Найти в Дзене
DM_812

"Сделано в России" - что это вообще? О прошедшем форуме под призмой личного опыта. И перехода от тотального импорта к современному экспорту.

Регулярно рассказывая на страницах блога о событиях под эгидой рубрики "Что нового в стране, где ничего нет? ", я, разумеется, не мог пропустить такое событие, как Международный экспортный форум "Сделано в России". В этом репортаже я решил не просто рассказать о событиях и экспозиции. Но подойти к теме с точки зрения взгляда под призмой личного опыта. И того, как восприятие события (происходящего в целом) зависит от твоей информационной среды.

С музами экспорта я познакомился (и познакомил вас) ещё на питерском ПМЭФ. И здесь девчушки нарасхват. Причём не только у представителей мужской половины. Скорее даже наоборот. Барышни и без каблуков и кокошников ощутимо за 180 см. А в таком "исполнении" что диковинные существа-аватары. Кто ещё не в курсе. Слева направо: машиностроение, нефтехим, медицина, сельское хозяйство и высокие технологии. Выбирай, что по вкусу!
С музами экспорта я познакомился (и познакомил вас) ещё на питерском ПМЭФ. И здесь девчушки нарасхват. Причём не только у представителей мужской половины. Скорее даже наоборот. Барышни и без каблуков и кокошников ощутимо за 180 см. А в таком "исполнении" что диковинные существа-аватары. Кто ещё не в курсе. Слева направо: машиностроение, нефтехим, медицина, сельское хозяйство и высокие технологии. Выбирай, что по вкусу!

Поднявшись из метро на станции Арбатская центр Москвы встретил дождём и оцеплением Росгвардии. Возможно эти меры безопасности связаны с приездом премьера Мишустина, Мантурова и других членов правительства?
Барьеры стоят и у подъёма из пешеходного перехода к Манежу, где и проходит мероприятие.
Двое вежливых полицейских просят предъявить бейдж участника. Что я и делаю. "
Пойдёт", - говорит страж правопорядка и жестом показывает, что я могу пройти.

Кажется в этот день сделал больше селфи, чем за предыдущие пару лет (если исключить те, что с детьми)
Кажется в этот день сделал больше селфи, чем за предыдущие пару лет (если исключить те, что с детьми)

У входа в манеж несмотря на плохую погоду многолюдно. Очереди похлеще чем в аэропорт в "праймовые" часы вылетов. Я здесь от лица прессы, но интересы мои куда больше практические и профессиональные.
Турникет на входе срабатывает после прикладывания бейджа. А сотрудник службы безопасности сверяет паспортные данные. Всё строго и посторонних здесь нет. За бейджем пришлось ехать отдельно.
-
о, так вы из прессы?, - удивлённо спрашивает стюард? (деловой стиль не свойственен работающим за кадром, а в кадре здесь в основном барышни).
-
для прессы у нас отдельный проход рядом!, - указывая направление закончил представитель секьюрити.
Там тоже оказалось плотно. Суета, штативы, кейсы, камеры, фотоаппараты. Сразу понятно: интерес к событию и со стороны прессы велик. Быстро прохожу процедуру "
верификации" и оказавшись внутри достигаю гардероба. Где, к удивлению, свободных мест уже нет и нужно спуститься на уровень ниже.
Вокруг сотни людей и из этой какофонии звуков улавливаются знакомые слова:
инвестиции, налоги, проекты. Среди приветственных рукопожатий и улыбок довольно много представителей других стран. Буквально вчера в КНР проходил саммит "Один пояс. Один путь", а кое-кто уже прибыл в Россию "для практического закрепления".
Кроме представителей разных азиатских стран много африканцев, турок, иранцев, представителей арабского мира. Встречаются и представители "
садов Борреля". Отчётливо слышал не только хорошую английскую речь, но и французский, немецкий и, вероятно, итальянский языки.
Если театр начинается с вешалки, то международный форум с "лобби" перед экспозицией.

