Найти тему
Павел Купоров

Из любви к искусству... (о самореализации)

В детстве я мечтал стать художником, очень много рисовал лет до 12, что изображал, в том и жил. Потом встретил двух одногодок, одного в паралельном классе, другого в летнем лагере, посмотрел как рисуют они, сравнил, понял, что художником не буду, к сожалению, мало способностей. Мечта умерла... Ещё немного порисовал для души, лет до 17, потом перестал. Во взрослой жизни иногда рисовал, для племянницы Кати, когда она в садик ходила, им что-то задавали на дом рисовать.

В подростковом возрасте я поверил в науку и технический прогресс, любовь к искусству и творчествк отошли на второй план. Но мой внутренний художник продолжал жить. Лет до сорока я был киноманом, что смотрел, в том и жил. В общении часто сыпал киноцитатами (а помнишь как в том фильме...?), меня не всегда понимали, люди лучше знали саму жизнь, чем кино, искусство в целом. Мне же всегда чётко виделись места пересечения этих двух сторон бытия. Иногда я мечтал стать кинорежиссёром или кинокритиком, скорее второе (это с моим то зрением, совсем не понимал себя). Одно время всерьёз думал поступать в институт кино и телевидения. Не довелось, к счастью... хватило ума отличить грёзы от реальности.

Ещё одна моя базовая любовь в искусстве - художественная литература. Взрослую жизнь я сначала узнавал по книгам (золотой век русской литературы - Толстой, Достоевский, Гончаров...; позже - Хемингуэй, Стейнбек, и др.), особенно любил толстенные романы, чтоб хватило на подольше. Снова, что читал, в том и жил, снова сыпал цитатами, снова не часто встречал понимание. На свои культурные пароли не слышал верного отзыва. Людей чаще интересовала не теория, а практика жизни. Снова иногда мечтал стать писателем, написать роман... увы, не сложилось, правда, однажды написал рассказ, но на этом всё, не чувствовал в себе потенциал.

Многое изменилось после сорока, когда я начал профессионально заниматься психологическим консультированием людей. Первые пять лет в моей работе преобладал научный подход - опора на тестирование, на справочники и техники, на методики, алгоритмы, протоколы и т.д. Потом появился опыт, интуиция и более высокая степень свободы творчества. Среди моих учителей психологов-практиков, среди части моих коллег, есть точка зрения, позиция, согласно которой психологическое консультирование считается на 70% искусством, а на 30% - наукой. И это понятно, издревле считалось, что общение - это искусство, и беседа - это искусство. Ряд авторов и психотерапию, так же считают, прежде всего искусством, а потом уже областью знаний, наукой.

И своё основное обучение ремеслу консультанта я получил в мастерской психологического консультирования Александра Палея и Ирины Алексеевой. Мастерская - как в творческих профессиях. Три года учился у мастеров, сидел в кругу, наблюдал и погружался в их работу, некоторые их кейсы помню до сих пор. В лице Александра я встретил Своего учителя - большого художника и Мастера.

Искусство в консультировании - это про что? Думаю, что наиболее удачные консультации, или их отдельные части (диалоги), можно назвать произведениями искусства. В них сочетается глубина контакта (открытость, доверие), важность темы (разговор о главном, о человеческом) и красота построения диалога, или красота инсайта (озарения). Схватывается гармония содержания и формы, они резонируют, танцуют. Этим достигается глубокий эмоциональный отклик на проживание этого разговора у обоих - клиента и консультанта. В эти мгновения я испытываю глубочайшее удовлетворение, тихую радость, дзен, счастье. Возможно, это пиковые переживания (А.Маслоу), изменённые состояния сознания. Это счастье быть творцом, создавать небольшие шедевры в масштабе своей Вселенной. Когда держишь пусть небольшую, но тобой построенную гармонию в руках, то веришь в возможность всеобщей гармонии.

Обычно я чувствкю, что нечто подобное переживает и мой клиент. Здесь наконец-то происходит моя встреча с людьми, в совместном проживании искусства, в разделённости глубокого эмоционального отклика на него.

Для меня, данное интегративное переживание личностью себя, контакта с другим человеком и с миром - является наивысшим, ему нет равных по качеству среди любых наслаждений плоти и духа.

Вот так и вышло, что моя мечта сбылась - я стал художником, в широком смысле этого слова. Нашёл там, где и не ожидал.

Благодарю мой внутренний компас, мой автопилот, которые вели меня через тернии по жизни к этой цели, к самореализации с учётом моих способностей и наклонностей.

В этом году потянуло попробовать писать стихи, ничего не могу с этим поделать, свербит, хочется самовыразиться, сказать что-нибудь важное, о главном, в красивой форме. Уловить гармонию содержания и формы. Кое-что получается, иногда бываю очень доволен. Для хобби этого достаточно...

Тяга к искусству у меня, вероятно, - родовое. Моя бабушка Аня по материнской линии прекрасно пела в церковном хоре (посёлок Путилово, Лен.обл.), мой двоюродный дядя - Владимир Оленев был профессиональным скульптором, в Лениграде у него была своя мастерская.

Зачем мне искусство и творчество?

Для меня это и смысл жизни, и предназначение, и муки поиска себя, и глубочайшее удовлетворение собой и миром. Ради этого стоит жить, и всё, что было и будет со мной в жизни - всё это не напрасно!

Вероятно, способность почувствовать гармонию мира и воссоздать её в масштабе своих возможностей - это моя главная опора в жизни. 

Фото: Моне. Впечатление. Восход солнца. Фрагмент. Импрессионизм.