Самый большой, самый благоустроенный жилой дом столицы до 1917 года. Дом, где жил Сергей Киров. Дом, где рождалась Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича. Дом, где сдается самая дорогая квартира в Петербурге.
Это все о нем, шедевре архитекторов Бенуа на Каменноостровском проспекте, Кронверкской и Большой Пушкарской улице. Да, здесь несколько корпусов, соединенных в одну систему. 11 дворов, при постройке тут были даже свои гаражи.
Вид со стороны Каменноостровского проспекта:
Вид со стороны Кронверкской улицы:
Посмотрите на карте, какую территорию занимает комплекс.
По сути это первый ЖК в Петербурге. Элитный, с автономной котельной (водопровод и отопление), лифтами, механизированной прачечной, мусоросжигательной печью, снеготаялкой, собственной телефонной и электростанцией. В каждой из 250 квартир — камин.
При этом проблему дворов-колодцев здесь не решили. Парадные лестницы выходят в курдонеры, а черные — во внутренние, ничем не отличающиеся от других дворов Петербурга.
Но самое интересное, что дом трех Бенуа мог выглядеть по-другому. Фамилии знаменитого семейства там вообще могло не быть, поскольку в конкурсе победил иной проект.
История рождения дома
В 1910 году участок выкупило Первое Российское страховое общество (ПРСО). До этого он сменил кучу владельцев, а его постройки следа в памяти города не оставили.
Каменноостровский проспект в ту пору превращается в фешенебельный район, лучшие архитекторы столицы считают за честь проектировать здешние дома. Вот и в конкурсе ПРСО приняли участие признанные мастера.
Первое место занял проект Николая Васильева и Александра Дмитриева:
Васильев — автор Нового пассажа на Литейном, ЖК Бассейного товарищества на углу Греческого и Некрасова, еще множества доходных домов в разных районах города, а также Соборной мечети. Мэтр северного модерна, и, как видите, на фото выше, проект он разработал именно в этом стиле.
Еще был проект Красковского и Белогруда (соавтора дома Розенштейна на площади Льва Толстого):
Но в итоге за дело взялись братья Альберт и Леонтий Бенуа, их кузен Юлий, а также Александр Гунст. Строительство закончили в 1914 году.
По слухам, имела место недобросовестная конкуренция. Все-таки, Леонтий Николаевич на тот момент — величина, председатель Общества архитекторов-художников, скорее всего, своим авторитетом «умастил» заказчиков.
Вместо модерна получилась неоклассика.
История не знает сослагательных наклонений. Имеем то, что имеем.
Архитектурные особенности
На въезде во двор со стороны Каменноостровского — колоннада из красного гангутского мрамора.
Вид изнутри:
На вершине — шестигранный купол.
А со стороны Кронверкской улицы — башня:
Отделка с обеих сторон отличается. При этом есть и общие детали. Первый и второй этажи — с дорийскими колоннами, маскаронами и фестонами (барельефы в виде венков), облицованы горшечным камнем.
Двор на Каменноостровском:
Двор на Кронверкской:
В арках фонари:
Остатки фонтана во дворе на Каменноостровском:
Назначение этой конструкции мне неизвестно, возможно тоже был небольшой фонтан (во дворе на Кронверкской):
Известные жители
Квартиры в доме трех Бенуа стоили дорого, поэтому их снимали состоятельные люди. Коммерсанты, крупные чиновники, успешные художники, литераторы, музыканты.
Михаил Чехов — родной брат Антона Павловича, издатель журнала «Золотое детство». Художник Константин Маковский — в квартире №100 была его мастерская.
После революции одна элита сменилась на другую.
Дом облюбовали партийные бонзы. Григорий Евдокимов, Григорий Зиновьев, Эйно Рахья. А с 1926 и до гибели в 1934 здесь жил глава Ленинградского обкома Сергей Киров (о нем далее).
Перед войной — актеры Борис Бабочкин («Чапаев») и Николай Черкасов («Александр Невский», «Иван Грозный»).
До и после войны — множество ученых, актеров, певцов, режиссеров, писателей.
Наконец, Дмитрий Дмитриевич Шостакович — в квартире №5 корпуса по Большой Пушкарской. Здесь он написал до эвакуации первые три части Седьмой (Ленинградской симфонии).
Музей-квартира Кирова
После убийства в 1934 году главу Ленинградского обкома увековечили в тысячах улиц, районов, дворцов культуры, стадионов, заводов по всей стране. В самом Ленинграде — Кировский завод, ДК имени Кирова. Каменноостровский проспект переименовали в Кировский.
С 1957 года на 5 этаже второй парадной находится музей-квартира Сергея Мироновича. Достоинство его в первую очередь как в памятнике быта той эпохи. Пять комнат, где сохранили и поддерживают в идеальном состоянии всю обстановку.
Рабочий кабинет:
Фото Elmira_ku_
Библиотека:
Источник
Столовая:
Фото Elmira_ku_
Ванная комната:
Источник
Время работы и стоимость посещения можно посмотреть на сайте музея.
Что сейчас
Большинство коммуналок расселили, жители в основном с доходами выше среднего, впрочем, без понтов. Какой-то режимности в доме я не заметил. Множество кафешек, магазинчиков, отель побогаче, отель попроще, даже отдел Управления ФСБ.
Одна из парадных:
До встречи и хороших вам прогулок!
P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — публикую то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсирую экскурсии.