Очередь у стенда СвР на входе даст фору "Вкусно и Точка". Как позже выяснилось, посещая различные мероприятия и стенды участников начисляются баллы. Которые можно обменять на различный мерч с символикой "Сделано в России" (футболки, худи, свитшоты, и другая сувенирная продукция) Учитывая статус собравшихся... в общем, такой вот интерактив!
Очередь у стенда СвР на входе даст фору "Вкусно и Точка". Как позже выяснилось, посещая различные мероприятия и стенды участников начисляются баллы. Которые можно обменять на различный мерч с символикой "Сделано в России" (футболки, худи, свитшоты, и другая сувенирная продукция) Учитывая статус собравшихся... в общем, такой вот интерактив!

Едва оказавшись внутри яркого зала экспозиции, где в цветах преобладает неоновый и его оттенки, встречаю группу журналистов канала РБК. Такая концентрация деловой активности не могла остаться без внимания одного из главных "бизнес-каналов" России. Когда-то, будучи совсем молодым, начинающим "коммерсантом" я и сам заслушивался репортажами этого телеканала. Казалось, энергия успеха струилась прямо через экран.
Сейчас большинство сюжетов, как я это называю:
с душком. Решаю притормозить и послушать запись стендапа к сюжету, а может и прямое включение в эфир журналистки лет 35. Чей вид, к слову, при выключенной камере отражал абсолютную безучастность процессу и полное отсутствие интереса к происходящему с совершенно пустым и даже стеклянным взглядом. Её задача наговорить текст, который в наушник продиктует редактор. Едва звучит "мотор" и огонь в глазах загорается, появляется улыбка и характерная жестикуляция. Говорит то, что должна не обращая внимание на нюансы.
Рассказывая зрителям по ту сторону экрана о том, какую роль Россия играет на мировом экспортном рынке. Заостряя внимание на углеводородах.
-
Странно, ведь на форуме вообще нет ни одного представителя ТЭК. Это совсем про другое, - мысленно проговорил я, слушая продолжающую свою речь журналистку.
Та перечислила различные страны и долю в их импорте российских углеводородов Где-то, говорит, 5%, где-то 3%, а вот в стране "С" (
в данном случае название не имеет значение) и вовсе всего 1%.
Уж и не знаю какую именно цель преследует редактор, но для человека не погружённого в контекст складывается вполне конкретная картина. В цветах имеющих мало общего с преобладающим вокруг неоном. И хуже всего, картина эта не имеет ничего общего с происходящем вокруг. С тем про что и для кого этот форум. С тем, что вообще представляет собой "
среда обитания "Сделано в России"". Именно "среда", потому что это много больше чем просто бренд.

-4

Когда мы были молодыми.
Я, как и большинство людей моего поколения (
рождённых в СССР, но выросших уже в "другой стране") большую часть жизни прожил в парадигме: продаём углеводороды - всё остальное покупаем. Особенно остро эта формула ощущается в сфере которой посвящена большая часть моей уже взрослой и профессиональной жизни. А взрослой для меня она началась сразу после школы, когда я уже зарабатывал первые коммерческие деньги. В том числе и благодаря интернету. В то время ещё с использованием модема и линии домашнего телефона.

-5

Году в 2004 в нашей компании был приобретён катер финской марки, но собранный уже в России. Это была одна из первых моделей после размещения сборочных цехов под Петербургом. Финская марка Silver (кстати, история её связана с расколом головной компании и отделении части специалистов, организовавших в последствии своё производство) пользовалась тогда большой популярностью в совершенно неискушённой в России публикой.
Лодка оказалась неудачной и в конце сезона было принято решение о покупке другой. После долгого выбора (
не потому что он богат, а потому что скуден) выбор пал на совершенно неизвестный питерский бренд. Кажется наш катер был третьим или максимум четвёртым из произведённых на той, с позволения сказать, верфи. Но я остался доволен им. И по прошествии 20 лет с тех давних пор с ностальгией его вспоминаю.
Что касается дальнейшей судьбы упомянутых брендов. Первый позднее разошёлся с финнами (
до того, как это стало мейнстримом) и сейчас успешно производит широчайшую линейку современных катеров. К названию Silver добавили North. А лодки эти пользуются популярностью не только в России, но и во многих других странах. Включая Финляндию и Швецию.
Вторая марка прошла непростой и тернистый путь становления. Переродившись в итоге в довольно известный и популярный в России бренд под названием Fortis. А я, в общем, сохранил отношения с его "
отцом-основателем", идейным вдохновителем и главным конструктором всего модельного ряда.
Этот хотя и специфический, но не такой уж узкий рынок круто изменился за эти 20 лет. И если в части всего остального рыбацкого снаряжения мы всё так же зависим от импорта, то вот в части лодок и катеров есть чем похвастать.

-6

Это не имеет прямого отношения к выставке и "Сделано в России", но наглядно показывает тот путь развития, который прошла страна и общество за два десятка лет. Тогда, в середине нулевых я сам был тесно связан с ВЭД. Находясь в постоянном контакте с моим тогдашним партнёром, яхтенным брокером Крисом Кастелом из городка Тампа Бэй в Майми. И представить себе чтобы Россия говорила об экспортном потенциале вне сектора ТЭК мог, наверное, только сумасшедший. Но о сумасшедших мы поговорим во второй части этого репортажа. А пока...

В рамках Международного экспортного форума «Сделано в России» Школа экспорта РЭЦ при поддержке Евразийской экономической комиссии организовала студенческий чемпионат между лучшими командами ведущих экономических вузов стран ЕАЭС.
В рамках Международного экспортного форума «Сделано в России» Школа экспорта РЭЦ при поддержке Евразийской экономической комиссии организовала студенческий чемпионат между лучшими командами ведущих экономических вузов стран ЕАЭС.

Вся эта рассказанная вам история словно на быстрой перемотке прокрутилась у меня в голове, прежде чем я пересёк воображаемую линию экспозиции. К слову, в этот самый момент руководитель Российского экспортного центра (РЭЦ), который и является хранителем и основателем того, что мы теперь знаем под брендом "Сделано в России" - Никишина Вероника Олеговна вела пресс-конференцию перед десятком телекамер.

-8

Вообще-то нас здесь быть не должно.
Центральным событием первого дня стала пленарная сессия с участием упомянутого уже российского премьера Мишустина. Но сперва состоялось награждение победителей премии "
Экспортёр года".
В своём приветственном слове первый зам председателя правительства РФ Андрей Рэмович Белоусов высказал весьма любопытные мысли. Отметив, что сама премия (
а в более широком смысле и весь форум) это в некотором роде подведение итогов 2022 года (и значительной части 2023, разумеется). Год, прошедшей "под эгидой" беспрецедентных санкционных пакетов. Суть которых сводилась в том числе и к тому чтобы изничтожить экспорт в любом его виде. И более того, рычаги давления предполагали исключить возможности не только создания чего-то нового, но и сохранение того, что самостоятельно или в кооперации производили в России.
Потому и сам факт мероприятия, количество и разнообразие участников само по себе свидетельство поражения запада в этом противостоянии и жизнеспособности той части российской экономики, которая для многих жителей страны представляется чем-то и вовсе эфемерным.

«Несмотря на развязанную против российского экспорта настоящую борьбу, российские экспортеры не только выстояли, приведя в трепет и недоумение наших оппонентов, но и успели нарастить объемы, завести новые каналы сбыта, новых партнеров – преодолеть, по сути, все ограничения и барьеры. Сегодня на эту сцену поднимаются герои этой борьбы. Огромное вам спасибо», – сказал Андрей Белоусов.
«Несмотря на развязанную против российского экспорта настоящую борьбу, российские экспортеры не только выстояли, приведя в трепет и недоумение наших оппонентов, но и успели нарастить объемы, завести новые каналы сбыта, новых партнеров – преодолеть, по сути, все ограничения и барьеры. Сегодня на эту сцену поднимаются герои этой борьбы. Огромное вам спасибо», – сказал Андрей Белоусов.

