Предыдущая часть:
Таким образом, "дорожка" из веточек и иголочек, которая вела к месту "настила", очевидно, не имела никакого отношения к верхушкам елочек и пихт, из которых состоял "настил". И появилась эта "дорожка" незадолго до того, как в нее "ткнули мордочками" студентов-поисковиков и приступили к откопке "настила" и четверки в ручье.
Ошибочная гипотеза
Я, конечно, далеко не первый, кто это понял, и в свое время появилась даже гипотеза, что и "настил" (по команде Ортюкова и Неволина) соорудили незадолго до того, как его "нашли". В самом деле, ведь если, как мы установили, фальшивый "лабаз" в верховьях Ауспии соорудили по указанию товарища Масленникова 1 марта (а "нашли" на следующий день), то, может быть, и "настил" появился уже во время "поисковых работ", незадолго до того, как его "нашли" и откопали? И Майя Пискарева неслучайно в одном из своих интервью задала Владимиру Аскинадзи вопрос (я приводил его в предыдущей статье) о том, в каком состоянии были верхушки в "настиле" (свежими или уже слежалыми) - она пыталась проверить эту гипотезу.
Так, в качестве варианта, можно предположить, что студентов-поисковиков и солдат сначала заставили выкопать яму глубиной более 2,5 метров, потом их отправили обедать, а пока они обедали, кто-то (те же мансюки) положили на дно этой ямы "настил" и слегка присыпали его снегом. А когда студенты и солдаты продолжили копать после обеда - опа! тут-то они и наткнулись на "настил"! Мне встречалась и такая версия появления этого "настила".
Но нет. Во-первых, даже по фото видно, что верхушки в "настиле" были все-таки уже довольно слежалыми и осыпавшимися, и что пролежали они в этом сугробе довольно долго. Во-вторых, известно (от того же Аскинадзи и Мохова), что откапывать "настил" они начали уже после обеда: сначала они пообедали, а уже затем, непрерывно и никуда не отлучаясь, попеременно, в 3-4 лопаты, откапывали этот "настил". А в-третьих, солдатская обмотка. Да, та самая, найденная на "настиле" (см. ссылку ниже). Ее обнаружение на "настиле" явно повергло полковника Ортюкова в изумление, и если бы "настил" закопали по указанию Ортюкова, никакая солдатская обмотка на "настиле", конечно, оказаться не могла бы (как она там появилась - я расскажу чуть далее).
А незаметно от поисковиков выкопать такую яму, без привлечения студентов и солдат, силами только мансюков, полковника Ортюкова и Неволина, было невозможно (это не фальшивый "лабаз" в верховьях Ауспии, где яма был совсем неглубокая, так что ее запросто могли сделать Степан Куриков с Алексеем Анямовым).
Нет, этот "настил" чекисты с группой солдат закопали 13 февраля. В тот же день, когда они закопали четверку в ручье. И в тот же день, когда они устроили всю эту инсценировку "картины трагедии" у горы Холатчахль. А вот "дорожку" к "настилу" братья Куриковы действительно сделали незадолго до того, как начали откапывать "настил". Поэтому "дорожка" эта была совсем свежая, а верхушки елочек в "настиле" - уже слежалыми.
Зачем мансюки сделали "дорожку" к "настилу"?
Это, я думаю, читатели и без меня понимают. В самом деле, а как еще можно было "обнаружить" этот "настил"? Степан Куриков, конечно, и без всяких "дорожек" прекрасно знал, где был закопан "настил" - ведь он, как мы выяснили, присутствовал на перевале 13 февраля, когда чекисты там занимались всей этой инсценировкой. И где они закопали "настил" - это он тоже видел и прекрасно это помнил.
