Величайший советский актер Евгений Леонов был уникальной, многогранной личностью. И очень разноплановым актером - настоящим гроссмейстером перевоплощений. Он мог сыграть любую роль... И авантюриста Шулейкина в "Полосатом рейсе" (1061). И воспитателя детского сада Трошкина с уголовником-рецидивистом Доцентом в "Джентльменах удачи" (1971). И короля-самодура в "Обыкновенном чуде" (1978). И выпивоху Васю Харитонова в "Осеннем марафоне" Г. Данелия (1979). И, наверно, любого человека на земле.
Однако, думается, фильмографический паззл Евгения Леонова никогда бы не сложился без роли коварного, вредного и жадного до чатлов, но крайне харизматичного инопланетянина Уэфа из культового фильма "Кин-дза-дза" (1987). В этой необычной роли - жителя планеты Плюк, чатланина Уэфа - Е. Леонов сыграл настолько эффектно, что стал (вместе с режиссером Г. Данелией и коллегами по творческому цеху) творцом новой культурной вселенной под названием "Галактика "Кин-дза-дза". В этой вселенной существовала цветовая дифференциация штанов, вместо денег использовали чатлы, а вместо слов употребляли одно междометие "Ку", которое заменяло почти весь лексикон.
Кто не помнит ставшие афоризмами фразы героя Евгения Леонова!? Например: "У тебя в голове мозги или кю?!". Или: "Ты пацак, ты пацак и он пацак. А я - чатланин, и они чатлане!". Или: "Так что цак надень и в пепелаце сиди, ясно?!"
Между тем, следует заметить, что экранный Уэф и Уэф сценарный (из сценария фильма "Кин-дза-дза" под авторством Р. Габриадзе и Г. Данелия) - не одно и то же (при почти стопроцентном попадании в образ). Между героями существуют определенные отличия. О них и пойдет речь в нашей статье. Итак, поехали...
1. Внешность. В фильме Г. Данелия Уэф выглядит невысоким пожилым шестидесятилетним (на момент съемок фильма Е. Леонову было пятьдесят девять лет) мужчиной плотного телосложения с большими залысинами, но совсем не без волос. В сценарии Г. Данелия и Р. Габриадзе Уэф - "толстый, лысый мужчина" с "толстым животом". Уэф из сценария абсолютно лысый. Почему и именуется "Лысым" в тексте (в то время как его друг-ханудеянин Би - "Бородатым"). "Лысый" голосит в клетке. "Лысый" забирает у землян различные вещи. То же самое происходит с "толстым животом" сценарного Уэфа. Авторы сценария постоянно акцентируют внимание на телесной округлости чатланина.
2. Одежда. Одет экранный Уэф в песчаного цвета майку и в брезентовые матросские штаны со странной, непонятной круглой наклейкой на пятой точке. На голове у героя нечто, похожее на шлем пилота. На ногах - полусапоги. Г. Данелия в книге "Тостуемый пьет до дна" так говорит об одежде Уэфа:
"На Уэфе оказались надеты - брезентовые матросские штаны, байковая майка фирмы “Заря”, полусапожки из фильма “Тиль Уленшпигель”. А перед самой съемкой я нашел на помойке блямбу непонятного назначения, я ее вымыл и приклеил клеем “Момент” к заду матросских штанов чатланина" (Г. Данелия. "Тостуемый пьет до дна". 2005 год).
В сценарии Г. Данелия и Р. Габриадзе Уэф появляется в одежде не серо-песчаного, а сиреневого цвета. Материалом одежды является не брезент с байкой, а резина. А на ногах чатланин имеет не полусапоги, а желтые тапочки.
Отсутствует в сценарии и шлем Уэфа. Шлем был придуман Г. Данелией по ходу съемок. Режиссер сделал этот шлем из гульфика старого летного костюма.
Штаны Уэфа - белого цвета - свидетельствует о достаточно высоком положении героя в плюканском обществе. Белые штаны на Плюке носит эцилопп-судья, приговоривший артистов к эциху, личный пацак господина ПЖ и даже сам ПЖ (понятно, не потому что ПЖ имеет право только на эти штаны, а "для народа").
3. Характер. Уэф в сценарии Р. Габриадзе и Г. Данелия начисто лишен каких-либо моральных принципов... Во время первой встречи он бесцеремонно забирает у дяди Вовы ушанку, шарф и пальто; по-хамски толкает прораба в грудь, дабы тот не мешал взлету пепелаца. Затем беспардонно обманывает землян по факту стоимости воды, каши и гравицаппы. Трясется над каждым чатлом, кичится своим чатланским происхождением, обидно обзывает Гедевана и катапультирует его в пустыню, как вещь ненужную. Ближе к финалу Уэф бессовестно крадет спичку и выпивает тормозную жидкость, рискуя остаться на Альфе. Иначе говоря, в сценарии Уэф - вместилище всевозможных пороков.
Вообще, в фильме мы видим все то же самое. Но! Экранный Уэф благодаря позитивной энергетике и яркой харизме Евгения Леонова вызывает не столько отторжение и брезгливость, сколько острое чувство жалости, сострадания и даже симпатии... Экранный Уэф не столько алчен и жесток, сколько жалок и несчастен. Ну как не пожалеть чатланина, который, несмотря на белые штаны, так и не получил престижную должность ицелопа? Который так и летает на пепелаце без гравицаппы? Которого ругает и бьет презренный пацак Би?
Больше того, экранный Уэф подается актером с максимальной долей человечности. Эта человечность слышится в песне "Марусенька" ("на речке, на речке, на том бережочке"), которую поет герой Е. Леонова, уже будучи в эцихе (в сценарии песни нет). Эта человечность слышится в сцене разговора Уэфа с Гедеваном об игре в плюку. Уэфу так хочется сыграть с молодым человеком, что он называет Гедевана "сынок" (а не "Гедеван Александрович", как обычно). И в этом обращении явно звучат нотки нерастраченной отцовской нежности.
4. Отличительные черты. В фильме Г. Данелия герой ходит запоминающейся походкой криминального авторитета (Доцента, не иначе), хотя таковым не является. Он имеет больное сердце (?), из-за чего Би часто отпаивает его какой-то микстурой при стрессах (например, когда дядя Вова сжигает последнюю спичку или когда в планетарии становится известно, что Земля находится в антитентуре и долететь до нее нельзя). Уэф всегда ходит грязным и неопрятным.
А вот в сценарии Уэф предстает человеком чистоплотным (несмотря на отсутствие воды). Он следит за собой: бреется "медной пластинкой", смотрится в зеркало, протирает свои шары - "основу жизни"... Уэф хочет вернуться на Хануд и отомстить зеттянам за то, что они транклюкировали его родную планету.
5. Судьба. В фильме Г. Данелия история жизни экранного Уэфа завершается традиционным хэппи-эндом. После вторичного освобождения из эциха без гвоздей герой трогательно прощается с землянами, получает драгоценную гравицаппу и улетает на свободу, на всю жизнь запомнив доброту землян.
Дальнейшие планы Уэфа, судя по его страстным монологам на Хануде, вполне прозрачны. Герой пропоет "Маму" по всей галактике "Кин-дза-дза", накопит чатлов и терраформирует Хануд, чтобы стать хозяином планеты. Его ожидает райская жизнь... Уэф станет новым ПэЖе на новом Плюке. Герой будет с любовью созерцать ползающих на коленях пацаков и плевать им на затылки...
В сценарии фильма очевидный хэппи-энд, к сожалению, отсутствует. Да, плюкане, покидают эцих, Да, с помощью машинки перемещений они мигом попадают в кресла летящего по небу пепелаца и тихо напевают: "Ы-ы-ы"... Однако их счастье - временно. До первой встречи с эцилоппом. Ибо пепелац плюкан лишен гравицаппы (гравицаппу дядя Вова выронил через большую прожженную дыру в кармане). На Хануд по сценарию артисты попасть не могут.
Таким образом, Евгений Леонов совершает удивительное кинематографическое чудо: толстого, лысого, ограниченного и злого чатланина он превращает в трогательного взрослого мальчика-землянина, замученного вечной неустроенностью и достойного в финале жалости и даже любви.
Читайте также другие статьи:
5 отличий экранного Володи Шарапова от литературного прототипа в книге Вайнеров "Эра милосердия".
Как сложилась судьба Степлтона - самого опасного злодея Англии?
Как Шерлок Холмс "на глаз" датировал манускрипт с легендой о Собаке
Расследование тайны гибели сэра Хьюго на болотах: А что, если демонической собаки не было?
Кто они пиратские бароны? "Шри Сумбаджи голосует за Шри Сумбаджи" Часть 1.
Кто лучший фехтовальщик в романе А. Дюма "Три мушкетера"? Часть 1.