Итак, вы все-таки не послушали меня и решили стать индивидуальным предпринимателем. Даже не знаю, поздравить вас с этим или посочувствовать:) Теперь ваша жизнь навсегда изменится и не факт, что в лучшую сторону.
В первой части этой большой статьи мы рассмотрели 12 пунктов, которые, своего рода - домашняя работа, ее надо выполнить перед тем, как по-настоящему открывать свой бизнес. Теперь переходим к шести непосредственным шагам на пути к вашей мечте. Они больше рассчитаны на оффлайн, но некоторые и к онлайн направлениям подойдут:
1. Выбираем помещение, если оно вам нужно. Если нет, то вы счастливчик, и поэтому можете пропустить этот пункт.
В идеале, конечно, лучше иметь свое помещение, но это дорого, не у всех есть скопленные капиталы. Поэтому рассмотрим аренду. Совет - берите то, где уже есть ремонт, который надо лишь немного шлифануть под себя. Не берите голые кирпичные стены с обещанием арендодателя вычесть стоимость ваших затрат на капремонт из арендной платы. Не факт, что сбудется. И еще - договор аренды должен быть официальным в двух экземплярах, а не на словах в стиле "потом сочтемся".
При осмотре помещения обратите внимание на коммуникации - а именно, на свет, воду, канализацию, отопление. Если, к примеру, в многоквартирном доме не выделены электрические мощности на коммерческие первые этажи, то значит, что вы будете освещаться и работать от дизельного генератора. А это очень дорого и даже выглядит смешно:) Например, на средненький общепит надо не менее 30 кВт мощностей. Это же какой генератор и сколько топлива нужно? Запитаться от соседа не получится, энергетики обрубят провода и вам, и ему. И штраф огромный выкатят вам обоим.
Вода и канализация должны быть проложены по САНПИНАМ, а не как владелец помещения захотел. Задавайте вопросы про тарифы на все, в том числе, на вывоз мусора и утилизацию отходов, иногда это очень дорого стоит. Обратите внимание на подъезды, насколько удобно грузовой фургон сможет припарковаться. Даже если кажется, что грузить и разгружать вам особо ничего не надо, все равно иногда придется крупногабаритную доставку заказывать. Вы же бизнесом занимаетесь, а не макраме дома вяжете!
Еще к помещениям под разные виды бизнеса есть разные технические требования. Например, нельзя открыть пекарню в жилом доме, не имея вытяжки, ведущей на крышу. Или нельзя сделать автосервис с потолками ниже 4 метров, удаленностью от жилых домов менее 50 метров. Полный список требований здесь.
Выбирайте ту локацию, где емкость рынка по вашей нише большая. То есть, должно быть много живущих рядом платежеспособных клиентов из вашей целевой аудитории, если у вас B2C. Если B2B, то смотрите на то, насколько престижный район вам нужен. Корпоративные клиенты вряд ли поедут в гаражи на Парнасе заключать с вами сделку.
2. Оборудование и автотранспорт. Если и они вам не нужны, тогда вы просто фантастический счастливчик! С чем вас и поздравляю! Идите дальше по пунктам. Ниже текст для тех, кому производственное оборудование, техника и транспорт потребуются.
В сети много материалов на тему, как правильно подобрать себе оборудование. Здесь хочу заострить внимание не на том, что именно покупать, а на том, что есть такая важная статья расходов, как ремонт и амортизация. Эти расходы будут съедать энную сумму денег, если ваше оборудование слишком старое и поношенное.
Понятно, что сразу купить все топовое, оригинальное и новое вряд ли получится. Но можно взять аналоги и с небольшим пробегом. Чтобы потом не пришлось, например, через день ремонтировать печку-расстойку потому, что она уже отжила свое и ей, по-хорошему, место на свалке. Пригласить любого мастера - от 5 тысяч рублей. Это только за вызов, а еще расходники и запчасти отдельных денег стоят.
Кстати, на первых порах можно рассмотреть аренду оборудования. Например, если открываете кафе, то необязательно сразу покупать профессиональную кофемашину за 200-500 тысяч рублей. Есть фирмы, которые предоставят вам её в аренду. И сами же будут обслуживать и ремонтировать, пока вы пользуетесь и тестируете гипотезу, насколько выгодно продавать клиентам натуральный зерновой кофе или, может, лучше предлагать растворимый из банки. Как только понимаете, что выгодно, можно купить свою кофемашину.
Про автотранспорт вообще отдельная песня! Помимо найма работников, это вторая самая большая головная боль предпринимателя. Машины надо обслуживать. И цены на ремонт коммерческого грузового автотранспорта в разы выше, чем легкового частного. В автосервисах тоже предприниматели работают и понимают, что если вы занимаетесь бизнесом, значит, деньги у вас есть, можно драть в три шкуры. А еще коммерческую машину, как правило, сложнее ремонтировать, нужны спецусловия. А ваше авто должно быть в работе постоянно, нельзя просто вязать и снять его с рейса, поставить в ангар на месяц. Это простой и потеря прибыли. Мастера это понимают. Поэтому и просят больше денег за ремонт. Будьте к этому готовы.
3. Про найм сотрудников. Эта тема сложная и объемная. Здесь есть несколько важных моментов, которые следует обозначить.
Первое. Чем бы вы не занялись, будьте готовы работать в одиночку какое-то время. Денег на персонал не будет.
