У издания "The Economist" в топе свежих публикаций статья под названием: "Только Америка может спасти Израиль и Газу от еще большей катастрофы"
Подзаголовок подсказывает читателю: "Иран, Россия и Китай извлекают выгоду из этого хаоса".
Only вы, подумала я. Ну-ну. И как вы оттянете их от края пропасти?
Авторы ошарашили меня с места в карьер первым же абзацем:
"Как быстро всё разваливается на части. В результате смертоносного взрыва в Газе в больнице Ахли Араб 17 октября погибло много палестинцев, которые нашли здесь убежище. Несмотря на убедительные доказательства (даже хайли лайкли не написали) того, что их гибель была вызвана разрывом палестинской ракеты, начиненной горючим, арабские страны поспешили осудить Израиль. "Хезболла", хорошо вооруженное ливанское ополчение, идет к прямой войне с Израилем. Мосты, с таким трудом построенные между Израилем и его арабскими соседями, лежат в руинах".
Второй абзац был не менее крут, и начинался столь же эмоциональным посылом.
"Как хрупки силы, пытающиеся удержать ситуацию. Через пятнадцать часов после взрыва в Израиле приземлился президент Джо Байден - пожилой человек, на плечах которого лежит вся тяжесть мира. Дипломатия г-на Байдена - это геополитический момент. Она не только свидетельствует о скорби и о поддержке Израиля, но и подчеркивает, насколько важен этот кризис для Ближнего Востока и для Америки".
Дальше - уже детальное описание, почему только они, исключительные, удержат этот хрупкий мир от падения в пропасть. На самом буквально краю...
Тут я почему-то вспомнила притчу о слепых Питера Брейгеля Старшего.
Но, читая статью, делала скрины с кадров американских телевизионных передач, иллюстрирующие главные посылы публикации читателю.
Готовы?
Проникаемся.
"В течение последних пятидесяти лет Соединенные Штаты были единственной страной, желающей и способной навести хоть какой-то порядок в регионе. Несмотря на многочисленные провалы американской политики, в том числе в Ираке и Сирии, мистер Байден и его госсекретарь Энтони Блинкен вновь взяли на себя это бремя. Смерть и болезни нависают над Газой. Яд распространяется по всему арабскому миру. Осталось недолго...
Непосредственная опасность исходит от второго фронта на севере Израиля. Число погибших в Ахли Араб означает, что "Хезболла" и ее иранские спонсоры рискуют потерять лицо, если им не удастся отомстить за жизни палестинцев. Теперь "Хезболла", если она нападет, будет иметь сильную поддержку в арабском мире. Если Израиль придет к выводу, что война неизбежна, он может нанести удар первым. Америка поставила перед двумя авианосцами задачу удержать "Хезболлу" и Иран от открытия второго фронта. Если они бросят ей вызов, она должна использовать их для демонстрации силы.
Вторая опасность заключается в том, что арабо-израильские отношения могут быть отброшены на десятилетия назад. На фоне беспрецедентных бомбардировок Израиля арабы вспоминают предыдущие войны, в ходе которых Израиль наносил удары по школам и больницам. Израиль ввел тотальную блокаду Газы; его президент заявил, что все жители Газы разделяют ответственность.
Несмотря на эксцессы Израиля, арабские лидеры могли бы призвать к спокойствию и независимому расследованию взрыва в больнице. То, что выглядит как массовое убийство палестинцев палестинцами, должно было удвоить их усилия по защите гражданского населения Газы и подтолкнуть их к созданию регионального плана для лучшего будущего палестинцев.
Вместо этого взрыв усилил ненависть и недовольство. В словах, которые нелегко взять назад, арабские партнеры Израиля возложили вину на еврейское государство. Иордания немедленно отменила встречу на высшем уровне между г-ном Байденом и арабскими лидерами, которая была лучшей надеждой на региональную дипломатию. Египет как никогда решительно настроен не пускать временных беженцев на Синайский полуостров, отчасти опасаясь, что это будет выглядеть как пособничество Израилю в осуществлении плана по окончательному опустошению Газы, которого опасаются палестинцы.
Это досадная ошибка руководства, имеющая глубокие региональные и глобальные последствия. Большинство арабских правительств ненавидят ХАМАС и поддерживающий его Иран. Такие страны, как Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия, нуждаются в стабильности и выигрывают от хороших отношений с Израилем. Однако они настолько опасаются вызвать гнев своих граждан правдой о происхождении ракеты, что решили нанести ущерб долгосрочным интересам своих народов.
Для Ирана это, похоже, выглядит как победа. На протяжении многих лет он придерживается стратегии финансирования, вооружения и обучения таких прокси, как ХАМАС и "Хезболла". По его расчетам, насилие и хаос ослабляют Израиль и дискредитируют арабские правительства. Если вид Америки, сражающейся с "Хезболлой" бок о бок с Израилем, приведет к разрыву отношений г-на Байдена с арабским миром, то ликующий Иран заложит основы своего господства в регионе.
Россия и Китай тоже выигрывают. На глобальном Юге бытует мнение, что на самом деле эта сложная история - простая история угнетенных палестинцев и израильских колонизаторов. Китай и Россия будут использовать эту карикатуру, утверждая, что Америка демонстрирует свое истинное презрение к людям со смуглой кожей в Газе и свое лицемерие в отношении прав человека и военных преступлений - точно так же, как, по их мнению, она сделала это, якобы спровоцировав войну на Украине.
Что может сделать г-н Байден?
Его анализ должен начинаться с необходимости достижения мира между палестинцами и израильтянами и признания того, что его не может быть до тех пор, пока ХАМАС управляет Газой, а не после того, как он продемонстрирует, что ненависть к евреям для него превыше любых других целей.
Город Газа пронизан туннелями. Поэтому для того, чтобы уничтожить способность ХАМАСа вести войну, необходимо наземное наступление.
Все последующее вытекает из хода этой наземной операции. Трагедия "Ахли Араб" подтверждает циничный расчет на то, что жертвы среди палестинцев помогают ХАМАСу, подрывая поддержку Израиля. Израильская армия должна быть замечена в том, что она щадит мирных жителей, не в последнюю очередь потому, что ей необходимо время для уничтожения туннелей ХАМАС.
Газа уже на грани. Плохие санитарные условия грозят эпидемией заболеваний. Израиль наконец-то согласился на то, чтобы часть помощи могла поступать в Газу. Но потребуется гораздо большее. Если Египет продолжит препятствовать приему беженцев, Израиль должен пойти дальше и создать убежища на своей территории в Негеве под наблюдением структур ООН.
Также жизненно важно четко сформулировать, что произойдет после вторжения. Израиль должен показать, что он борется с террористами, а не с народом Газы. Он должен пообещать, что после войны начнет новую жизнь, предложив программу восстановления и пообещав, что не будет душить экономику Газы. Это должно помочь поддержать новую палестинскую конституцию и новых избранных лидеров.
Все это будет легче сделать при новом израильском правительстве, которое будет избрано после окончания боевых действий.
Даже если мистеру Байдену удастся убедить Израиль предпринять эти шаги, остается самый сложный вопрос из всех. Как обеспечить безопасность в Газе после ХАМАСа? Израиль не может оккупировать анклав постоянно. От этой идеи справедливо отказались в 2005 году. Поэтому необходимы международные обязательства. Поскольку неясно, кто к ним присоединится, мистеру Байдену следует начать создавать коалицию прямо сейчас. Чем больше Израиль будет демонстрировать арабскому миру, что он серьезно относится к защите гражданского населения и планированию последующих действий, тем больше вероятность того, что арабские лидеры примут в этом участие.
Сложная задача. Многое может и будет идти не так. Укоренившийся антисионизм рядовых арабов будет подтачивать готовность их лидеров прийти на помощь. Но альтернатива - это распад, который питает такие страны-падальщики (быть может, вы предложите другой перевод, но в любом случае выражение крайне оскорбительно - feeds scavenger states), как Иран и Россия. Г-н Байден - единственный лидер, который может вернуть все на круги своя. Если он потерпит неудачу, и безопасность Ближнего Востока рухнет, это станет катастрофой и для Америки.
*****
Такой вот у них расклад.
Даже не знаю, что и добавить.
Только картинку, замеченную случайно. Хотя выглядит она в нынешних условиях, как какой-то атавизм, не имеющий никакого отношения к реальности.
Но почему-то зацепила.