Найти тему
Заметки фотографа

Военный санаторий в готическом замке. Усадьба Марфино. Часть 2

Оглавление

Продолжаю свой рассказ про неимоверно красивое место под Москвой - усадьбу Марфино, в которой сейчас функционирует санаторий Минобороны.

Остановились мы с вами на подходе к самому большому водоёму усадьбы, который называется Нижний пруд. Пруд образовался в 1650-е годы в результате постройки на реке Учи плотины для стоящей там мельницы.

Берег очень высокий, спуски к нему выполнены в виде лесенок разного формата и оформления. Начнём с самого левого.

Пейзажный парк «Круча»

Вообще, несколько странно называть парк, к которому ты спускаешься вниз - «кручей», но там действительно очень сложный рельеф у берега, который в 1770-1780 годах был облагорожен и обустроен для пеших и водных прогулок, отдыха на берегу и созерцания.

В этом парке, да и много где на территории усадьбы, сохранились очень старые деревья – 200-летние лиственницы, 250-летние дубы, 100-летние ели и сосны, да и других деревьев очень много. Сейчас в осеннем убранстве красота завораживающая.

Московская область, усадьба Марфино или санаторий Марфинский. Лодочная станция на Нижнем пруду. Фото ph_zakharenkova октябрь 2023
Московская область, усадьба Марфино или санаторий Марфинский. Лодочная станция на Нижнем пруду. Фото ph_zakharenkova октябрь 2023

В этой части парка лестницы благородно-белые с классической формы балясинами. И лестниц этих много в разных направлениях. Ведут на смотровую площадку и к домику советской уже постройки - лодочной станции, в котором располагаются раздевалки для отдыхающих и разные хозяйственные службы. Летом тут явно плавают на лодочках – есть причалы, может и купаются, пляж на карте обозначен.

Домик, кстати, очень неплохо вписался в общую композицию и своими белыми арками даже чем-то схож с каменными мостами.

Вид на парк «Круча» и лодочную станцию с мостика
Вид на парк «Круча» и лодочную станцию с мостика

Со смотровой площадки парка виден длинный легкий мост. Конструкция современная, в первый момент гармонию места кажется, что нарушает.

Набережная Нижнего пруда
Набережная Нижнего пруда

Но, пройдя по нему, оказываешься прям в центральном наблюдательном пункте, откуда видны и все берега, и все строения усадьбы, и спуски, и перспективы разбегающихся дорожек.

Да и установленные на мостике фонари вдруг такую красивую задали направляющую, что самая лучшая фотография из поездки получилась вот именно этого простенького мост. Ну, как мне кажется)

А ведет этот мостик на небольшой круглый остров посередине пруда.

Остров Любви

Остров насыпной, был создан в конце 1780-х годов. По периметру были высажены липы, они и сейчас там сохранились. Получилось очень уютное уединенное место. Не знаю, был ли раньше туда перекинут мост, но и на лодочке с берега доплыть было нетрудно да и приятно.

Изящный литой мостик, привезенный из тогда еще Кёнигсберга, был перекинут на остров в 1940-х годах по указанию Сталина, он лично патронировал военный санаторий. На острове была организована танцплощадка с эстрадой, окруженная фонарями, и нарядные дамы танцевали фокстрот и танго с выздоравливающими боевыми лётчиками.

Куда делся литой мостик не знаю, но сейчас там просто деревянный настил и перила. А вокруг центра острова проложена дорожка, видели одного ходящего по ней кругами отдыхающего.

Виды оттуда на большой мост и дворец через листву старых лип приобретают дополнительный шарм.

Большой мост, Малый мост, Переходная галерея

А старый кирпичный мостовой комплекс просто шедеврален. Короткий Малый мост (маленькая белая арочка) перекинут через Малый пруд и почти под прямым углом к нему через сквозную крытую галерею стоит Большой мост (большая белая арочка) через Нижний пруд.

Большой мост, Переходная галерея, вид с Острова Любви
Большой мост, Переходная галерея, вид с Острова Любви

Первоначально мост был построен в 1770-е годы, а в 1839 году капитально перестроен в стиле псевдоготики архитектором Быковским. Галерея поднята на глухую стену, в начале и в конце ограничена прямоугольными башенками. Арки в башенках были украшены богатым декором, сейчас сохранились только некоторые детали, но и они дают представление об уровне художественности отделки. Да и все арки галереи очень декоративны.

Раньше именно этот мост являлся главным парадным въездом в усадьбу и парадный фасад дома обращен именно в эту сторону. Так что сейчас, проходя через КПП санатория, мы пробираемся в усадьбу задворками.

Доступ на мост закрыт, состояние у него аварийное. Но висит плакат, что идут научно-исследовательские реставрационные работы. Срок окончания указан ноябрь 2024 года. Очень хотелось бы увидеть это произведение архитектурного искусства в цельном отреставрированном виде. Будем ждать.

Малый мост, проход закрыт, слева висит информация о научно-исследовательских реставрационных работах
Малый мост, проход закрыт, слева висит информация о научно-исследовательских реставрационных работах

Беседка-ротонда «Миловида»

А легкий мост с Острова Любви выводит нас на лестничную дорожку по которой можно подняться к большой белой двухэтажной ротонде, построенной в 18-м веке. Основательная нижняя колоннада поддерживает вторую легкую со скульптурой Аполлона Бельведерского в центре. Внутри среди колонн как-то тесно и неуютно, на второй ярус никакого входа не имеется.