Что касается победителей. Я не стану подробно разбирать каждого из них. Информация эта находится в открытом доступе и без проблем может быть добыта при помощи поисковой системы.
Дабы слишком уж не занимать ваше время, отмечу лишь два самых главных момента. Первое - это география. Подавляющее большинство отмеченных лауреатов имеют отнюдь не столичную прописку. Награждая победителей и номинатов звучали имена самых разных городов. Это и Пермь, и Екатеринбург, и Соликамск, и Тула и многие другие. Но это скорее следствие общего тренда на развитие регионов, как более благоприятной сегодня среды для ведения производства. Ведь экспорт по своей сути на первоначальном этапе предполагает создание продукта = его производство. А уже потом его успешное продвижение в другие регионы страны или на внешние рынки. Вообще-то сама эта тема заслуживает отдельного разговора.
Второй момент касается разноплановости номинатив. Ещё на ПМЭФ-2023 я слышал насмешки над образами "
муз российского экспорта". Пять барышень наряженных в стилизованные под разные направления российского экспорта наряды: нефтехимия, машиностроение, медицина, сельское хозяйство, технологии. Так вот и номинанты так или иначе представлены в какой-то из этих областей.

На первый взгляд может показаться, что среди экспонентов должны преобладать продукты питания. Но это совсем не так.
На первый взгляд может показаться, что среди экспонентов должны преобладать продукты питания. Но это совсем не так.

Так что же это "среда обитания "Сделано в России""?
Та атмосфера в которой и благодаря которой появляется и развивается тот или иной организм. Товар, продукция - в нашем случае. И здесь нет смысла перечислять и рассказывать о каждом из представленных на экспозиции. Кого-нибудь обязательно упущу, да и далеко не все представлены. Суть не в этом.
Правильней заострить внимание на том, что же вообще представляет собой эта структура?
С одной стороны это что-то вроде индикатора. Как и хорошо всем нам знакомое "сделано в Японии" или "сделано в Германии", или самое популярное "сделано в Китае". Но в данном случае это не просто констатация факта происхождения товара.
Кстати, и для большинства других стран шильдик made in - вовсе не означает высокую степень локализации продукта. Скажем, в той же Японии, чтобы налепить на товар "made in Japan", достаточно лишь упаковать его. Сами производства, если речь о массовом товаре, как правило, размещены в Южной Корее или том же Китае.

Одна из нескольких "переговорок", как видно вообще не пустует.
Одна из нескольких "переговорок", как видно вообще не пустует.

Заостряю на этом внимание потому, что сегодня стало модным "считать проценты локализации" продукта. Все, кажется, согласны с тем, что технологичный товар произвести на 100% в одной стране невозможно. Но никто при этом не даёт чёткого определения: "какая доля считается достаточной"?
Отрадно было услышать от разных людей на форуме мнение о том, что в конечном счёте это вовсе не имеет значения. Важен конечный продукт и его рыночная привлекательность. Равно и происхождение торговой марки. Всё остальное детали. Важно, чтобы производитель стремился делать максимум возможного в стране не в ущерб конечному продукту.

По полям, по полям. Красный трактор едет к нам. Есть "Белорус". А есть вот - "Уралец"
По полям, по полям. Красный трактор едет к нам. Есть "Белорус". А есть вот - "Уралец"

Таким образом "Сделано в России" объединяет и помогает продвигаться на внешние рынки продуктам российского производства. Независимо от их назначения. Для этого существуют разные инструменты. А форум в большей степени для обмена опытом, информацией, идеями и для поиска решений возникающих проблем.
Каждый час в одном из нескольких залов проходила та или иная сессия, или круглый стол с обсуждением разных вопросов. Рассказывать о каждой просто невозможно.

Современные технологии, конечно, занимают особое место. Ведь это и про производство, и про интеллектуальную собственность.
Современные технологии, конечно, занимают особое место. Ведь это и про производство, и про интеллектуальную собственность.

Куда и как продавать?
Один из подписчиков недавно пошутил:
после февраля 2022 одна беда покинула Россию. Осталось разобраться со второй. Конечно, далеко не вся первая проблема отчалила. Да и вообще говоря, их - проблем, конечно, больше чем две. Помимо проблем есть и заблуждения. Вот парочка примеров.
Убеждённость в тотальной зависимости от западных товаров и продукции. "Без них мы не протянем", - стонали
они.
Это сложная материя, поскольку зависимость в чём-то действительно есть. Но как показал опыт последних 18 месяцев и запад не в силах лишить нас этого источника. Зато мы неплохо находим другие.
Вторая - кому вообще нужен российский продукт? Здесь есть некоторая схожесть, поскольку в сознании первых так же укоренилось и представление о том, что наши товары нигде, кроме Запада не нужны. Хотя в действительности это не так дважды. Во-первых, как раз на Западе они и не особо нужны. А, если даже не нужны, руководство ЕС делает всё, чтобы огородить рынок. Во-вторых, мир гораздо больше, а другие рынки много перспективней.
РЭЦ используя концепцию "
Сделано в России" помогает продвигать продукцию на разные рынки. Но, кроме представляющего интерес продукта и интереса к нему в других странах есть сложности с реализацией взаимовыгодных соглашений. Например, финансового характера и/или логистики.
Опыт показал, что покупателя и на готовую продукцию или компоненты найти не так сложно. Кроме того, экспорт далеко не только про материальный товар (
об этом я подробнее расскажу во второй части, где речь пойдёт о пленарной сессии "Единороги рынков будущего") но и различные технологии, услуги и другие нематериальные условно товары.
По мере того как на высшем государственном уровне ищут решение для упрощения взаимодействия между бизнесом. Сам бизнес находит и свои пути взаимодействия. Это касается и финансов, и логистики, и прочих других не менее важных вопросов. Поднаторев за эти годы, пройдя неплохой антисанкционный интенсив после 2014 лабильность российского бизнеса демонстрирует способность приживаться и мимикрировать в самой враждебной среде. И подобные мероприятия помимо возможности заключения партнёрских соглашений, являются и прекрасной площадкой для обмена таким опытом.

-14

В деньгах российский экспорт готовой продукции не относящейся к ТЭК или АПК пока ещё не играет заметной роли на мировой арене и в структуре российской экономики. У нас есть сильные бренды, но пока ни один из них, конечно, не дотягивает до уровня мировых грандов. При этом вся эта история не только про дальние рынки. Экспорт может быть и внутри страны. Когда небольшое предприятие масштабируется до национальной корпорации. Взять, к примеру, такие марки, как "Мираторг", или "Дядя Ваня". В этом смысле эта "среда обитания" тоже способствует. Рынок стран СНГ и ЕАЭС, ШОС далее БРИКС. Есть примеры успешной работы с Китаем. Есть примеры доказывающие, что Китай захватил вовсе не весь рынок мировой рынок и по объективным причинам не сможет этого сделать. А значит есть возможности. О некоторых конкретных примерах я расскажу во второй части репортажа...

-15

...В которой речь пойдёт о пленарной сессии "Единороги рынков будущего". Но я и в этот раз подойду к теме с позиции "пересказа мероприятия". Для этого вы можете найти трансляцию и сами её посмотреть. Но под призмой этого мероприятия поговорить о возможностях существенного масштабирования и развития бизнеса в стране. Ранее я делал репортажи об истории успеха известных сегодня торговых марок. И всякий раз я думал о том, что мешает у нас появлению чего-то подобного. Посетив сессию я впервые поймал себя на мысли о том, что вот теперь, кажется, ничего...

-16
"Москвич" на стенде "Сделано в Москве" кажется несколько инородным здесь. Учитывая его происхождение и начинку. Но глядя на эту машину я вдруг вспомнил историю 20-ти летней давности, рассказанную вам в начале. Когда на практически пустой и совершенно непонятный рынок российский рынок пришёл финский Silver. Где первое время даже не варили корпуса, а просто "склеивали" готовые детали. И вот спустя несколько лет всё это вылилось в целую индустрию. По объёмам сопоставимую с некоторыми популярными автомобильными марками. Кто знает, где будет бренд "Москвич" спустя 10-20 лет?

Как всегда при таких объёмных репортажах и специфических темах моя особая благодарность всем, кто дочитал до конца, нажал палец вверх и поделился своими мыслями, впечатлением в комментариях!
Впервые здесь? Подписывайтесь!

Дмитрий Матвеев || DM_812 - A posteriōri
Новости, комментарии к событиям "Новости DM_812".
В ВК vk.com/dm_812