Но не мог же Степан Куриков 5 мая - когда из "штаба поисковых работ" поступила команда приступить к откопке "настила" и четверки в ручье - просто встать на место "настила", а затем с загадочной физиономией произнести: "Сегодня ночью мне явились наши мансийские духи! И они мне сообщили, что здесь закопан "настил"!" Конечно, в этой истории "и не такое бывало" - вспомним хотя бы, как следователь Иванов в 1990-м году беззастенчиво "вешал людям лапшу на уши", рассказывая про "летающие тарелки" на перевале. Но все же такой способ обнаружения "настила" выглядел бы не слишком убедительно, и смотрелся бы не слишком солидно в рамках "уголовного дела" (даже такого, какое изготовил товарищ Иванов).
"Найти" "настил" с помощью щупов? А как? Щупы ведь просто выхватывали "материал" с поверхности земли. Вот Люду Дубинину так нашли: Аскинадзи (он уверяет, что это был он) воткнул щуп в снег, захватил с его помощью "материал", вытащил щуп - и увидел, что захватил кусочек какой-то органической ткани. И понял, что он наткнулся на какое-то тело. А "настил" как можно было обнаружить таким способом? Веточки и иголочки в "настиле" ничем не отличались от таких же веточек и иголочек повсюду вокруг. Да и глубина сугроба там была слишком большой для щупов.
Вот поэтому "штабу" и пришлось дать команду Ортюкову и Неволину организовать этот еще один небольшой спектакль с "дорожкой" к "настилу". А чтобы ни у кого не осталось последних сомнений в выдающихся способностях Степана Курикова как "следопыта" - еще и штанину со свитером подкинули у рубленого ельника. "И с этого начались наши успехи!" - как потом рассказывал Аскинадзи. Нет, даже не с "дорожки" начались у них "успехи", а со штанины и свитера, по которым Куриков якобы "обнаружил" эту "дорожку".
И вот уже полковник Ортюков шлет свои радиограммы об этой найденной штанине. И вот уже прокурор Темпалов, прибывший на перевал 6 мая, аккуратно записывает в свой протокол, что "настил" был найден "по следам лапника": "Вверх по ручью в шести метрах (от места обнаружения трупов - примечание мое) по следам лапника обнаружен настил на глубине от 3-х до 2,5 метров". Темпалов был человеком довольно безграмотным (как и все советское начальство того времени), но исполнительным. Он и про "след мочи" у палатки (который там оставил чекист 13 февраля) упомянуть в своем протоколе не забыл. И про "следы лапника", которые вели к "настилу", он тоже аккуратно записал в свой протокол.
И все "чики-поки". И теперь все знают и понимают, как был найден "настил" и тела четверки. А студенты-поисковики во главе с Аскинадзи, вернувшись в Свердловск, все это полностью подтверждают (собственно, как я уже отмечал ранее, студентов и привлекли к этим "поисковым работам", главным образом, для того, чтобы через них "легализовать" "официальную версию" - среди родственников и друзей дятловцев, среди студентов УПИ и в целом "в обществе"). И даже спустя много лет все это подробно рассказывали.
Как мансюки сделали "дорожку"?
Элементарно. Набрали немного лапника. Скорее всего, прямо в лагере поисковиков. Там ведь дрова постоянно заготавливались, а при заготовке дров сначала со ствола дерева срубаются ветки. Так что лапника и свежих хвойных веток в лагере поисковиков было полно.
Потом покидали кусочки этого лапника от рубленого ельника к месту "настила". Поэтому "дорожка" получилась свежей, но кое-где иголки уже осыпались. А у места "настила" сделали небольшую канавку, уходящую в сугроб, кинули немного веточек и туда, а потом присыпали сверху снегом. И получилась, так сказать, своеобразная "стрелочка-указатель" на точное место, "где нужно копать". Вот и все. "Работы" на 15-20 минут. А потом подкинули у рубленого ельника штанину и свитер и позвали студентов - посмотреть на все это.
Следы? Следов там и до этого было полно - там же поисковики еще в начале марта постоянно топтались. А утром 5 мая там уже побывали Неволин, Ортюков и мансюки. Так что наличие следов около этой штанины и около "дорожки" студентов нисколько не удивило.
Продолжение: