Предыдущая часть:
Рассмотрим теперь обстоятельства и детали этих событий более подробно. И начнем мы, пожалуй, с той "дорожки" из хвойных веточек, которая вела к месту "настила".
Вот что вспоминал об этих событиях Анатолий Мохов в своем интервью "Комсомольской правде" от 12 мая 2013 года:
"Это было 5 мая. В этот день мы должны были улететь домой. Ждали вертолет. И решили последний раз пройтись по перевалу. Как бы попрощаться с группой Дятлова. Когда уже спустились в низину притока Лозьвы, нас подозвал радист Егор Неволин. Смотрите, говорит, иголки от елок вытаяли такой дорожкой. А они, действительно выглядели так, как будто кто-то тащил по этому месту еловый лапник. Тут подошел полковник Артюков и сказал: «Идите обедать, а после начнем копать».
Надо заметить, что еще в конце апреля лагерь поисковиков был перенесен с верховьев Ауспии за перевал, в верховья Лозьвы - он находился у притока Лозьвы чуть ниже того места, где в приток Лозьвы впадал 1-й ручей. Из сказанного Моховым понятно, что утром 5 мая он спускался по притоку Лозьвы от места палатки к лагерю поисковиков, и там, где в приток Лозьвы впадал 1-й ручей, его "перехватил" радист Неволин: подозвал его к себе и показал ему эту "дорожку" из веточек (см. схему событий на Фото 1 ниже):
- Видишь дорожку из веточек и иголочек? - строго спросил Неволин.
- Вижу, - ответил Мохов.
- Иди пообедай, а после обеда начнем копать.
Был ли в этот момент с Моховым Аскинадзи (или с ним был кто-то другой из студентов-поисковиков) - не совсем понятно, но из некоторых сообщений Аскинадзи можно понять, что Аскинадзи с Моховым в этот день к месту палатки не поднимался, а находился в лагере. Об этом же говорит и тот факт, что Мохов в этот день нашел у места палатки ножны от ножа (о них я скажу чуть позже), а Аскинадзи об этих найденных ножнах ничего не помнит. Вот что сообщил об этих событиях Аскинадзи в своем интервью Майе Пискаревой в 2012 году:
"Когда таскали эти верхушки (Аскинадзи имеет в виду дятловцев, которые, по его мнению, таскали верхушки елочек, из которых состоял "настил", от "рубленого ельника" к месту, где был закопан "настил", это около 10-15 метров - примечание мое), маленькие веточки отламывались, и была чуть заметная дорожка из этих кончиков веток. По НИМ мы нашли настил. Утром 4 мая (1 и 2 мая Ортюков дал нам отдых, поскольку мы за последние дни очень устали, работая зондами), итак, утром 4 мая братья Куриковы при мне что-то обсуждали на своём языке, но по жестам можно было догадаться, что речь идёт об этих веточках. Пошли в палатку к Ортюкову. Степан Куриков (он был за старшего) объяснил Ортюкову, что надо копнуть в районе веточек, хотя накануне было принято, что копать будем ручей, но значительно выше обезглавленых ёлочек. С этого начались наши успехи!!!"
Аскинадзи кое-где в своих интервью и воспоминаниях путает дату: совершенно точно установлено, что все это произошло 5 мая (как об этом правильно говорит Мохов). Но я бы сейчас хотел обратить внимание читателей на то, что ни штанину со свитером, ни эту "дорожку" никто из студентов-поисковиков не находил. Все это "нашли" до них и без них - и нашли все это, как им дали понять, мансюки Степан и Григорий Куриковы. А студентов просто, "как слепых котят", ткнули в эту штанину и "дорожку", и сказали, где им нужно копать.
"Дорожка" из веточек и иголочек
Что же представляла из себя эта "дорожка"? Мохов говорит об "иголках", Аскинадзи - о небольших "веточках", из чего можно сделать вывод, что эта "дорожка" представляла из себя небольшие веточки с иголками (похожие на ветки лапника), которые кое-где осыпались иголками.
И вот это первая "странность" в этой "дорожке". В самом деле, все мы, наверное, покупали и ставили на Новый год елку. Когда елки привозят на продажу, проходит два-три дня, они еще совсем свежие, и только спустя 5-7 дней с момента, когда они были срублены, они начинают "осыпаться" (см. Фото 2). Срубленное дерево (или даже ветка) не погибает мгновенно - оно еще некоторое время остается живым.
Каким же образом верхушки елочек и пихт, из которых состоял "настил", могли оставить за собой такую "дорожку" сразу после того, как они были срублены? Очевидно, такую "дорожку" эти верхушки за собой оставить никак не могли (если предположить, что их волочили от рубленого ельника к месту "настила") - они были совсем свежие, когда их срубили. Кроме того, на этих верхушках и большой хвои быть не могло, чтобы оставить за собой такой след.
Но при этом Аскинадзи утверждал, что эти веточки и иголки на "дорожке" были свежими:
"А в наше время никакого оврага не было, всё было ровно засыпано снегом. Уже в их время овраг был засыпан достаточно толстым слоем снега. А при раскопе, видимо, можно было при желании рассмотреть какую-то неоднородность в стенках раскопов, но нам было не до этого. Каких-либо очевидных, бросающихся в глаза признаков неоднородностей на стенках раскопов, не было. Веточки доходили до самого настила, лежали на поверхности и были зелёными".