Так что не знаю зачем там скульптура, только если совсем издалека на мраморного красавца можно полюбоваться и то надо искать ракурс - колонны загораживают. Ну, модно тогда было ротонды ставить, среди деревьев смотрится красиво, функционально не очень понятно.

Через арки большой ротонды видна другая маленькая полуротонда, использовалась как музыкальный павильон. Кстати, музыка и сейчас оттуда слышится.

Терраса-подпорная стена

Но давайте уже подходить к дворцу. Идти быстро не получится потому что очень уж разнообразен и интересен каждый подъем и оформление придворцовой террасы. Три уровня террасы связаны между собой широкими белокаменными лестницами.

Подплывающих по пруду к усадьбе у пристани встречают два огромных грифона. Крылья в небо, языки гибкие в клювах припрятали, возлежат пока смирно, но явно на страже, и с недобрыми намерениями лучше к ним не соваться. Мощь, сила и величие.

Лестничный сход с террас украшает фонтан «Дети и дельфины». Фонтан объемный, воды нет, конечно, но можно представить как они все там блестели в струях и капельках - и дети и дельфины.

Следующий уровень террасы большей ширины. Парапеты оформлены и камнем и ковкой, стоят вазоны, раньше еще были и скульптуры. Подпорные стены выложены из кирпича на белокаменном основании.

Второй уровень, ближний к зданию, имеет в своих высоких подпорных стенах ниши, в которых раньше тоже стояли статуи. А вот виноград, спускающийся по лестницам и стенам, говорят был здесь всегда.

Весь комплекс и зданий, и террасы, и парковых малых форм, и моста, и храмов был перестроен архитектором Михаилом Быковским в 1830-40 годах.

Въездные ворота с башней

Еще одно уникальное сооружение на территории усадьбы - главные въездные ворота. Дорога к ним ведет через большой мост с галереей, который мы уже видели, и обходит главный дом с левой стороны. Вся эта неожиданная асимметрия вдруг возникшая на фоне полностью зеркально сделанного дворца и террасы очень украшает весь ансамбль.

А на противоположной стороне террасы, на этом же уровне для уравновешивания композиции установлены две простые колонны с небольшой смотровой площадкой за ними. Что тоже неожиданно, но очень оригинально.

Колонны на противоположном въезду крыле террасы
Колонны на противоположном въезду крыле террасы

Главный дом с флигелями

И конечно же сам дворец. Перестраивался несколько раз с 1750 года. В современном виде был перестроен при графине Паниной (старшей) в 1834 году. Классический облик здания был наделен декоративными элементами псевдоготики , придавшими ему романтизм, уникальность и какой-то отсыл к средневековью и рыцарству.

Установленные над карнизом с зубчатым парапетом башенки с готическим навершием - фиалами, прям зубцы старинных костёлов. Балкон, опирающийся на мощные своды, образует висячую стрельчатую аркаду с импостами-гирьками. Очень живописные, как кружевное обрамление, и когда стоишь под этим сводом, ощущаешь себя средневековой дамой.

Извините за ввернутую терминологию, но не знаю как описать простыми словами эти сложные штуки, думаю, догадаетесь из фото о чём я😉

Очень порадовали переплеты окон. Несмотря на всю сложность рисунка и расстекловки - почти все деревянные.

Двухэтажное кирпичное оштукатуренное здание главного дома имеет отличающееся оформление по главному и заднему фасаду, но хороши оба варианта.

Фасад внутреннего двора дворца
Фасад внутреннего двора дворца

С другой стороны по бокам главного дома выстроены два одинаковых флигеля, все вместе они образуют внутренний двор с четвертой стороны ограниченный Средним прудом, с которого и начинался рассказ в первой статье.

Так что круг по усадьбы вроде замкнулся. Но есть же еще две домовые церкви, вон они виднеются там вдали, надо к ним подойти. И тут вдруг непонятка. Навигатор рисует два пути - через Малый мост (но он же закрыт на реконструкцию, мы же видели, там нет прохода!) и второй, по боковой тропинке за длинным Малым прудом. Идем к этой дорожке, доходим до ворот, в которую она упирается, а там - замок и колючая проволока.

В общем, пришлось уходить. Но уже выйдя с территории усадьбы попробовали обойти её большим кругом снаружи через населенный пункт. И да, вот они, эти две небольших друг напротив друга стоящих церкви - Церковь Апостолов Петра и Павла 1777 года с перестройкой в 1845 и Церковь Рождества Пресвятой Богородицы 1707 года постройки.

Про постройку этой церкви есть печальная история, и её очень подробно в проникновенных стихах рассказала в комментариях к предыдущей статье одна моя читательница, за что её огромное спасибо 🙏История хоть и грустная, прям расцвела в стихотворной форме. Если интересно, пролистайте до комментариев часть 1⬇

Ой, спасибо, кто дочитал до конца! Я понимаю, что очень длинно, но столько всего красивого и интересного есть в этом удивительном месте, что меньше просто не выходило. И так не всё, что планировала, написала. Но это ничего. Если вдруг отправитесь туда на прогулку, будет, что нового отметить😉

До новых встреч!

📷Все фото в статье сделаны автором, если под фото не указано другое. Съемка - октябрь 2023 года, фотограф ph_zakharenkova