Регулярно рассказывая на страницах блога о событиях под эгидой рубрики "Что нового в стране, где ничего нет? ", я, разумеется, не мог пропустить такое событие, как Международный экспортный форум "Сделано в России". В этом репортаже я решил не просто рассказать о событиях и экспозиции. Но подойти к теме с точки зрения взгляда под призмой личного опыта. И того, как восприятие события (происходящего в целом) зависит от твоей информационной среды.
Поднявшись из метро на станции Арбатская центр Москвы встретил дождём и оцеплением Росгвардии. Возможно эти меры безопасности связаны с приездом премьера Мишустина, Мантурова и других членов правительства?
Барьеры стоят и у подъёма из пешеходного перехода к Манежу, где и проходит мероприятие.
Двое вежливых полицейских просят предъявить бейдж участника. Что я и делаю. "Пойдёт", - говорит страж правопорядка и жестом показывает, что я могу пройти.
У входа в манеж несмотря на плохую погоду многолюдно. Очереди похлеще чем в аэропорт в "праймовые" часы вылетов. Я здесь от лица прессы, но интересы мои куда больше практические и профессиональные.
Турникет на входе срабатывает после прикладывания бейджа. А сотрудник службы безопасности сверяет паспортные данные. Всё строго и посторонних здесь нет. За бейджем пришлось ехать отдельно.
- о, так вы из прессы?, - удивлённо спрашивает стюард? (деловой стиль не свойственен работающим за кадром, а в кадре здесь в основном барышни).
- для прессы у нас отдельный проход рядом!, - указывая направление закончил представитель секьюрити.
Там тоже оказалось плотно. Суета, штативы, кейсы, камеры, фотоаппараты. Сразу понятно: интерес к событию и со стороны прессы велик. Быстро прохожу процедуру "верификации" и оказавшись внутри достигаю гардероба. Где, к удивлению, свободных мест уже нет и нужно спуститься на уровень ниже.
Вокруг сотни людей и из этой какофонии звуков улавливаются знакомые слова: инвестиции, налоги, проекты. Среди приветственных рукопожатий и улыбок довольно много представителей других стран. Буквально вчера в КНР проходил саммит "Один пояс. Один путь", а кое-кто уже прибыл в Россию "для практического закрепления".
Кроме представителей разных азиатских стран много африканцев, турок, иранцев, представителей арабского мира. Встречаются и представители "садов Борреля". Отчётливо слышал не только хорошую английскую речь, но и французский, немецкий и, вероятно, итальянский языки.
Если театр начинается с вешалки, то международный форум с "лобби" перед экспозицией.
Едва оказавшись внутри яркого зала экспозиции, где в цветах преобладает неоновый и его оттенки, встречаю группу журналистов канала РБК. Такая концентрация деловой активности не могла остаться без внимания одного из главных "бизнес-каналов" России. Когда-то, будучи совсем молодым, начинающим "коммерсантом" я и сам заслушивался репортажами этого телеканала. Казалось, энергия успеха струилась прямо через экран.
Сейчас большинство сюжетов, как я это называю: с душком. Решаю притормозить и послушать запись стендапа к сюжету, а может и прямое включение в эфир журналистки лет 35. Чей вид, к слову, при выключенной камере отражал абсолютную безучастность процессу и полное отсутствие интереса к происходящему с совершенно пустым и даже стеклянным взглядом. Её задача наговорить текст, который в наушник продиктует редактор. Едва звучит "мотор" и огонь в глазах загорается, появляется улыбка и характерная жестикуляция. Говорит то, что должна не обращая внимание на нюансы.
Рассказывая зрителям по ту сторону экрана о том, какую роль Россия играет на мировом экспортном рынке. Заостряя внимание на углеводородах.
- Странно, ведь на форуме вообще нет ни одного представителя ТЭК. Это совсем про другое, - мысленно проговорил я, слушая продолжающую свою речь журналистку.
Та перечислила различные страны и долю в их импорте российских углеводородов Где-то, говорит, 5%, где-то 3%, а вот в стране "С" (в данном случае название не имеет значение) и вовсе всего 1%.