Правда, Аскинадзи уверял, что и верхушки елочек и пихт, найденные в "настиле", также были "свежими" и "зелеными":
"Майя Пискарева: - Спасибо за замечание о настиле. Михаил Шаравин кстати, сказал, что хвоя на настиле была порыжелой, по словам Иванова. Вот что интересно. А Вы помните настил зеленым и свежим?
Владимир Аскинадзи: - По-моему, Иванов к настилу и не подходил. Издалека посмотрел на ёлочки без верхушек и пошел к трупам...Ну и ответственно заявляю, что настил был из живых верхушек ёлок!!"
Но даже по фотографиям "настила" хорошо видно, что эти ветки в "настиле" были далеко не свежими (см. Фото 3 ниже). Да и как они могли быть "свежими"? Кто бы ни сделал этот "настил" - дятловцы 1 февраля или солдаты-саперы 13 февраля - к началу мая прошло уже более двух месяцев, и "свежими" и "зелеными" эти верхушки елочек и пихт, конечно, уже никак быть не могли. А "дорожка" к "настилу" была свежая. И, видимо, это обстоятельство с самого начала поставило Аскинадзи в тупик (на подсознательном уровне), так что позднее он заявлял, что и верхушки елок в "настиле" были "свежие".
Веточки уходили вниз
И еще одно очень "странное" обстоятельство в этой "дорожке". Из воспоминаний Мохова и Аскиндзи известно, что эта "дорожка" из веточек не просто обрывалась на том месте, где был откопан "настил", а как бы уходила в глубь, под снег.
Из интервью Аскинадзи "Комсомольской правде" от 28 января 2014:
"Как мы сначала настил нашли, а уж после трупы. Кстати сказать, на настил нас навели манси Курниковы. Я смотрю, они переговариваются на своем языке и указывают на маленькие поломанные еловые веточки, величиной не больше мизинца, которые вытаяли из-под снега. Эти ветки как бы указывали дорожку от порезанных елочек к оврагу. Получалось, что туристы срезали ветки и тащили их в овраг, теряя по дороге часть веток. Где дорожка оборвалась, там и начали мы копать".
Из интервью Майе Пискаревой (см. ссылку ниже):
"Я не знаю, какой профиль берегов этого ручья, но не думаю, чтобы он тёк в скальном каньоне. Судя по тому, как разложились веточки ёлочек, крутого склона не было. Ёлочки плавно уходили всё глубже и глубже".
И из того же интревью:
"Веточки повели нас вглубь сугроба, почти вертикально".
И примерно то же рассказывал в своих интервью Мохов (МАГ) в интервью НАВИГ:
"МАГ: Значит, пятое мая, день печати. У нас был последний день пребывания на поисках, потому что с 25-го апреля мы здесь были и 5 мая должны были нас забрать. И по следу места палатки…Прощались с ней. Значит, как-то еще она была обозначена. Место палатки было выторено тем, что значит, все эти участники…Наверху снег, а место палатки выторено. Значит, мы попрощались, и поехали в лагерь. При спуске в лагерь…Ну, одели лыжи. И нас подозвал к себе повар, он же выполнял обязанности радиста.
НАВИГ: Неволин ? Радист был Неволин.
МАГ: Ну, не знаю. "Идите сюда". Мы подъехали. Смотрим. "Вот, смотрите, вот такие вот штычки вытаяли от елочек. И срезанные. И от них тянутся ворсинки. Ворсинки тянутся метра там на три примерно так и уходят под снег. Видите? Обедать идите. В этом месте будем сейчас копать." (прим. ред: слова повара-радиста)
НАВИГ: Он имел право распоряжаться?
МАГ: Ну, уже было решено. Ортюков там был. Они уже наметили план работ видимо.
НАВИГ: То есть, не он первый обнаружил?
МАГ: Нет."
А теперь давайте рассмотрим, как там могла появиться такая "дорожка", которая в месте, где был закопан "настил", начинала уходить в глубь сугроба ("почти вертикально", по словам Аскинадзи). Если бы эта "дорожка" появилась, когда там "настил" закапывали саперы, то постепенно "уходить в глубь" сугроба она никак не могла: она бы просто резко обрывалась на том месте, где начиналась яма с "настилом". В самом деле, ведь очевидно, что эту яму солдаты 13 февраля откопали примерно так же, как ее сделали поисковики 5 мая, а потом они просто положили "настил" на дно этой ямы и засыпали ее снегом. Все это я схематично показал на Фото 4 ниже.
Как появилась "дорожка"?
И из сказанного выше совершенно ясно, что эта "дорожка" из веточек и иголочек вообще не имела никакого отношения к верхушкам елочек и пихт, из которых состоял "настил". Дятловцы эту "дорожку" оставить не могли. Но и солдаты-саперы, которые 13 февраля закопали "настил", тоже ее оставить не могли.
Поэтому очевидно, что эта "дорожка" появилась незадолго до того, как Неволин и мансюки "ткнули мордочками" в нее студентов-поисковиков. И, естественно, они же, мансюки (Степан и Григорий Куриков), и сделали эту "дорожку" от рубленого ельника к месту "настила" - по команде от Ортюкова и Неволина, когда те получили от "штаба" команду приступить к "обнаружению" тел "четверки" в ручье.
Продолжение: