78,3K подписчиков

"После того, как" или "синдром парных случаев"

После того, как больной был осмотрен и ему было назначено лечение, поступил новый вызов: "без сознания, судороги".

На месте. Алкоголики в алкогольной хате. Двое вызвали третьему.

Третий в сознании, дезориентирован. Сидит на краю кровати и усердно поправляет носки.

- Он, короче, уже третий день какой-то мутный, - стал рассказывать один. - Как раз три дня не пьёт? - предположил я.

- Ага! - удивился собутыльник такой примитивной проницательности. - Мы ему наливаем, он отказывается. А сегодня вот стебануло его.

- Судороги были?

- Да, не совсем судороги... Просто завис он как-то, а потом трухануло его малость...

- Ложку в рот совали?

- Не-е. А что, надо было?

- Нет. И не суйте никогда.

В этот раз обошлось без ложки (Видимо, мои причитания на прошлом вызове были учтены).

- Здравствуйте! - громко сказал я больному.

Больной, затуманенным взглядом, быстро глянул на меня и тут же вновь отвлекся на свои носки. Лицо его было покрыто профузным по́том, взгляд мутный. Скорее всего, когда я громко с ним поздоровался, он просто среагировал на громкий звук, но совершенно не осознал, что это было обращение к нему.

- Как вас зовут? - спросил я уже тише.

Больной, трясущимися руками, стянул носок, осмотрел его со всех сторон, полез в него рукой, как Дед Мороз в мешок за подарками.

- Серега его зовут, - ответил его собутыльник.

- Я тебя спрашиваю? - тут же вспылил я. - Не мешайся. Если что-то мне надо будет, я тебя спрошу. Ясно?

- Ясно...

- Вы меня слышите? - снова обратился я к больному.

В носке "что-то нашлось". Скорее всего, это было какое-то мелкое животное типа мыши или лягушки, потому что больной, еще больше покрывшись по́том и раскрасневшись, стал "ловить" это животное. Он ёрзал в носке рукой, потом затихал, внимательно приглядывался к носку, и снова резко пытался схватить невидимого кого-то.

- Белка к нему пришла, - сообщил я скорбную весть его дружкам. - Сколько он пил?

- Какая белка? - возмутился собутыльник. - Я же говорю, третий день не пьет!

- А до этих трех дней сколько пил? - спрашивал я, доставая тонометр и подходя к больному. - Неделю? Месяц? Год?

- Да нет, не год. Он всегда бухает. Когда-то больше, когда-то меньше, но без перерывов.

Вся беда белой горячки как раз-таки и кроется в том, что наступает она на фоне отказа от алкоголя на третий-седьмой день.

Я подошел к больному и легонько похлопал его по плечу:

- Серёга!

- Ы-ы?

Он резко отозвался на прикосновение, повернувшись ко мне лицом. Взгляд бешенный, перепуганный.

- Серёга, надо давление измерить. Давай измерим? Сними вот этот рукав, пожалуйста.

Видимо, больной понял, что надо снять рукав, но когда он расстегнул свою куртку, то отвлёкся на замок-молнию. Он с каким-то интересом уставился на нее и стал доставать из внутренней подкладки нити, видимые только ему одному.

Надо было его отвлечь.

- Серёга! На, подержи нитку, пожалуйста? А я пока тебе давление измерю!

Я протянул ему воображаемую ниточку, которую я зажал между пальцами.

Видите нитку? Нет? Я тоже не вижу. А она есть!)))
Видите нитку? Нет? Я тоже не вижу. А она есть!)))

Серега схватил нитку, потянул и уставился на неё немигающим взглядом. За то время, что он держал нитку я успел измерить давление. 150/100, пульс частый, около 100-110 ударов в минуту. Это, в принципе, хорошо. Хорошо, что давление немного повышенное, значит, соответствующие препараты можно вводить внутривенно, не боясь, что давление упадёт ниже положенного.

- Серёга! - снова обратился я к нему, попутно осматривая его голову на наличие травм. - Ты сейчас где находишься?

- В магазине!

- А какое сегодня число?

Больной нахмурился, задумался ненадолго, но потом снова отвлекся на "лезущие отовсюду нити". При этом он как-то нетерпеливо кряхтел, трясся всем телом, бормотал.

Учитывая анамнез и клинику, вполне логично предположить, что у больного самый настоящий алкогольный делирий.

- Значит так, мужики! - обратился я к присутствующим. - Сейчас я его лечить буду, а вы мне поможете, пока к вам тоже бе́лки не поприходили! Как я скажу, надо будет держать его руку. Уколы будут в вену.

- Конечно! - радостно согласились собутыльники.

- Заодно и посмотрите, как вас в следующий раз лечить будут.

Я вызвал на себя психбригаду, а пока они едут, надо было собрать систему и подключиться к больному.

- Серёга! Давай укол сделаем?

Сначала больной согласился, но как только я уколол его кубитальным катетером, он дернулся.

- Держите!

Мужики что есть силы схватили несчастного Серёгу и прижали к кровати. Серега рычал, вырывался, крутил рукой и дергался всем телом, но мне все же удалось подключиться к его вене и ввел необходимые препараты. Больной немного затих, но попытки выдернуть катетер из вены он не прекращал. Вот так, удерживая руку больного, я и дождался психбригаду.

Диагноз подтвердился, больной госпитализирован в психиатрическую больницу.

- Док, а можно мне зеленкой помазать? - услышал я, выходя из комнаты.

- А что у тебя?

- Да, укусил он меня.

Оказалось, что Серёга укусил одного из дружков за плечо.

- Так ты же в кофте! - удивился я. - Как он тебя укусил?

- Вот так, через кофту...

На внутренней поверхности правого плеча красовалась довольно крупная подкожная гематома, но кожные покровы не были прокушены - рукав свитера предотвратил прокусывание.

- Ну всё! Он тебя укусил. Теперь и к тебе белка придёт! - пошутил я. - Мазать ничем не надо, холод приложить, само пройдет со временем. И прекращайте бухать уже. А то, вон как бывает, сами видели...

Еще про делирии:

Дневник фельдшера скорой помощи. Вызов на белую горячку к женщине.
Фельдшер19 мая 2021

А еще: как я из алкоголика превратился в доктора:

Уважаемые подписчики и читатели моих историй! Впереди еще будет много интересных рассказов из моей жизни и жизни людей, с которыми мне пришлось столкнуться, благодаря судьбе и выбранной мной профессии. Я вам это обещаю.