Второе. Даже когда сможете позволить себе нанять людей, приготовьтесь к тому, что в одни прекрасный день они могут не явиться в офис/на производство по разным причинам, и вам придется отработать всю работу за всех без потери качества. И так надо хотя бы в течение двух недель продержаться, пока вы не найдете замену тем, кто "сбежал". В общем, готовьтесь быть человеком-оркестром не только на первых порах, но и всегда, в любой момент времени!
Третье. Чем дальше локация вашего бизнеса от крупного города, тем сложнее будет с работниками, независимо от сферы деятельности вашего ИП. Особенно тяжко, если речь идет о ручном труде. Кадров будет не хватать постоянно! И проще всего решить проблему кадрового голода можно за счет студентов, привлекая их на частичную занятость. Им часто нужна быстрая подработка на несколько часов и немедленная оплата день в день. Студенты еще нуждаются в опыте работы для резюме, поэтому их можно "заманить" возможностью получить официальную запись в трудовой книжке. Понятно, что для очень экспертных и ответственных работ они не подойдут, но закрыть простые вакансии смогут.
Четвертое. Люди неохотно идут работать к индивидуальным предпринимателям, всем подавай крупную фирму или хотя бы средней руки. Чтобы статусно было и зарплата побольше. Поэтому придется сильно поискать себе наемников. На биржу труда лучше не ходить. Кандидаты оттуда чаще всего настроены на получение пособия, приходят только для того, чтобы работодатель галочку и подпись в явочном листе поставил. Мало кто остается работать. Сама проверяла. Лучше попробовать с иностранцами, но им нужен патент. Или переманивать работников из регионов за хорошую зарплату и полностью организованный быт (релокационный пакет и прочее).
4. Поставщики. Чем бы вы ни занялись, вам самому понадобятся поставщики товаров/услуг/работ. Сильно расписывать не стану, где их найти. Очень быстро они сами наберутся в некий пул, с кем вы захотите работать, а с кем нет.
Единственный совет - обязательно не ленитесь и читайте отзывы в сети! Не верьте россказням менеджеров по работе с клиентам о том, какая у них замечательная компания. Все проверяйте в Интернете. Если есть много негатива по делу и по существу, касаемо качества товаров и услуг, то сразу идите мимо. Ищите тех, кто дорожит своей репутацией и не косячит на ровном месте, не обманывает и не блокирует телефон от разгневанных заказчиков. У меня есть целая статья по поводу клиентских отзывов. Читаем, изучаем.
5. Работаем с клиентами.
Итак, у вас есть помещение, оборудование, машина и даже парочка сотрудников в штате. С поставщиками тоже вроде бы разобрались. Теперь осталось самое главное и сложное - постоянный поток платежеспособных клиентов и заказчиков. Конкуренция очень большая в любой рыночной нише, цены у всех примерно одинаковые, так как же выделиться на фоне других и получить свой кусок пирога? Очень просто.
Перед тем, как открывать ИП, искать помещение и покупать оборудование, надо еще на этапе выбора направления провести конкурентный анализ по нише, в которую вы хотите попасть. Это делается либо силами маркетолога, либо своими собственными.
Если денег на маркетолога нет, то идем пешком по тем местам, где хотим открывать свой бизнес и смотрим на сам район и его жителей. Подглядываем за другими похожими бизнесами. Можно даже подойти к предпринимателям из вашей сферы в других районах и прямо спросить "как идет?". Много не расскажут, но что-то да посоветуют. Это про B2C.
Если ваше направление в B2B, то изучаем в сети все, что есть в открытых источниках по нише. Смотрим таблицы и дашборды. Если в Яндексе в расширенном поиске сделать фильтрацию "По документам и таблицам", то можно найти очень много полезных данных, которые обычно будут где-нибудь на тысячной странице и просто так до них не добраться.
И наконец, с открытием бизнеса сразу запускаем сайт и соцсети. Люди должны хоть откуда-то узнать о вас! Именно с вашего сайта или страниц в соцсетях, с помощью инструментов интернет-маркетинга, и пойдут лиды в продажи. Поэтому у вас должна быть хоть какая-то посадочная страница, неважно где, откуда народ сможет черпать информацию, на основании которой будет принимать решение, работать с вами или нет. И помните про репутацию! Главное - не изгадить её еще на подлёте.
6. Смерть и налоги. Эту тему специально оставила на бантик. В 90-е мы все мечтали жить, как в Америке. И вот теперь наша мечта, пусть и частично, осуществилась. По части налогов и сборов мы действительно живем с американским размахом. Собираем чеки и накладные на все. Конечно, сдаем все удаленно и приходить лично уже нет нужды. Правда, и самих отчетов стало в 10 раз больше, чем в оффлайновые времена, когда одну декларацию в налоговую раз год носили ножками и отдавали ручками.
В среднем вам каждые три месяца нужно будет сдавать несколько промежуточных отчетов по разным поводам и раз в год один основной - декларацию. Но это не беда. Главное, покупайте лицензионный софт для бухучета и возьмите хорошего бухгалтера. Он поможет вам осилить эту задачу.
Все еще хотите стать предпринимателем? Еще есть время и возможность передумать...
Но если окончательно решились, тогда пусть у вас все получится, и деньги потекут рекой прямо в ваш карман:)
А эти две статьи помогут вам понять, как именно заполучить своих клиентов:
"6 приемов для быстрого старта продаж в малом бизнесе"
"11 советов как привлечь и удержать клиентов в small-бизнесе"