Найти в Дзене
DM_812

ВЗГЛЯД НА "МОСКВИЧ" ПОД ПРИЗМОЙ РАЗВИТИЯ РЫНКА КАТЕРОВ В РОССИИ НА ОТРЕЗКЕ В 20 ЛЕТ.

Друзья, эта статья является в некотором роде "компиляцией" из опубликованного вчера репортажа о международном форуме "Сделано в России". Основная мысль была озвучена там, но я решил вынеси её в отдельную публикацию. В том числе и потому, что основной репортаж оказался "пессимизирован" платформой, а мысль эту я считаю важной и достойной отдельного упоминая. Поэтому, те из вас, кто уже прочёл тот репортаж - не ругайтесь за повтор. Для остальных ссылка на него будет в конце. Заранее всем спасибо!

----------------
Автомобиль "Москвич 3е" в экспозиции "Сделано в России" (стенд "Сделано в Москве" выглядит несколько инородным здесь. Учитывая его происхождение и начинку. Но глядя на эту машину я вдруг вспомнил историю 20-ти летней давности. Когда на практически пустой и совершенно непонятный российский рынок пришёл финский производитель катеров Silver. Ну как пришёл... инициатива исходила от Петербургского дилера и была продиктована исключительным прагматизмом. Первое время там даже не варили корпуса и не формовали палубу (корпус из алюминия, а внутрянка из пластика и тогда это было совершенно новым для нас решением) а просто "склеивали" привезённые из Финляндии готовые детали...

Как и большинство людей моего поколения (рождённых в СССР, но выросших уже в "другой стране") большую часть жизни я прожил в парадигме: продаём углеводороды - всё остальное покупаем. Особенно остро эта формула ощущается в наиболее близкой мне рыболовной сфере. Поэтому сама тема "российского экспорта" на первый взгляд кажется эфемерной. А уж китаец по происхождению "Москвич" в этом контексте и вовсе что-то странное. Учитывая и слухи о том, что на родине он якобы много дешевле. (кстати, ровно тоже самое было и с катерами в 2004, но об это далее) Однако...

В 2004 году в нашей компании был приобретён катер упомянутой выше и очень популярной тогда финской марки. Один из первых собранных в России. Финский бренд Silver Oy (кстати, история его связана с расколом головной компании Buster и отделении части специалистов, организовавших в последствии своё производство, которое и получило название Silver) пользовалась тогда большой популярностью в совершенно неискушённой в России публикой. Счёт продаж "породистых" лодок финского происхождения... страшно подумать, шёл на десятки. Что для пересевшей с "Казанок" и "Прогрессов" на ПВХ (кстати, преимущественно российского производства) лодки тогда было настоящим прорывом.

Тот самый катерок и совсем ещё молоденький я в бежевой кепке St.Croix. Наш первый спуск на воду на малознакомой тогда Онеге. Как там у Машины времени: ты помнишь как всё начиналось, всё было впервые и вновь.
Тот самый катерок и совсем ещё молоденький я в бежевой кепке St.Croix. Наш первый спуск на воду на малознакомой тогда Онеге. Как там у Машины времени: ты помнишь как всё начиналось, всё было впервые и вновь.

Лодка оказалась откровенно неудачной. И концептуально (глубокое V не очень роднилось со злой онежской волной) Но главное... По итогам сезона насчитали около 36 "косяков" разной степени "критичности".
В конце сезона 2004 года было принято решение о покупке другой лодки, с учётом приобретённого опыта. После долгого изучения предложений на рынке (
не потому что он был богат, а потому что очень скуден) выбор пал на совершенно неизвестный питерский бренд. Кажется наш катер был третьим или максимум четвёртым из произведённых на той, с позволения сказать, верфи в духе "гараж-крафт". Безусловный риск. Но я остался доволен им. И по прошествии 20 лет с тех давних пор с ностальгией его вспоминаю.

Что касается дальнейшей судьбы упомянутых брендов. Первый позднее разошёлся с финнами (до того, как это стало мейнстримом) и сейчас успешно производит широчайшую линейку современных катеров. А к исходному названию Silver добавили приставку North. Лодки эти пользуются популярностью не только в России, но и во многих других странах. Включая Финляндию и Швецию. Став в некотором роде локомотивом целой отрасли в России.

Сегодня один только рыболовный сегмент круто преобразился. Критики, конечно, скажут: но моторы, электроника, навесное оборудование всё равно импортное! Да. Но штука в том, что 20 лет назад о таких производствах (а их сегодня в стране несколько) можно было только мечтать. И пока неспособные ни на что по сути неудачники продолжают нудеть о том, что "в стране ничего своего нет". Люди предприимчивые постепенно, шаг за шагом меняют картину.
Сегодня один только рыболовный сегмент круто преобразился. Критики, конечно, скажут: но моторы, электроника, навесное оборудование всё равно импортное! Да. Но штука в том, что 20 лет назад о таких производствах (а их сегодня в стране несколько) можно было только мечтать. И пока неспособные ни на что по сути неудачники продолжают нудеть о том, что "в стране ничего своего нет". Люди предприимчивые постепенно, шаг за шагом меняют картину.

Вторая марка прошла непростой и тернистый путь становления. Переродившись в итоге в довольно известный и популярный в России бренд под названием Fortis. А я, в общем, сохранил отношения с его "отцом-основателем", идейным вдохновителем и главным конструктором всего модельного ряда.

-5

Этот хотя и специфический, но не такой уж узкий рынок круто изменился за эти 20 лет. И если в части всего остального рыбацкого снаряжения мы пока всё так же зависим от импорта, то вот в части лодок и катеров есть чем похвастать. Да и по объёмам продаж он вполне сопоставим с некоторыми популярными автомобильными марками, а многих и превосходит. Это с учётом того, что комплект приличной лодки стоит существенно дороже чем кажущейся таким дорогим "Москвич".

Кто знает, где будет бренд "Москвич", а вместе с ним и вся индустрия спустя 10-20 лет?

Такая вот подводка к уже опубликованному репортажу о форуме "Сделано в России". Ссылка на него здесь, где и про эту мою историю тоже, хотя и чуть короче тоже есть.

Спасибо всем, кто дочитал до конца.
Впервые здесь? Подписывайтесь!
Дмитрий Матвеев || DM_812 - A posteriōri
Новости, комментарии к событиям "Новости DM_812".
В ВК vk.com/dm_812