Уж и не знаю какую именно цель преследует редактор, но для человека не погружённого в контекст складывается вполне конкретная картина. В цветах имеющих мало общего с преобладающим вокруг неоном. И хуже всего, картина эта не имеет ничего общего с происходящем вокруг. С тем про что и для кого этот форум. С тем, что вообще представляет собой "среда обитания "Сделано в России"". Именно "среда", потому что это много больше чем просто бренд.
Когда мы были молодыми.
Я, как и большинство людей моего поколения (рождённых в СССР, но выросших уже в "другой стране") большую часть жизни прожил в парадигме: продаём углеводороды - всё остальное покупаем. Особенно остро эта формула ощущается в сфере которой посвящена большая часть моей уже взрослой и профессиональной жизни. А взрослой для меня она началась сразу после школы, когда я уже зарабатывал первые коммерческие деньги. В том числе и благодаря интернету. В то время ещё с использованием модема и линии домашнего телефона.
Году в 2004 в нашей компании был приобретён катер финской марки, но собранный уже в России. Это была одна из первых моделей после размещения сборочных цехов под Петербургом. Финская марка Silver (кстати, история её связана с расколом головной компании и отделении части специалистов, организовавших в последствии своё производство) пользовалась тогда большой популярностью в совершенно неискушённой в России публикой.
Лодка оказалась неудачной и в конце сезона было принято решение о покупке другой. После долгого выбора (не потому что он богат, а потому что скуден) выбор пал на совершенно неизвестный питерский бренд. Кажется наш катер был третьим или максимум четвёртым из произведённых на той, с позволения сказать, верфи. Но я остался доволен им. И по прошествии 20 лет с тех давних пор с ностальгией его вспоминаю.
Что касается дальнейшей судьбы упомянутых брендов. Первый позднее разошёлся с финнами (до того, как это стало мейнстримом) и сейчас успешно производит широчайшую линейку современных катеров. К названию Silver добавили North. А лодки эти пользуются популярностью не только в России, но и во многих других странах. Включая Финляндию и Швецию.
Вторая марка прошла непростой и тернистый путь становления. Переродившись в итоге в довольно известный и популярный в России бренд под названием Fortis. А я, в общем, сохранил отношения с его "отцом-основателем", идейным вдохновителем и главным конструктором всего модельного ряда.
Этот хотя и специфический, но не такой уж узкий рынок круто изменился за эти 20 лет. И если в части всего остального рыбацкого снаряжения мы всё так же зависим от импорта, то вот в части лодок и катеров есть чем похвастать.
Это не имеет прямого отношения к выставке и "Сделано в России", но наглядно показывает тот путь развития, который прошла страна и общество за два десятка лет. Тогда, в середине нулевых я сам был тесно связан с ВЭД. Находясь в постоянном контакте с моим тогдашним партнёром, яхтенным брокером Крисом Кастелом из городка Тампа Бэй в Майми. И представить себе чтобы Россия говорила об экспортном потенциале вне сектора ТЭК мог, наверное, только сумасшедший. Но о сумасшедших мы поговорим во второй части этого репортажа. А пока...
Вся эта рассказанная вам история словно на быстрой перемотке прокрутилась у меня в голове, прежде чем я пересёк воображаемую линию экспозиции. К слову, в этот самый момент руководитель Российского экспортного центра (РЭЦ), который и является хранителем и основателем того, что мы теперь знаем под брендом "Сделано в России" - Никишина Вероника Олеговна вела пресс-конференцию перед десятком телекамер.
Вообще-то нас здесь быть не должно.
Центральным событием первого дня стала пленарная сессия с участием упомянутого уже российского премьера Мишустина. Но сперва состоялось награждение победителей премии "Экспортёр года".
В своём приветственном слове первый зам председателя правительства РФ Андрей Рэмович Белоусов высказал весьма любопытные мысли. Отметив, что сама премия (а в более широком смысле и весь форум) это в некотором роде подведение итогов 2022 года (и значительной части 2023, разумеется). Год, прошедшей "под эгидой" беспрецедентных санкционных пакетов. Суть которых сводилась в том числе и к тому чтобы изничтожить экспорт в любом его виде. И более того, рычаги давления предполагали исключить возможности не только создания чего-то нового, но и сохранение того, что самостоятельно или в кооперации производили в России.
Потому и сам факт мероприятия, количество и разнообразие участников само по себе свидетельство поражения запада в этом противостоянии и жизнеспособности той части российской экономики, которая для многих жителей страны представляется чем-то и вовсе эфемерным.
Что касается победителей. Я не стану подробно разбирать каждого из них. Информация эта находится в открытом доступе и без проблем может быть добыта при помощи поисковой системы.
Дабы слишком уж не занимать ваше время, отмечу лишь два самых главных момента. Первое - это география. Подавляющее большинство отмеченных лауреатов имеют отнюдь не столичную прописку. Награждая победителей и номинатов звучали имена самых разных городов. Это и Пермь, и Екатеринбург, и Соликамск, и Тула и многие другие. Но это скорее следствие общего тренда на развитие регионов, как более благоприятной сегодня среды для ведения производства. Ведь экспорт по своей сути на первоначальном этапе предполагает создание продукта = его производство. А уже потом его успешное продвижение в другие регионы страны или на внешние рынки. Вообще-то сама эта тема заслуживает отдельного разговора.
Второй момент касается разноплановости номинатив. Ещё на ПМЭФ-2023 я слышал насмешки над образами "муз российского экспорта". Пять барышень наряженных в стилизованные под разные направления российского экспорта наряды: нефтехимия, машиностроение, медицина, сельское хозяйство, технологии. Так вот и номинанты так или иначе представлены в какой-то из этих областей.
Так что же это "среда обитания "Сделано в России""?
Та атмосфера в которой и благодаря которой появляется и развивается тот или иной организм. Товар, продукция - в нашем случае. И здесь нет смысла перечислять и рассказывать о каждом из представленных на экспозиции. Кого-нибудь обязательно упущу, да и далеко не все представлены. Суть не в этом.
Правильней заострить внимание на том, что же вообще представляет собой эта структура?
С одной стороны это что-то вроде индикатора. Как и хорошо всем нам знакомое "сделано в Японии" или "сделано в Германии", или самое популярное "сделано в Китае". Но в данном случае это не просто констатация факта происхождения товара. Кстати, и для большинства других стран шильдик made in - вовсе не означает высокую степень локализации продукта. Скажем, в той же Японии, чтобы налепить на товар "made in Japan", достаточно лишь упаковать его. Сами производства, если речь о массовом товаре, как правило, размещены в Южной Корее или том же Китае.
Заостряю на этом внимание потому, что сегодня стало модным "считать проценты локализации" продукта. Все, кажется, согласны с тем, что технологичный товар произвести на 100% в одной стране невозможно. Но никто при этом не даёт чёткого определения: "какая доля считается достаточной"?
Отрадно было услышать от разных людей на форуме мнение о том, что в конечном счёте это вовсе не имеет значения. Важен конечный продукт и его рыночная привлекательность. Равно и происхождение торговой марки. Всё остальное детали. Важно, чтобы производитель стремился делать максимум возможного в стране не в ущерб конечному продукту.
Таким образом "Сделано в России" объединяет и помогает продвигаться на внешние рынки продуктам российского производства. Независимо от их назначения. Для этого существуют разные инструменты. А форум в большей степени для обмена опытом, информацией, идеями и для поиска решений возникающих проблем.
Каждый час в одном из нескольких залов проходила та или иная сессия, или круглый стол с обсуждением разных вопросов. Рассказывать о каждой просто невозможно.
Куда и как продавать?
Один из подписчиков недавно пошутил: после февраля 2022 одна беда покинула Россию. Осталось разобраться со второй. Конечно, далеко не вся первая проблема отчалила. Да и вообще говоря, их - проблем, конечно, больше чем две. Помимо проблем есть и заблуждения. Вот парочка примеров.
Убеждённость в тотальной зависимости от западных товаров и продукции. "Без них мы не протянем", - стонали они.
Это сложная материя, поскольку зависимость в чём-то действительно есть. Но как показал опыт последних 18 месяцев и запад не в силах лишить нас этого источника. Зато мы неплохо находим другие.
Вторая - кому вообще нужен российский продукт? Здесь есть некоторая схожесть, поскольку в сознании первых так же укоренилось и представление о том, что наши товары нигде, кроме Запада не нужны. Хотя в действительности это не так дважды. Во-первых, как раз на Западе они и не особо нужны. А, если даже не нужны, руководство ЕС делает всё, чтобы огородить рынок. Во-вторых, мир гораздо больше, а другие рынки много перспективней.
РЭЦ используя концепцию "Сделано в России" помогает продвигать продукцию на разные рынки. Но, кроме представляющего интерес продукта и интереса к нему в других странах есть сложности с реализацией взаимовыгодных соглашений. Например, финансового характера и/или логистики.
Опыт показал, что покупателя и на готовую продукцию или компоненты найти не так сложно. Кроме того, экспорт далеко не только про материальный товар (об этом я подробнее расскажу во второй части, где речь пойдёт о пленарной сессии "Единороги рынков будущего") но и различные технологии, услуги и другие нематериальные условно товары.
По мере того как на высшем государственном уровне ищут решение для упрощения взаимодействия между бизнесом. Сам бизнес находит и свои пути взаимодействия. Это касается и финансов, и логистики, и прочих других не менее важных вопросов. Поднаторев за эти годы, пройдя неплохой антисанкционный интенсив после 2014 лабильность российского бизнеса демонстрирует способность приживаться и мимикрировать в самой враждебной среде. И подобные мероприятия помимо возможности заключения партнёрских соглашений, являются и прекрасной площадкой для обмена таким опытом.
В деньгах российский экспорт готовой продукции не относящейся к ТЭК или АПК пока ещё не играет заметной роли на мировой арене и в структуре российской экономики. У нас есть сильные бренды, но пока ни один из них, конечно, не дотягивает до уровня мировых грандов. При этом вся эта история не только про дальние рынки. Экспорт может быть и внутри страны. Когда небольшое предприятие масштабируется до национальной корпорации. Взять, к примеру, такие марки, как "Мираторг", или "Дядя Ваня". В этом смысле эта "среда обитания" тоже способствует. Рынок стран СНГ и ЕАЭС, ШОС далее БРИКС. Есть примеры успешной работы с Китаем. Есть примеры доказывающие, что Китай захватил вовсе не весь рынок мировой рынок и по объективным причинам не сможет этого сделать. А значит есть возможности. О некоторых конкретных примерах я расскажу во второй части репортажа...
...В которой речь пойдёт о пленарной сессии "Единороги рынков будущего". Но я и в этот раз подойду к теме с позиции "пересказа мероприятия". Для этого вы можете найти трансляцию и сами её посмотреть. Но под призмой этого мероприятия поговорить о возможностях существенного масштабирования и развития бизнеса в стране. Ранее я делал репортажи об истории успеха известных сегодня торговых марок. И всякий раз я думал о том, что мешает у нас появлению чего-то подобного. Посетив сессию я впервые поймал себя на мысли о том, что вот теперь, кажется, ничего...
"Москвич" на стенде "Сделано в Москве" кажется несколько инородным здесь. Учитывая его происхождение и начинку. Но глядя на эту машину я вдруг вспомнил историю 20-ти летней давности, рассказанную вам в начале. Когда на практически пустой и совершенно непонятный рынок российский рынок пришёл финский Silver. Где первое время даже не варили корпуса, а просто "склеивали" готовые детали. И вот спустя несколько лет всё это вылилось в целую индустрию. По объёмам сопоставимую с некоторыми популярными автомобильными марками. Кто знает, где будет бренд "Москвич" спустя 10-20 лет?
Как всегда при таких объёмных репортажах и специфических темах моя особая благодарность всем, кто дочитал до конца, нажал палец вверх и поделился своими мыслями, впечатлением в комментариях!
Впервые здесь? Подписывайтесь!
Дмитрий Матвеев || DM_812 - A posteriōri
Новости, комментарии к событиям "Новости DM_812".
В ВК vk.com/dm_812