймет, будет очень сурово наказан!
После этого мусульманская партия при дворе шаха Акбара угомонилась.
* Мин Фалаунг , бирманский монарх (ум. 1593)
Мин Фалаунг ( бирманский : မင်းဖလောင်း , бирманское произношение: [mɪ́ɴ pʰəláʊɴ] ; также пишется как Мин Хпалаунг ; 27 февраля 1535 г. - 4 июля [OS 24 июня] 1593 г.) был королем Аракана (Мьяу-У) с 1572 по 1593 год. , начатая при его отце, короле Мин Бине. Он расширил свои владения до Трипуры (1575 г.) и северной Бенгалии (1586–1587 гг.) И выдержал крупное вторжение Таунгу Бирмы (1580–1581 гг.). В последующие годы он полностью держался подальше от хаоса в Таунгу Бирме. Фалаунг оставил процветающее и уверенное королевство своему сыну Разе II, который унаследовал его в 1593 году. В XVI веке араканское государство Мьяу-У оказалось вовлечённым в сферу португальской экспансии. Множество португальских флибустьеров, служивших наёмниками при дворе правителя Мьяу-У, расселились в районе Читтагонга и на острове Дианга. Здесь был создан португальский флот, который поначалу помогал правящему дому Мьяу-У отстаивать свою независимость от притязаний Авы, Таунгу и Пегу. Однако вскоре обосновавшиеся там португальцы перестали подчиняться штаб-квартире португальской империи в Гоа, и выступили не только соперниками (совместно с араканскими купцами) своих компатриотов из Гоа, но и грозой всей международной торговли в Бенгальском заливе. Пиратство португальских наёмников в Аракане до известной степени повлияло на торговлю мусульманских купцов в этом регионе.
После того, как династия Таунгу начала объединять Мьянму под своей властью, её правитель Табиншветхи попытался в 1546 году захватить Аракан. Однако, хотя мьянманские войска, усиленные новыми отрядами португальцев во главе с Диего Суарешем ди Меллу, захватили араканский город Сандовей, взять столицу страны город Мьяу-У, также защищаемый с помощью португальских наёмников, им не удалось.
(Источник: предания о Бирбале)